English

Информационно-образовательный портал

ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ НЕБЫЛИЦ

Анна МЕЛЬНИК, фото smartnews.ru, 23 октября 2014

Шесть-восемь лет назад в школах России прошла массовая волна набора гендерно-параллельных классов. Теперь, когда мальчики и девочки, видевшие друг друга только на переменах, достигли переходного возраста, пришло время посмотреть, преодолеет ли старая-новая система образования этот трудный порог.

Спортсмен, отличник и просто красавец

Нельзя сказать, что гендерное образование в России — новинка, но для постсоветской России это всё ещё инновационный подход к обучению. Одним из первых за такую систему взялся лицей №103 города Железногорска более двадцати лет назад — по крайней мере, именно на его опыт опирались все последующие экспериментаторы. С чем связан бум почти десятилетней давности по всей России, в целом понятно — появились первые выпускники гендерных классов. Действительно, лицею №103 есть чем гордиться: по данным учебного заведения, каждый четвертый выпускник за последние три года — медалист, две трети учащихся — призеры олимпиад, а списку побед лицея во всероссийских конкурсах нет конца.

Главной причиной, почему девочек и мальчиков следует обучать порознь, по мнению сторонников гендерной системы, являются различия в восприятии информации, в двигательной активности, общем мировоззрении и социальных установках обоих полов. При смешанной системе обучения мальчики, отстающие по ряду параметров от девочек на 2-3 года, подавляются более активными одноклассницами и в дальнейшем не приобретают нужных черт мужественности. Именно воспитание «настоящих мужчин и женщин» ставится во главу угла гендерно-параллельного образования.

Пригласите даму танцевать

С гендерным аспектом всё понятно: особенные методики обучения, разработанные преподавателями путем проб и ошибок, с учетом социально-половых особенностей этот компонент выполняют. Что делать с проблемой первичной социализации ребенка, которую решает обычная школа? В реальной жизни мужчины и женщины находятся в постоянном взаимодействии, и этому взаимодействию тоже нужно научить.

Здесь и кроется суть параллельного образования. Все внеучебные мероприятия мальчики и девочки проводят вместе. С возвращением моды на всё дореволюционное в школы пришли балы, танцевальные вечера и костюмированные спектакли. Именно они должны научить мальчиков быть настоящими джентльменами, а девочек — томными барышнями.

Московская школа №760 пошла дальше и кроме традиционных балов и спектаклей ввела свое посвящение в первоклассники: девочкам вручают белый венок и , награждая званием «невестушки», а мальчики становятся «богатырями земли русской». В течение года активность ребенка позволит ему повыситься в звании и стать, например, лучшей невестушкой.

Детки подросли

Если посмотреть в документы, составляемые каждый год по результатам работы экспериментальных гендерных классов, можно только подивиться их эффективности. На сайте новосибирской гимназии №14 расположен подробный отчет о деятельности гендерной начальной школы (нынешний 9 класс), согласно которому раздельное обучение не только способствует умственному развитию ребенка, но и помогает решить ряд проблем со здоровьем. Так, в классе мальчиков от заболеваний сердечнососудистой системы избавился один человек, от — два, от патологий ЦНС — целых восемь. У девочек результаты скромнее: два человека избавились от заболеваний эндокринной системы, один — от заболеваний зрительного аппарата, еще один — от лор заболеваний. Зато осанку испортили 31 девочке.

С чем связаны такие успехи в лечении детских заболеваний, не совсем понятно. Можно было бы предположить, что дети получали какое-то особенное питание, делали лечебную гимнастику или занимались в специально оборудованных классах. Однако позвольте человеку, наблюдавшему за этими классами в течение пяти лет, развеять подобные предположения. Очевидно, заслуга гендерного образования в излечении этих детей невелика, если вообще имеется.

Что же касается успеваемости, которая должна вырасти по сравнению с обычными классами, то здесь положительная динамика не выходит за пределы начальной школы. Лучшее достижение мальчикового класса в той же гимназии — два с половиной отличника в начальной школе. В данный момент успеваемость мальчиков не значительно отличается от той, что мы имеем в обычных классах.

Дорогу прокладывает идущий

Как правило, гендерный эксперимент охватывает лишь какой-то небольшой период обучения ребенка: Академия благородных девиц при кадетских корпусах — 8-11 класс, учеба в заведениях МВД — от 9 класса и старше, гендерный класс в новосибирской гимназии предполагал только начальную школу. Как вести себя детям, вышедшим из этой среды, или тем, кто в неё попал не сразу, а проучившись какое-то время в традиционной школе? На какие программы опираться педагогам, если учебное заведение решает продлить эксперимент?

- Мы уже даже не спрашиваем, что с нами дальше будет, потому что даже учителя не знают, — говорит девятиклассник Павел, который учится в мужском классе. Их программа должна была закончиться в «началке».

Девочки, выйдя из женского коллектива, часто сразу выходят замуж просто «назло», мальчики рискуют быть замешанными в криминальных историях, как это произошло месяц назад. В Новосибирске в групповом изнасиловании девушки участвовали двое подростков, прошедших гендерное образование. Это я не к тому, что в их поведении виноват гендер, а к тому, что невозможно вырастить из мальчика джентльмена, просто отселив его от женского пола на 10 лет и преподавая навыки поведения только в теории. Как быть с переходным возрастом в гендерной системе, пока неясно, и случай в Новосибирске подтверждает, что необходимо что-то менять.

Владимир Кирьянов, социальный педагог, кандидат психологических наук:

- Любая новая методика в педагогике представляет собой опасность, ведь детская психика очень подвижна, и не всегда можно предугадать, как она отреагирует на тот или иной вызов социальной среды. В случае с гендерной системой мы сталкиваемся с ситуацией, когда на ребенка налагаются какие-то определенные запреты, он помещен в рамки, которые могут раскрыть в нём преждевременно какие-то возможности и навсегда закрыть доступ к другим, чаще всего творческим. Нельзя требовать от маленького мальчика быть мужественным, это проявится со временем. Можно подталкивать его к этому, развивать его волевые качества, но постоянно акцентируя на этом внимание, мы зажимаем ребенка.

Школа — то место, где ребенок приобретает навыки поведения в обществе. Если же в школе ему навязана та модель поведения, которой нет в обществе, то во взрослой жизни такой человек просто будет задавлен. Это необязательно может проявиться сразу, вообще невозможно предсказать, когда проявится какой-то его комплекс.

Ребенок в первую очередь берет пример из своей семьи и ближнего окружения, которое до определенного возраста и представлено школьной системой. Дома он видит маму и папу, они как-то между собой взаимодействуют, а в школе его вдруг сажают порознь с девочками. Как он себе это должен объяснить?

В таких системах за красивым фантиком скрывается немало проблем, еще недостаточно проработанных, и поэтому мы можем лишь догадываться, что будет с этими детьми в дальнейшем.

Справка

Гендерный класс предполагает, что в рамках обычной общеобразовательной школы на некоторых уровнях обучения (например, в начальной школе) мальчики и девочки учатся раздельно. При этом в негендерных классах дети продолжают обучаться совместно.

Rating 5 Просмотров: 7258

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.