English

Информационно-образовательный портал

ДЭФФФЕКТЫ РЕЧИ НА ТВ: МИФ ИЛИ ЛЕАЛЬНОСТЬ?

Мария ЧЕСНОКОВА, 21 июля 2015

3 года назад в уральской столице, благодаря фантазии и неординарному мышлению сотрудника екатеринбургского рекламного агентства, Антона Котовского, появился на свет вымышленный герой Сергей, а точнее Селгей или Селёжка или Селёга. Как вы успели догадаться, у этого персонажа есть своя особенность, небольшой дефект речи, а именно, он не выговаривает букву «Р». Селгей не брошенный ребенок: создатели-родители уделяют ему внимание, описывая его будни в социальных сетях.

Untitled

Если Селгей всего лишь вымышленный персонаж, то такие реальные «Селёжи» с дефектами речи стали появляться на телевидении.

Без сомнения, каждая профессия предъявляет специальные требования к человеку: у пилота должно быть идеальное зрение, у балерины гибкость, длинные, худые ноги и грациозные руки, а у танкиста рост не более 175 см. Без этих характеристик невозможно представить тот или иной род деятельности. Что же происходит с речью ведущих на телевидении?

Кирилл Пищальников, ведущий программы «Утро на 5»:

– Телевидение стало либеральнее во всех отношениях, в том числе и по вопросу произношения слов. Конечно, во времена Гостелерадио были очень строгие правила. Все дикторы, которые там работали, говорили академичным языком с театральными интонациями. Если честно, я не уверен, что это правильно.… Современное телевидение построено на индивидуальности. Нам хочется видеть и слышать не человека-машину, а конкретного Петю, Васю, Олю и Наташу. Нам не хочется официоза, нам хочется деталей, подробностей, в конце концов, человечности. Но стоит отметить, что нет такой редакции, которая тебя бы не прослушала, прежде чем выпустить в эфир. Все люди разные и говорят по-разному, главная задача, чтобы тебя поняли и чтобы твоя речь не вызывала негативных эмоций. Если человек может превратить дефект речи в свою фишку, тогда в чём проблема?

Безусловно, зрителю намного интересней слушать человека с экрана, который был бы ему понятен, но стоит понимать, что СМИ оказывает влияние на людей и не всегда оно имеет позитивные последствия. Порой, забывая о правильности речи, журналисты сами того не замечая порождают проблему во всей стране. Это отмечают и специалисты по речи.

Евгения Шестакова, руководитель «Школы голоса и речи»:

– Любой публичный человек, в том числе телевизионный журналист не имеет права на бытовую речь, на бытовой уровень языка и произношения. Существуют единые стандарты русского языка, которому все публичные люди должны следовать, потому что это влияет на качество речи в стране в целом. Если раньше были дикторы, на которых можно было равняться, то сейчас их нет и поэтому, к сожалению, сам институт ораторства и риторики исчезает практически на глазах.

Недавно проводили собственное небольшое исследование. В Яндексе запрашивали «советские ораторы »: поисковик выдаёт традиционные фотографии Ленина, Сталина, Хрущёва. Затем писали «российские ораторы», ни одного из ныне живущих политиков, бизнесменов, дикторов, российских звёзд мирового уровня, там нет. Конечно, это ещё связано со снижением ответственного отношения к языку, непосредственно с системой образования, ведь никто никогда в нашей стране не учил детей правильно говорить.

Сейчас востребован человек живой, способный говорить на одном языке с аудиторией, быть понятным, умеющим донести свои цели и мысли, однако качество речи должно быть отдельно стоящим объектом внимания.

Светлана Мохрякова, логопед:

– По данным мировой статистики число людей, имеющих речевые проблемы, возрастает. Аналогичная динамика наблюдается и в Санкт-Петербурге.

Причинами появления речевых дефектов могут быть: наследственный, генетический фактор, неблагоприятное протекание беременности, природовые нарушения (травмы, асфиксии), послеродовые нарушения (инфекционные заболевания). Также и социальные факторы, как влияние СМИ, которые могут привести к речевым отклонениям.

Как логопед, я предпочитаю слышать у работников радио и телевидения чистую речь с хорошо поставленным голосом и нормальным темпом речи. К сожалению, за последние 10 лет наблюдается тенденция снижения речевой культуры в СМИ.

Совсем иного мнения о возрастающем количестве журналистов с дефектами речи Ирина Паукшто, ведущая программы «Вести» на канале «Россия-СПб»:

– Кто сказал, что журналистов с дефектами речи стало больше в последнее время? Я не замечаю такой тенденции, особенно на федеральных каналах.

В постсоветское время, телевидение стало журналистским, то есть ведущими информационных программ являются сами пишущие журналисты. Именно этим и обусловлено появление каких-то небольших ошибок. Однако, тексты, которые звучат в эфире проходят серьёзный многоступенчатый контроль: начиная от журналиста-корреспондента, затем выпускающий редактор, потом шеф-редактор и ведущий. Система организована так, что муха не проскочит. Тем более, на российском ТВ сразу наказывают рублём за любые ошибки.

Что касается речевых дефектов: картавости, не произнесения шипящих, это вошло в ТВ журналистику исключительно с большим включением авторских программ в эфир. Именно здесь такое допустимо, если это блестящий журналист и прекрасный репортёр. Естественно, речь должна быть грамотной на телевидении, без дефектов, но иногда делаются исключения из правил. То есть всё зависит, во-первых, от жанра программы, а во-вторых, от ценности самого журналиста. Конечно, если человек нацелен на успех, адскую работу, то можно многое исправить.

Алёна Шмидская, преподаватель по сценической речи, актриса, окончила ГИТИС им. Луначарского:

– В настоящее время российское телевидение находится в состоянии пубертатного периода. Сегодня дефекты речи на ТВ – это нормально. Мне кажется, сейчас люди перестали обращать внимание на это. Очень долго была классическая постановка голоса, а потом от неё нужно было избавляться, потому что по-человечески говорить не умели: между зрителями и медийными людьми стояла незримая стена, и нужно было её ломать. Я думаю, что дефекты – это своеобразная болезнь роста. В конце концов, появится система, а затем и педагоги по сценической речи».

СМИ, особенно телевидение – это показатель настоящего исторического периода. Невозможно не согласиться с тем, что с изменением политических режимов должны меняться и требования к журналистам. Лозунг в демократической стране такой: свобода личности – свобода на ТВ. Однако, свобода свободе рознь. Как бы эксперты не относились к дефектам речи, эта проблема существует и ее необходимо решать, потому что опрос среди населения показывает неутешительные цифры:

Untitled

Rating 1 Просмотров: 7965

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.