English

Информационно-образовательный портал

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО

Всеволод КОЛМАКОВ, 11 октября 2015

Девятого октября на новой сцене Александринского театра в рамках просветительской программы «Повестка дня» выступил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Первая линия» собрала лучшие цитаты Пиотровского, сказанные им в этот вечер.

Untitled

– Сегодня крупные корпорации выбрасывают из своих бюджетов музеи. Там уже нет такой строки. Мы не конкуренты детским садам и библиотекам. Что поделать, музеи превратились в роскошь.

Зачем вообще нужны музеи? Это сложный вопрос. Но ответ иногда бывает очевиден, обычно в тяжелое время. Например, когда случается война. Тогда музей сразу становится местом, где концентрируется противостояние злу. Ведь как только некоему чистому злу нужно какое-то эффектное действие, оно сразу идет разрушать музеи. То есть они таким образом сознательно уничтожают культурное наследие, народную память о прошлом, хотя оглашаемые мотивы, как правило, просто идеологические или религиозные. Во время войны сразу всплывает истинная ценность музея. Цинично, но мы, работники сферы, стараемся этим фактом пользоваться и часто о нем напоминаем.

Посещаемость – это не критерий успешности музея. Вообще, это неправильная (хотя распространенная) позиция, что надо как можно больше людей в залах. Вот сегодняшний Лувр рассчитан, например, на пять миллионов человек в год, а набегает туда восемь. И самим посетителям в итоге неудобно. Каждому музею нужно столько человек, сколько он реально может принять.

Позиция такая: с заграничными коллегами мы дружим. Но все равно постоянно соревнуемся, у кого больше квадратных метров.

У нас на весь музей только одна отрубленная голова – на «Юдифи» Джорджоне. Во всех европейских музеях – я проверял – отрубленная голова есть почти на каждой стене. Эрмитаж в этом плане куда добрее.

По этому поводу много спорят, я разные цифры встречал, на сутки счет идет. Но у меня, на самом деле, есть своя история. Каждый год тридцать первого декабря я прохожу по всем активным залам музея, чтобы поздравить смотрителей с наступающим праздником. Так вот, Эрмитаж без остановок можно обойти за два с половиной часа. Хотя я однажды показал его иранскому министру за двадцать минут. А через четыре дня министра казнили, когда он вернулся из СССР домой.

Есть стереотип, что так называемое современное искусство обязательно должно быть провокационным, вызывающим. Я считаю, это заблуждение. Провоцировать должна массовая культура.

Венера Таврическая, один из ценнейших наших экспонатов, – она в свое время стала настоящим переворотом в русском сознании. Это абсолютный эстетический шок для нашего человека петровской эпохи. Начиная с того, что она, эта скульптура, трехмерная. В России такого тогда в принципе представить себе не могли – трехмерное искусство. И вот Петр привез Венеру, поставил ее в Летнем саду, установил охрану, сгонял всех на нее смотреть… Культурная революция, на самом деле, похлеще обрубания бород.

У Эрмитажа свой подход к современному искусству. Дело в том, что все, кто занимается созданием музеев современного искусства, – они считают, что оно какое-то особенное, целиком существующее в некоей собственной реальности. Собственно, на этом и основана идея отдельных музеев для современного искусства. Мы же считаем, что это абсолютно нормальное, обычное искусство. И вот эту его нормальность и полагаем необходимым показывать.

Музей – то место, где искусство становится доступным, где вещь начинает говорить. Обеспечить эту доступность – важнейшая наша миссия. Поэтому музей, любой музей, – это не только и не столько сама территория, сколько активная деятельность на ней.

Эрмитаж – конечно, лучший музей в мире.

ФОТО: Дмитрий КОЩЕЕВ

Rating 5 Просмотров: 6385

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.