English

Информационно-образовательный портал

Чьими стихами заговорил филфак

Ксения Колмагорова, 24 октября 2019

UntitledПрочитать свой текст на поэтическом вечере филфака СПбГУ удается не каждому — из большого количества присланных стихотворений организаторы отбирают лучшие. «По опыту всех литературных мероприятий оказывается, что если включить в программу больше десятка стихотворений, то к концу ничего не запомнится», — отметила организатор поэтического вечера Екатерина Косова.

Идея таких поэтических чтений появилась в связи с существовавшими некогда «Пятницами и вечерами К. К. Случевского». Эти литературно-общественные собрания преимущественно петербургских поэтов проходили в период с конца 1898 до 1917 года. Изначально они задумывались как продолжение «Пятниц» Я. П. Полонского. На вечерах Случевского читали свои произведения К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин и многие другие литераторы и поэты.

По словам Екатерины Косовой, изначально планировалось, что вечера будут дружеские, составляющие круг людей, которые знают друг друга. Поэтическая связь между ними должна была быть создана временем. В итоге получились много более масштабные мероприятия, где многие участники друг друга изначально не знают и в СПбГУ даже не учатся.

В этот раз вместо положенных двух часов встреча длится три: поэты и слушатели налаживали ассоциативный мост. Одно за другим прочитывались стихотворения. Размышляли о разном — о беге времени, об экзистенциализме, о том, что прямо и ясно не выразить, о ностальгической грусти по дому. Один из «взрослых» поэтов — Кирилл Золовкин — перевел практический опыт в поэтический, тем самым углубив смысловой посыл стихотворения и расширив его философское пространство. Особенно запомнились первые строки («Я хотел свою мать, — мне во сне говорил Эдип, — / Я убил бы отца, если б не был отец Триедин») — противоречивые, отсылающие к теориям Фрейда и мотивам стихотворения И. А. Бродского «Натюрморт».

Андрей Петров читал мягко, местами монотонно, но монотонность эта была, скорее, авторской ремаркой, отражающей эмоциональный фон стихотворения — ту самую ностальгическую грусть, которую испытывает человек вдали от дома, когда он вспоминает запахи, цвета, детали. Все это возвращает его обратно в отжитое, детское, первородное, позволяет ему, запутавшемуся, обрести себя прежнего («Узнаю незнакомое, помню забытое — и / Что-то близкое чудится в этой печальной дали / В этом сером обрубке виднеется наша скамья, / Что-то медленно ищется, что-то находится — я»).

Дмитрий Филиппов запомнился больше из-за своей манеры прочтения — низкий голос, звучащий раскатами на моментах, где особенно ярка аллитерация, практически чеканящий слоги тон и жестом выраженное «несказанное три» — все это о беге времени, о смерти и о жизни в целом.

Своими «сочными» образами отпечаталось в памяти выступление Анастасии Карповой: «густокровно бруснично белки вдави мне», «стану слизистым бельмом». Стихотворение интересное, сходу его по смысловым брускам не разберешь — между ними вьется знакомая всякой душе эмоция, проглоченная некогда мысль, схватить которую, обратить повторно в себя с первого раза сложно. Стоит прочитать и подумать.

Михаил Сопов «рисовал» пейзаж современности: экзистенциально — вопрос «зачем», касающийся всего существующего в целом, связан с вопросом о бессмысленности всякого течения жизни; эмоционально — о ненависти и несчастье, которым место в душе человеческой из-за неопределенности. С одной стороны — инфантилизм? С другой — правда? Решает каждый для себя сам.

Во всем многообразии философских размышлений нашлось место отвлеченно-бытовому. Большая часть присутствующих — студенты, ежедневно сталкивающиеся с особенностями общественного транспорта: душным автобусом, тесным метро, толчеей и и общим напряжением. Анастасия Шуптар в двух четверостишиях иронично рассказала о том, как это все утомительно, рутинно, местами больно («У тебя под глазами овалы / Синевы. И болят колени»).

Особенно необычно прозвучало стихотворение Максимилиана Неаполитанского. О понятии бесконечно-вечного, но, парадокс, болезненно-смертного. Об августе, как о числе («Август большое число, но не больше, чем сотня…»), возможно, — как о личном летоисчислении лирического героя, о его особенной отправной точке, о его постоянном, ежегодном перерождении. Под стать августу — переломное между летом и осенью, когда начинается обновление цикла «жизнь-смерть» и человеческого самосознания.

Песенный мотив нашелся в мягкости и нежности стихотворения Вари Золотаревой. Несколько слушателей уловили влияние А. А. Ахматовой. Звучная аллитерация, созданная естественно, интуитивно («Привычный, вечный, бесконечно…»), широкий живой образ метели — все в неосложненной, незамысловатой, почти песенной (тоскливо-песенной) форме, после оставляющей некую недосказанность, расшифровать которую подвластно только душе сопричастной.

Анастасия Голерова, по мнению членов литературного клуба «Опал» и организаторов межвузовского поэтического конкурса «Альбатрос», «утерла нос своими рифмами самому Маяковскому». Ее манифест посвящен бесстрашию, это как напоминание всем сомневающимся, что любой путь — легкий, сложный, никакой — должен быть преодолен с долей самоиронии, самокритики и смелости:

«Тебя, –

неудачи

твердят, –

окунём

в пучину».

Но я Мюнхгаузен!

Себя,

не иначе

с конём,

за парик

выну

из ямин хаоса».

Несмотря на то, что все прочитанные стихотворения так или иначе перекликались с существующими школами (направлениями) классической поэзии, жюри отмечали веяние нового, интересного. Авторы услышали рекомендации уделять больше времени проработке собственного стиля, потому что задатки есть.

К слову, появление членов Санкт-Петербургского литературного клуба «Опал» (Сергей Заботин, Кирилл Рыжков, Юлия Кургаева) изменило обстановку вечера. Поэты после небольшого перерыва получили отзывы от каждого из них. Говорили как о достоинствах, так и о недостатках. Для начинающих поэтов, пишущих в стол, это полезный опыт общения не только с людьми, которые посвятили анализу поэзии не один год, но и со своими потенциальными слушателями.

— Сейчас поэзия сражается за медиапространство, за популярность. На первый план выходят деньги и количество аудитории. Я был на многих поэтических тусовках и видел там одно и то же. Здесь же совершенно иначе. Люди совсем по-другому видят, слышат, говорят. Им не важно, сколько у них будет в итоге. Они просто пришли поделиться своим творчеством. И аудитория здесь… не избалованная. Они неопытны, а потому горят. Это круто, — произнес во время перерыва один из поэтов, когда стихи были прочитаны, эмоции свежи и люди — по-особенному заряжены делиться прочувствованным.

Обсуждения вышли бурными. Каждого поэта приглашали за трибуну, все желающие делились мыслями о стихах. Случалось, что дискуссии выходили такими оживленными, что к ним подключались практически все, кто сидел в аудитории. Говорили по желанию, поэтому горячо, эмоционально и по-настоящему. Бывало, звучали мысли, отражающие контекст даже самых сложных стихотворений. Ассоциативный мост между поэтом и слушателем позволял каждому из присутствующих ближе подойти к пониманию сути, к пониманию концепции созданного. Поэтический вечер был переполнен стихами, образами, мыслями. Если классическая поэзия в прошлом проходила подобный путь, перебираясь из одного салона в другой, из одного вечера в следующий, изменяемая манифестами, смыслами и временем, то хочется верить, что и сейчас происходит нечто подобное. Не на слуху, не популярное, пока что тихое и только начинающее говорить своим особенным голосом новой эпохи, оно растет, дышит, а мы ему помогаем. В будущем оно, возможно, переберется на первый этаж филфака, займет свое место между книгами в стопке и случайно встретится кому-нибудь, кто захочет традицию чтений продолжить. История продолжит жить, как и ее духовное наследие.

Следующее чтение пройдет 8 ноября в 18:00 в здании филологического факультета СПбГУ (В.О., Университетская набережная, д.7-9-11, лит. В, 188 аудитория).

Стихотворения можно прочитать здесь.

Фото: Вечера поэзии на Филологическом факультете СПбГУ

Rating 5 Просмотров: 5171

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.