English

Информационно-образовательный портал

«Умный город» — «умные медиа»

Ульяна Савоськина, Анастасия Гаврилова, 18 ноября 2019

UntitledНаверняка многие видели в городе машины и автобусы с голубыми, а чаще — разноцветными треугольничками по бокам. Этот транспорт развозил по разным мероприятиям почётных гостей и спикеров Санкт-Петербургского международного культурного форума. Одна из таких машин стояла 15 ноября и у музея Анны Андреевны Ахматовой в Фонтанном доме.

В этот день в рамках секции «Образование» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума там проходила панельная дискуссия на тему «Умный город» – «умные медиа»: музеи и СМИ в условиях глобальной цифровизации городских пространств». Причём обсуждались не технологии ради технологий — как это обычно делается на встречах, посвящённых новым достижениям в области науки и техники — на первый план вышли возможности налаживания коммуникации между людьми с помощью грамотной организации пространства «умного города».

Люди в «умном городе»

В условиях быстрого развития технологий люди часто теряются, чувствуют себя одиноко даже в густонаселённых городах. «Как антрополог я скажу, что одна из очень больших проблем общества сегодня — это потеря навыка общения лицом к лицу. Люди перестали общаться друг с другом и поэтому теряют навык общения, уходят в телефоны и коммуникацию через сети», — так обозначила эту проблему одна из спикеров дискуссии Лилия Воронкова, соорганизатор проекта «Открытая Лаборатория Город». Невероятно, но факт – сейчас учёные, дизайнеры и социологи пытаются использовать в целях побуждения людей к живому общению технологии, которые, по сути, и отдалили их друг от друга.

Пространство «ауканья»

Во время дискуссии Ксения Диодорова, руководитель студии «Гонзо-дизайн», представила проект об одиночестве людей в больших городах под рабочим названием «Ау». Техническая сторона проекта очень проста: группа дизайнеров создаёт коллажи из фотографий «аукающих» в полях бабушек и снимков леса. Причём лес здесь не является обычной природной локацией – он символизирует среду, в которой можно потеряться в прямом и переносном смысле: не только топографически, но и ментально, эмоционально. Снимки для коллажей делают в деревнях, но на самом деле предназначены они для людей городских.

Идея создателей в том, что человек, окружённый большим количеством людей, процессов и технологий, может чувствовать себя так же одиноко, как кто-то, живущий в глухой деревушке. «Потерявшись в лесу, человек аукает, не желая вступать в контакт с тем, кто ему отзовётся, просто ему важно знать, что в этой среде кто-то есть, и он не один. Социальные сети – тоже пространство ауканья, подачи сигнала и ожидания сигнала в ответ. Это не нужда в глубоком контакте, это история про экзистенциальное одиночество, в котором человек действительно находится, с одной стороны, один, а с другой, – ему почему-то важно знать, что в этой среде находится кто-то ещё», — объяснила Ксения Диодорова. Жители «умного города» не должны теряться в нём, как в лесу – они должны помнить о том, что не одиноки. И задача «умного города» — напоминать им об этом.

После запуска онлайн-версии проекта и фильма, посвящённого этой теме, в публичных пространствах Санкт-Петербурга будут расположены маленькие экраны с аукающими бабушками, и любой человек в городе сможет «поаукать» им в ответ.

Одиночество в толпе

Технологиям, объединяющим людей в «умном городе», была посвящена и речь Лилии Воронковой. Она рассказала о проекте художника Пола Нотзольда (Paul Notzold), направленного на сближение и преодоление коммуникационных барьеров. В пространстве города люди всегда находятся рядом друг с другом, но далеко не каждый может отбросить стеснение и заговорить с незнакомцем на улице или в метро. В этом случае может помочь виртуальное общение, но не совсем в том виде, в каком мы привыкли. Автор проекта дал участникам проекта, объединённым одной территорией, номер телефона, по которому они могли друг с другом обмениваться текстовыми сообщениями. Все сообщения, приходившие на этот номер, он проецировал на стену дома – таким образом, находящиеся на одной площади люди могли общаться друг с другом. Разница с обычными диалогами в соцсетях только в том, что участники диалога не знали, кому пишут сообщения и кто им отвечает. Таким образом они оказались одной группой, пусть и временной: сблизились и почувствовали себя в толпе комфортнее, открылись для знакомств.

Ещё один проект, о котором во время дискуссии упоминала спикер, — это работа Джона Крейга Фримана (John Craig Freeman) с дополненной реальностью. Художник тоже обратил внимание на то, что в мире информационных технологий люди всё больше отдаляются другой друга. Чтобы внести свою лепту в борьбу с этой проблемой, он как бы соединил несколько миров: наложил реальности разных городов друг на друга, чтобы люди смогли побывать в другом месте, как бы далеко оно ни было, увидеть, что где-то там есть точно такой же одинокий человек. Такой интерактив помогает одиночкам объединяться и находить товарищей по духу. Расширяя цифровое пространство, он даёт жителям больших городов возможность не чувствовать себя потерянными.

Хотим ли мы, чтобы музеи были умнее нас?

Конечно, проблемы «умных городов» не ограничиваются эмоциями и внутренним состоянием людей. В ходе дискуссии также обсуждались возможности создания «умных музеев». Есть ли место цифре в культурном пространстве, и каков запрос аудитории? Спикеры высказали разные мнения по этому поводу. Анастасия Озерская, руководитель пресс-службы Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, например, считает, что музеям – по крайней мере мемориальным – информационные технологии в ряде случаев могут только мешать, разрушая ту особую атмосферу, за которой многие посетители и приходят. Тем не менее, и в мемориальной квартире Анны Андреевны Ахматовой есть место экспериментам с цифровизацией культурного пространства. В ноябре здесь, в Белом зале, открылась литературная выставка, где предметы взаимодействуют с видеоматериалами, выставка VR-объектов «Ахматова. Ты один из моих двойников». Специальное приложение «Ахматова» помогает ориентироваться на этой выставке и видеть предметы дополненной реальности.

Современным музеем считает мемориальную квартиру А. А. Ахматовой и Лилия Воронкова. Она вкладывает в понятие «умный музей», прежде всего, его многофункциональность – возможность выполнять роль не только выставочного пространства, но и площадки для проведения других культурных мероприятий, места, где люди могут общаться друг с другом и обсуждать важные социокультурные вопросы.

Анна Михайлова, аналитик управления музейно-туристского развития ГАУК «Мосгортур», в своей речи размышляла о новых технологиях, которые обязательно должны присутствовать в музеях «умного города». По ее мнению, «умным» является музей, управляемый данными, которые собираются с помощью средств объективного контроля. Анна Михайлова предположила, что в идеальных музеях будущего было бы неплохо анализировать потоки людей с помощью систем видеонаблюдения, чтобы систематически получать информацию о том, в какое время и в каких залах собирается большее количество посетителей. А трекинг движения у конкретных экспонатов (быстрый проход, отсутствие подхода к экспонату или задержка у него) позволил бы ввести балльную систему оценивания популярности выставленных объектов. Чем больше у того или иного предмета баллов, тем он интереснее и привлекательнее для посетителей. Также эксперт рассказала о возможности расположения камер видеонаблюдения на экспонатах. Это нужно для считывания эмоций людей, которые на них смотрят и, соответственно, для определения эффекта, который тот или иной экспонат производит на посетителя. Часто ожидания создателя экспозиции разнятся с реальной реакцией на неё публики – подобная мера смогла бы уменьшить эту разницу.

И наконец

Важно помнить, что технологии в наших руках – лишь инструмент, и главное, что мы получаем в следствие технического прогресса – что инструмент становится легче в использовании. И только нам решать, как и для чего его применять. Умным город делают вовсе не технологии, а люди.

Rating 5 Просмотров: 5077

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.