English

Информационно-образовательный портал

Дохлопались?!

коллектив авторов, 21 ноября 2011

UntitledНа днях президент Белоруссии Александр Лукашенко внес поправки в закон о массовых мероприятиях. Казалось бы, рядовое событие в юридической жизни любой страны. Однако вскоре волна возмущения захлестнула всю белорусскую часть глобальной сети и даже докатилась до России. Что же вызвало такое негодование? В соответствии с внесенными в закон поправками теперь белорусам необходимо будет разрешение властей на «любое массовое присутствие граждан в общественном месте с целью выражения общественно-политических настроений или протеста, в том числе посредством флешмоба, организованного через Интернет».

Нетрудно догадаться, что именно стало причиной «батькиного» гнева. В стране регулярно проводятся акции молчаливого протеста, когда людей собираются в общественных местах и просто хлопают, демонстрируя этим свое несогласие с политикой президента Александра Лукашенко.

Наряду с другими оригинальными запретами белорусского лидера (который запросто может конкурировать с главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко), этот, похоже, войдет в историю. Поправка в закон о массовых мероприятиях – это не только отличная возможность народным юмористам посоревноваться в остроумии (в Twitter очень популярна шутка о том, что в Белоруссии скоро могут запретить людей). Она к тому же вызвала недоумение у представителей Евросоюза и ОБСЕ. Те предостерегли руководство Белоруссии от введения запретов, которые «еще больше ограничат фундаментальные права на свободу собраний и ассоциаций». Как бы то ни было, но теперь флешмобы у наших соседей вне закона.

Корреспонденты портала «Первая линия» решили разобраться в сути этого явления и понять, что стоит за этим популярным социальным актом: образ жизни, развлечение или политика?

Мгновенная толпа

UntitledВпервые явление «мгновенной толпы» (так дословно переводится название флешмоб) было описано в 2002 году в книге Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция». Социолог рассуждал о самоорганизующихся толпах, для которых главным механизмом движения, по его мнению, стали бы современные технические средства: Интернет и мобильные телефоны. Он назвал это явление «смартмобом» (английское smart mob — умная толпа). Многие моберы считают его отцом-основателем и Великим Магистром Ордена Флешмоба, хотя мистер Рейнгольд в действительности никогда не призывал собираться вместе для совершения каких-либо действий.

В чем суть флешмоба? Во-первых, он рассчитан на случайных зрителей. Классический флешмоб должен вызвать у непосвященных людей чувство непонимания, недоумения и даже участия в нем (в таком случае можно сказать, что флешмоб удался). Это абсолютно спонтанное действие, которое одновременно совершает группа людей без какого-либо централизованного руководства. Эти люди не должны показывать, что их что-то связывает. Кроме того, флешмоб не предполагает никаких политических, финансовых или рекламных целей. И в СМИ, кстати, не освещается.

Первый настоящий флешмоб прошел в Нью-Йорке 17 июля 2003 года. Около 200 человек собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага и стали уверять продавцов, что живут вместе в пригородной коммуне на окраине Нью-Йорка и что их коммуне необходим коврик любви. А уже через несколько дней волна подобных акций прокатилась по Америке и Европе. Например, на той же неделе в Японии прошел любопытный флешмоб агентов Смитов. Несколько сотен человек прошлись по центру Токио в костюмах знаменитого киногероя из «Матрицы». Жаль, что ответного шествия сотен Нео не состоялось.

Первый полноценный флешмоб в Москве и Санкт-Петербурге провели 16 августа. В Петербурге несколько десятков человек на московском вокзале ждали некую Татьяну Лаврухину из общества анонимных алкоголиков, прибывающую поездом №62. В Москве же надпись псевдовстречающих на табличке гласила абсурдное: «NzR178qWe».

От объятья станет всем светлей!

Участвуя в акциях, тысячи людей по всему миру ежегодно дают выход своим эмоциям и помогают тем, кому в данный момент не хватает внимания и любви. И все это лишь из благих побуждений. Вам нужен повод для того, чтобы выразить чувства, подарить тепло знакомому или незнакомому человеку? Флешмоб к вашим услугам.

Такой вид флешмоба начался с непереносимого чувства одиночества одного единственного человека – впоследствии основателя движения «Free Hugs» («Бесплатные объятия») – австралийца Хуана Манна.

После долгого отсутствия Хуан прилетел домой. Он стоял и смотрел на счастливые лица тех, кого заключали в объятия родные и близкие, давно ожидающие встречи. Хуана никто не встречал, да и не должен был. И именно в этот момент он понял, насколько одинок.

Вокруг было много встречающих, некоторые из них держали в руках таблички с именами, так как ждали незнакомых лично им людей. Тогда Хуану в голову пришла мысль тоже сделать себе табличку и написать на ней «free hugs».

Прохожие косо смотрели на мужчину, когда он вышел с такой табличкой на одну из самых оживленных улиц Сиднея – Pitt Street Mall. Однако через четверть часа Хуан почувствовал чью-то руку на своем плече. Это была женщина, у которой год назад в авиакатастрофе погибла единственная дочь, а именно в то утро умерла собака. И теперь, когда она осталась совсем одна в этом мире, ей хотелось только одного – чтобы кто-нибудь ее обнял. Хуан помог пожилой женщине, подарив ей свое нерастраченное тепло. А она, в свою очередь, показала Хуану, что и он может быть кому-то нужен, что даже в своем одиночестве он не одинок.

После этого случая по городу прокатилась волна флешмобов, кампания «Free Hugs» набирала обороты. Однако в 2004 году власти Сиднея потребовали прекращения проведения акций, видимо, заподозрив в них какой-то тайный подтекст. Хуану Манну предложили заплатить 25 миллионов долларов за медицинскую страховку, после чего ему было бы разрешено обнимать кого угодно. Но Хуан не пошел на поводу у властей (да и откуда было взять такую сумму?) – он стал собирать подписи в поддержку кампании. Подписавшихся набралось больше 10 тысяч, и власти оказались бессильны. Бесплатно обниматься было разрешено.

Видеозапись флешмоба разместили на YouTube. А в 2006 году чтобы поддержать Хуана Манна после смерти бабушки, его друг Шаймон Мур (солист группы «Sick Puppies») сочинил песню на видеоряд. Клип, в котором Хуан Манн обнимал незнакомцев на улицах Сиднея под красивую меланхолическую музыку, стал самым запрашиваемым на сайте YouTube.

«Бесплатные объятия» прижились и в России, в отличие от, например, тех же флешмобов с поцелуями, проводимых во многих странах 6 июля (во Всемирный день поцелуя). И этому есть множество объяснений. Скромность, заложенная в национальном характере, нежелание обнажать душу при большом скоплении народа, невозможность подарить частичку своей души сразу многим. Все, чего хочется большим массам людей, – делиться положительными эмоциями и получать отдачу. «Free Hugs», безусловно, подходят для этого.

Корпсинг, труппинг и прочие – инг

После того, как флешмобы распространились по всему земному шару, они, конечно же, эволюционировали. Появились отдельные виды флешмобов, утратившие компонент уникальности, но сохранившие спонтанность.

Только представьте: в уличной толпе, словно по мановению волшебной палочки, резко замирает 50 человек, будто время для них остановилось. А через три-четыре минуты эти люди, участники флешмоба, оживут и разойдутся, как ни в чем не бывало. Вы удивитесь, улыбнетесь? А если по сценарию флешмоба «Эпидемия», на землю перед вами замертво упадет человек, а другой, прикоснувшись к нему, внезапно упадет тоже. И так по цепочке 20 моберов подряд будут изображать смерть от заразы, чтобы увидеть вашу реакцию. Стресс уже обеспечен. А как вам понравится заглянуть в кафе и увидеть в кресле умершую девушку с закатившимися глазами? Это только потом вы узнаете, что она жива и всего лишь практикует такое «невинное» увлечение, как корпсинг (или труппинг). Есть и менее экстремальные, но не менее жестокие перформансы. Например, коунинг . Весь смак заключается в том, чтобы купить в «Макдональдсе» вафельный рожок и взять его не за салфетку, как обычно, а за сам наполнитель, и при этом снять реакцию продавца. Но зачастую беспокойство вызывает не моральное здоровье невольных жертв и зрителей флешмобов, а угроза для жизни самих участников.

Примером тому может послужить планкинг. Эта игра пришла в Россию совсем недавно. Первый массовая акция состоялась 17 сентября этого года в Самаре на Всероссийском Дне Планкинга. Правила этой нехитрой игры состоят в следующем: необходимо лечь на какую-нибудь поверхность лицом вниз, выпрямить ноги, вытянуть руки по швам и замереть для фотоснимка. Что тут опасного-то? Ан нет!

Осторожно, флешмоб!

Серьезно и критично о флешмобах СМИ заговорили в мае нынешнего года в связи с несчастным случаем. Двадцатилетний парень из Австралии, выполняя экстремальный планкинг, сорвался с перил балкона седьмого этажа и погиб. Здорово рискуют и те, кто изображает лежачего полицейского на проезжей части, замирают на рельсах поездов или выполняют планкинг в метро, лежа на платформе, обдуваемой ветерком подходящего состава. И чем дальше, тем страшнее. Ведь чем популярнее эта забава, тем сложнее привлечь к себе внимание и тем опаснее и экзотичнее должен быть трюк. Поэтому, иногда трудно не согласиться с теми, кто считает подобного рода деятельность глупой и опасной затеей. Но стоит ли рисковать ради «лайков» под фотографиями в контакте?

Это что, протест?

Мы отметили главные черты флешмоба: спонтанность, массовость, общее время и пространство и, главное, аполитичность. Но вернемся к нашим белорусам. Своими флешмобами они четко дают понять, что недовольны политикой своего государства. Так куда же делась аполитичность и где стирается граница между безобидным развлечением и массовым протестом?

Протест, в классическом понимании, оказывается не таким эффективным, как флешмоб. Во-первых, для того, чтобы привлечь внимание к какой-то проблеме, необходимы новые выразительные средства. Метафора, оксюморон, гипербола – это не список литературных терминов для экзамена, это новое оружие протестующих, которое они позаимствовали из опыта флешмобов (вспомним синие ведерки на крышах автомобилей как символ синих мигалок высокопоставленных чиновников). Во-вторых, флешмоб легче организовать. Ведь никто не запрещает массовые собрания людей. На митинг нужно получить разрешение, а для флешмоба такового не требуется. Единственное, что требуется – придать образность своим действиям, схитрить.

Источником свободомыслия во все времена в России был Университет. Студенты часто устраивают флешмобы, которые призваны обратить внимание общественности или государства на ту или иную проблему. И проблемы эти более чем серьезные. Недавний флешмоб студентов Московского государственного университета тому пример.

Политическая акция или обычный субботник?

После визита президента России Дмитрия Медведева в университет, студенты факультета журналистики МГУ решили провести субботник в здании на Моховой улице. Организаторы утверждают, что никакого политического подтекста в акции нет, «просто ряд людей почувствовали необходимость убрать у себя дома».

В ходе встречи с президентом были нарушены права учащихся и принцип независимости факультета в целом. Президент факультета Ясен Засурский после встречи заявил, что силовики превысили свои полномочия, запугивая студентов отчислением. Он признал, что одинаково не одобряет поведение как сотрудников ФСО, так и участников пикета. Тем не менее, Ясен Засурский сказал, что "не собирается никого отчислять". На следующий день студенты решили устроить субботник на факультете, что вызвало противоречивые эмоции у общественности.

Флешмоб в России больше, чем флешмоб

На сайте российских моберов, который так и называется «Флешмоб в России больше, чем флешмоб», обширный список городов – Владивосток, Екатеринбург, Краснодар, Омск, Барнаул и Тольятти. В заявленных темах нет ни слова о политике. Бой подушками на центральной площади города, массовое поедание мороженого, утренняя зарядка и пение в общественном транспорте – вот основные темы.

Существует мнение, что движение моберов, возникшее в начале нулевых, вспыхнуло яркой звездой на фоне серых будней мегаполисов. Вспыхнуло, и тут же погасло. Интерес к движению стал угасать и теряться вместе с его главным принципом – анонимностью. Флешмоб, как безобидная шутка и развлечение городской молодежи изменился, и стал частью политических выступлений.

- После того как тайное стало явным, интерес к движению в артсреде пошел на убыль. Но жанр продолжал свое победное шествие по жизни. Постепенно он перешел из молодежной субкультуры в политику: в том же 2004-м в Питере люди в масках кричали под окнами путинского дома: «Вова, домой!» - говорит художник Лиза Морозова.

Однако романтика иррациональных поступков все же остается. И если в столицах движение действительно часто приобретает политическую окраску, то в регионах люди просто развлекаются. И порой кажется, что делать зарядку и петь в троллейбусе действительно здорово. Особенно, если ты не один.

Материал подготовили: Екатерина Портнова, Дарья Ткачук, Анна Дохина, Евгения Лебедева, Петр Тенетко, Ирина Малыгина, Екатерина Павлова, Оксана Ольшевская, Анастасия Климова, Илья Шайдуров

Корреспонденты «Первой линии» задали несколько вопросов увлеченным петербургским флешмоберам, чтобы взглянуть на это противоречивое явление изнутри, прямо из самой души истинного мобера.

«Мы убирали снег красными лопатками»

Оксана Ольшевская поговорила с создателем проекта "Питер Online", организатором множества флешмобов в Санкт-Петербург Анатолием Коптевым

- Анатолий, вы помните ваш первый флешмоб?

- Если честно, не помню... Я сам из пригорода, и это явления тогда было для меня новым и непонятным. Конечно, я мечтал попасть на подобное мероприятие, но никак не мог найти: ни где оно проходит, ни как в нем поучаствовать. Как вдруг нашел в интернете видео, где 30 тысяч человек танцуют под музыку. Тогда я решил организовать что-то подобное. В тот раз у меня ничего не вышло, но я понял, что хочу этим заниматься. А потом я нашел себя в PR и стал организовывать уже не флешмобы, а креативные мероприятия. Мы убирали снег красными детскими лопатками, учили иностранцев плавать на Невском проспекте... А первый запомнившийся флешмоб случился, когда мы организовывали водные бои.

- Сколько занимает подготовка к акции?

- Можно сделать все за неделю, а можно и за три дня. Самая короткая подготовка заняла у нас четыре часа - когда в Петербург приехал танцующий Мэтт (известный флешмобер, снимающий ролики, на которых он танцует в разных странах - прим. автора). Об этом никто не знал, и мы решили быстро организовать флешмоб, и за несколько часов помогли ему собрать на площади 500 человек.

- На что нужно больше времени - на развитие идеи или на технические моменты?

- Задумка рождается очень быстро. А потом идет доработка, обсуждение деталей. Самое сложное - это сбор людей. Пока до участников дойдет информация, пока они ее переварят, соберутся…На все это уходит уйма времени.

- Как обычно на происходящее реагируют очевидцы?

- Поскольку мы все делаем запланировано, то зрители знают, что будет происходить. Часто просят присоединиться, и мы никогда не отказываем. А вообще существует три вида реакции: первая - когда очевидцы становятся участниками. Вторая - когда люди идут мимо, и им все равно. Третья реакция - негативная, когда люди начинают кричать, чтобы мы лучше шли работать, чем ерундой страдать. Но эту реакцию можно понять - просто состояние такое. Возможно, они придут домой, выпьют чай, сядут перед телевизором - и поймут, что не было смысла кричать.

- Существуют довольно строгие правила флешмоба. Вы их соблюдаете?

- На данный момент существует два вида флешмоба. Первый - классический, как раз то, что ограничено огромным количеством правил, своеобразный идеал, который является "вспышкой толпы". Второй - флешмоб как общее понятие нестандартных мероприятий. Уже появились политический, коммерческий и PR флешмоб, которым мы как раз и занимаемся. Мы не соблюдаем никаких правил, кроме одного: создать позитив. Главная наша цель - привлечь как можно больше народа.

- А как вы относитесь к политическим флешмобам?

- Я считаю, что это глупая реклама. Как PR-специалист, могу сказать, что флешмоб - это тренд, который мы создали. Но сейчас многие коммерческие мероприятия называются флешмобом – так устроители пытаются привлечь внимание к каким-то грязным проблемам. Но я считаю, что это просто акции.

- Сейчас вы активный участник и организатор флешмобов. Не боитесь, что рано или поздно надоест этим заниматься?

- Для меня это не проблема: у нас есть целая организация, в которой много работников, в том числе и более молодых, поэтому смена мне всегда найдется.

Корреспондент «Первой линии» Петр Тенетко решил провести опрос на эту тему среди студентов. Ему слово:

- Флешмобы с каждым днем привлекают все больше молодых людей. Мы решили устроить живой опрос в стенах родного журфака, чтобы узнать, как современная молодежь относится к флешмобам, и сколько студентов готовы поучаствовать во флешмобе, если им предложат.

В ходе исследования было опрошено ровно 100 студентов факультета журналистики СПбГУ – 50 девушек и 50 парней (!). Большая часть студентов положительно отнеслась к идее флешмоба и выразила желание принять участие, если им предложат. «Флешмоб вносит в нашу жизнь какое-то разнообразие», - отмечают студенты.

Однако есть на нашем факультете и более осторожные люди, составившие второе по популярности мнение: принять участие во флешмобе они готовы, лишь предварительно уверившись, что задумка мероприятия им подходит. «Флешмоб, безусловно, вещь хорошая, поскольку это проявление демократии, но участие я бы стал принимать, только в том флешмобе, который знаю и одобряю», - говорит студент старших курсов Алексей.

Было и много студентов, которые либо не слышали о таком развлечении, либо абсолютно нейтрально отнеслись к флешмобам, «Лучше б люди перестали фигнёй страдать и ходили бы на лекции», - говорит одна из опрошенных студенток.

Далее у нас идут противники флешмобов, у большинства из которых есть свои причины не любить «вспышки толпы». Некоторым не нравится отсутствие какой-либо идеи в флешмобах, а другим просто противна русская интерпретация выходок чудаковатых заморских граждан. Как прокомментировал один юный журналист: «Европейский флешмоб – это одно, но на Русские флешмобы без слез смотреть невозможно».

Были и просто неоднозначные ответы, которые сложно назвать позитивными или негативными: «В классическом своём понимании, флешмоб – вещь замечательная, но в наше время всё больше людей коверкает это понятие, делая из него что угодно, только не флешмоб, так что к современному флешмобу я отношусь негативно».

Во многих случаях опрошенные уже принимали участие во флешмобах: из 100 человек 29 на себе испытали все достоинства и недостатки этого необычного явления.

Но, главная новость этого опроса заключается не во мнениях и их разнообразии, а в том, что на журфаке все-таки существует как минимум 51 студент мужского пола. Так что девушкам, распускающим слухи, что журфак – это место, обделенное женихами, стоит задуматься над своими словами. Правда, сколь бы много мужиков на журфаке ни было, во флешмоберы они явно не рвутся. Девушки по всем вопросам обставили мужиков в своей «флешмобной» активности – и любят они флешмобы, и хотят флешмобов, и участвовали в флешмобах больше, нежели противоположный пол.

Вывод: ищешь девушку? Попробуй сходить на флешмоб!

Rating 5 Просмотров: 8237

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.