English

Информационно-образовательный портал

МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО Я БОЛЬНА…

Екатерина ГОРБАНЬ, 15 июля 2014

Недавно мне посчастливилось присутствовать на заседании ученых-психоаналитиков, которые обсуждали тенденцию роста числа психопатологий во всем мире. И, по словам специалистов, Россия здесь не стала исключением.

Так, Александр Катков, ректор Международного института социальной психотерапии отметил, что в нашей стране число лиц, страдающих психическими расстройствами, составляет порядка 10-15 процентов населения, или 12-14 миллионов человек.

Чтобы было понятно, что такое «психическое расстройство», и стоит ли поднимать панику, приведу определение этого диагноза из словаря психиатрических терминов.

Итак, «психическое расстройство – в широком смысле состояние психики, отличное от нормального здоровья». Тогда встает вопрос, что считать нормой, поэтому читаем дальше. «Психологически здоровые люди – это люди, умеющие приспосабливаться к условиям жизни и разрешать жизненные проблемы. Если же способности ограничены, и человек не справляется с повседневными задачами в личной, семейной жизни или на работе, когда он не в состоянии достичь личных целей, то может идти речь о той или иной степени психического расстройства». И тут меня обуял страх.

Не понимаю, как Катков высчитал эти 12-14 миллионов, ведь после такого определения кажется, что здоровых среди нас априори быть не может. Судя по дефиниции, все, кто когда-либо слышал слово «аврал» на работе, – больны, пережили развод – больны, и я, не получившая в свои годы «Бэнтли» под окнами, – больна. А если проблемы возникают в личной жизни у девочки Маши из седьмого класса, когда ее бросил какой-нибудь Петя? И она одна из этих 12-14 миллионов?

В том же словаре психиатрических терминов вычитала, что предменструальный синдром тоже является психопатологией. А им страдают в нашей стране около 70 процентов женщин детородного возраста. И только это число больше 12 миллионов. Зато в очереди к врачу девочкам не должно быть скучно.

Не кажется ли вам, что для нас такое определение не подходит? Ведь мы живем в России, где пенсии, стипендии и зарплаты не всегда позволяют нам «достичь личных целей», чтобы быть психически здоровыми. Но никто из нас себя при этом больным не считает, потому что это жизнь, и ее надо прожить, а не выстрадать. У всех ипотека, кредит, и нам просто некогда обращать внимание на такие мелочи. А по-моему, это и есть мелочи и врачебные условности.

И небольшое дополнение к теме разводов. По данным ЗАГСов, в 2013 году распался каждый второй брак. Это 667 971 развод. Или 1 335 942 потенциальных больных только за один год. Хотя они сами вряд ли так считают.

Другой специалист, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, профессор Михаил Решетников назвал три составляющие психологического здоровья. Чтобы сойти за человека психически здорового, вы должны получать удовольствие от трех вещей: секса, общения и работы. И если с первыми двумя все почти понятно, то с последним совсем нет.

Кто из нас любит свою работу, получает от нее удовольствие не только в день зарплаты, а каждый день? Мне также попалось исследование Фонда «Общественное мнение», в котором говорится, что в России этот уровень составляет двадцать процентов. То есть восемь из десяти опрошенных подходят под категорию психически нездоровых по Решетникову. По данным Федеральной службы государственной статистики, численность занятого населения в России составляет более 75 миллионов человек. Восемьдесят процентов от 75 миллионов - это 60 миллионов. Лечите, доктор.

Я обратилась с вопросом к Каткову, не считает ли он, что российские пациенты психологов – это люди с уровнем жизни гораздо выше среднего, потому что у обычных людей нет статьи расходов на «поговорить». Ответ профессора меня удивил. По его мнению, вопрос финансового благосостояния здесь совсем ни при чем. «Человек, обратившийся за помощью к психологу, обладает более высоким уровнем интеллектуального развития», - считает Катков, объясняя это тем, что тот, кто идет к психологу, осознает свою проблему и пытается найти решение с помощью специалиста.

И вот тут я с профессором вынуждена поспорить. Мы говорим о России, и все, что Катков и его коллеги называют болезнями, мы называем просто жизнью. Жизнью с белыми или черными полосами. Когда у русского мужика проблемы, он пойдет к друзьям, они выпьют по пятьдесят грамм, и завтра он, излеченный, с новыми силами отправится завоевывать мир. Может, на Западе найдется много людей, которые готовы платить деньги, чтобы их слушали, но в России пойдут к друзьям, а не к врачам. У нас позвонят близким, а не в «службу спасения». К нам неприменимо то, что где-то считается нормой, у нас особая страна с особыми людьми, не подходящими ни под одно определение. Да, в России могут выпить стопку водки, если что-то пошло не так, но русские не считают себя больными, если личная жизнь не клеится. Люди у нас сильнее.

Вспоминается мне также подходящий эпизод из популярного комедийного сериала. Там врач, американец, работающий в России, получает два дня отгула от психолога за то, что в его далекой заокеанской Америке у него издохла собачка. И тут наш, русский врач, в ответ на это рассказывает свою картину жизни: жена ушла, денег до зарплаты не хватает, жить негде, - вот это проблемы для русского. На мой взгляд, очень показательно.

Мы живем, приспосабливаемся к жизни, переживаем трудности, и сами поднимаемся после неудач. Нас учили не выносить сор из избы, и мы не жалуемся чужим на наши проблемы. Наши женщины не могут себе позволить впасть в депрессию из-за развода. Они работают, воспитывают детей и не считают себя больными. Наши мужчины не жалуются, что их уволили, они не опускают руки, строят дом и сажают дерево. И они тоже здоровы.

Все из нас вертятся в своем колесе жизни, принимая происходящее или надеясь на перемены. И все работают, общаются и занимаются сексом. С удовольствием.

Rating 5 Просмотров: 5368

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.