English

Информационно-образовательный портал

ГОРЕЦ ОТ УМА ИЛИ ЗАЧЕМ ГЕРАСИМ УТОПИЛ МУМУ

Анастасия БЕЛОГЛАЗОВА, 23 марта 2013

«Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь!» Похоже, что строки Владимира Маяковского стали девизом современных школьников на уроках литературы. Бытует мнение, что современная молодёжь совершенно не интересуется русской классической литературой. Мол, какой толк читать о том, что было 200 лет назад. Так ли это?

Ответить на вопрос нелегко. Тем не менее, международный проект "Исследование качества чтения и понимания текста", проведенный в 2012 году, показал, что российские учащиеся начальной школы читают не меньше других в мире. Выше нас - младшие школьники Гонконга, ниже - финские.

Но если брать выписки из ЕГЭ по литературе разных лет, перед нами предстанет совершенно иная картина: «горец от ума», «вспомним Анну Каренину, как она героически бросилась под поезд и подорвала всех, кто в нем находился», «поэт бросает вызов ноктюрну» («А вы могли бы?» Маяковского), «из Петруши хотели вырастить настоящего солдата, который не боится пойти на фашиста» («Капитанская дочка»).

Несмотря на печальную тенденцию, в последнее время в средствах массовой информации развернулась дискуссия в связи с просочившийся в интернет некой программы по литературе. Якобы Министерство образования предлагает на уроках сделать упор на современных авторов (Улицкая, Пелевин), сократив количество произведений русской литературы 19 века. Из новой программы исчезли Куприн, Астафьев, Высоцкий, Алексей Толстой, «Медный всадник» Пушкина, гоголевские «Петербургские повести».

По данным социологического опроса 88,8 процентов респондентов выступили против такой реформы, одобрили её 4,1 и ещё 7,1 процент считает, что если ребёнку надо, он прочтёт литературу независимо от списков. Форумы кишат сообщениями: люди разных профессий и возрастов видят ситуацию по-разному. Встречаются, правда редко, мнения, что литературу вообще нужно убрать из школьной программы (орфография и пунктуация авторов сохранена): «А я за практичность. Литература в школе меня раздражала. Были совершенно другие интересы. Книги стали актуальны для меня в возрасте 20-22 лет. Учился на твердую 3. Сейчас общаюсь с отличниками и разницы в интеллекте и мировоззрении, ни какой не ощущаю. Я думаю, что внимание следует уделять действительно важным для человека вопросам, деньги, отношения с людьми, здоровый образ жизни. Подняли проблему! Дети не будут читать «Даму с собачкой» (Артем, 26 лет, юрист), «литература предмет скучный. Убрать» (Кондратьев, 47 лет, менеджер), «литература 19 века может и хороша, но-увы, совершенно неактуальна. Кого сейчас волнуют проблемы молодых разочарованных дворян? Кто сейчас поймёт, почему Анну Каренину не принимало общество? И как поможет современным школьникам история про Герасима, который утопил Муму, ведь крепостного права уже почти два века, нет, слава богу....» (Александр В.)

Но большинство категорически против таких перемен: «Как филолог - возмущен, мягко говоря. Но, дорогие мои соотечественники, нет смысла сейчас обсуждать эту проблему. Извините, все это пустая трата нервов, душевных сил. Назовите хоть одну реформу последних лет, которая была бы проведена на благо России. Хоть одну!» (Евгений Романович, 64 года, пенсионер), «Конечно, всё это очень сильно зависит от преподавателя. Но происходящее в образовании в целом нервирует» (Наталия 17 лет, студентка). Подобные отзывы, возмущения и даже согласие, понять можно. Но есть то, что бросается в глаза при чтении любого форума - огромное количество комментариев, которые несколько отличаются от взглядов недовольного обывателя… «Это что заказ на отупение новых поколений? Целенаправленная подрывная деятельность? Мол пошлым стадом с премитивными потребностями проще управлять? Конец света если и будет, то случится он в головах, с таким образованием» (Денис, 30 лет), «детей хотят превратить в бездумных, чисто технически и практически мыслящих машин, без нравственных и духовных ценностей, не знающих своей культуры, у стремленных на запад. Другого объяснения действий нынешнего министерства я не нахожу!!! (Александр, 23 года, юрист), «кто-то ещё сомневается, что происходит целенаправленная информационная война против населения России? Америке не нужны мыслящие рабы» (Евгений , 42 года).

Интересен взгляд на проблему Олега Смолина, депутата Государственной думы, первого зампреда Комитета по образованию. Он, как и форумчане, считает, что идёт информационная война, попытка "запудрить мозги" молодого поколения: "В программе список обязательной литературы для школьников действительно существенно «зачищен», причем не столько от русской классики, сколько от авторов и произведений левого толка. Совершенно исчез Николай Чернышевский, исключены романы Максима Горького «Мать», Александра Фадеева «Молодая гвардия», Николая Островского «Как закалялась сталь» и т.п. Даже такой известный либерал как Дмитрий Быков, справедливо заметил: из программы исчезло все, что может хоть как-то напоминать о революции, дабы эта мысль каким-то образом не проникла в сознание молодых".

Возможно, сама по себе программа, сколь и её последствия, не так уж серьёзны. Во-первых, на данный момент она не утверждена – Минестерство образования и науки «открестилось» от документа, заявив, что «не имеет отношения ни к разработке, ни к публикации данной программы». Во-вторых, даже если его примут, то не раньше, чем в 2020 году. В-третьих, даже если бы эта программа была утверждена, она имела бы статус примерной, а не обязательной.

Народ, устав от постоянных «инициатив» и дурацких законов, нашёл, кажется, единственное оправдание - заговор государственников чиновников против своей страны в пользу запада, намеренное «обыдление» подрастающего поколения. Мы слишком долго терпели. Но именно сейчас создаётся ощущение, что последняя капля уже упала.

Rating 5 Просмотров: 5787

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.