English

Информационно-образовательный портал

"НА БЕГУ НЕЛЬЗЯ ОБУЧАТЬ ДАЖЕ БЕГУ, А ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ ТЕМ БОЛЕЕ"

Евгений ЛУПЕНКО, 20 июля 2013

В пятый раз команда Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики занимает первое место на чемпионатах мира по программированию. О команде победителей, чемпионате, проблемах университета и о предложениях министра обороны Сергея Шойгу корреспондент «Первой линии» обсудил с профессором, заведующим кафедрой «Технологии программирования» Анатолием Абрамовичем Шалыто.

Untitled

    - Анатолий Абрамович, почему именно эти ребята представляли университет на чемпионате мира? Происходил ли специальный отбор участников в команду?

– Никакого отбора на этот раз не было. В финале чемпионата мира можно участвовать только два раза. В прошлом году наша команда в составе Михаила Кевера, Нияза Нигматуллина и Евгения Капуна была чемпионом мира по программированию, при этом Женя стал двукратным чемпионом. Участвовать в финале нельзя больше двух раз, поэтому одно место в команде было свободным. Кроме того, к нам в университет поступил Геннадий Короткевич. Было известно, что куда поступит Геннадий, команда того университета скорее всего и станет чемпионом. В пятом классе Гена занял 27 место в мире среди всех школьников планеты на международной олимпиаде по информатике, а в восьмом, девятом и десятом классах – первое. У него были и другие выдающиеся достижения. Он мог поступить и в Стэнфорд, и в Гарвард, но поступил к нам. Наверное, Гена понял, что наш университет – это самый близкий путь к титулу чемпиона мира. Действительно, НИУ ИТМО находится рядом с Дворцом спорта «Юбилейный», где в этом году проходил финал, а из Стэнфорда до «Юбилейного» вообще не дойти.

    – Как известно, победителям чемпионата обычно предлагают работу в IBM. Расскажите, поступали уже такие предложения вашим ребятам и если да, то согласились ли они?

    – В прошлом году представители IBM говорили о том, что к ним на работу принято двенадцать команд, естественно, с оговоркой «кто хочет». В этом году с той же оговоркой на работу приняты четыре команды. При этом они особо отмечали наших ребят: они будут очень рады, если чемпионы мира решат работать у них.

    – То есть все-таки не согласились?

    – Ну, что значит не согласились. В данный момент все ребята учатся, например, Гена закончил лишь первый курс, а когда они завершат учиться, то смогут поступить на работу в любую ИТ-компанию мира, а не только в IBM. Но у меня другой интерес – сохранить их для постоянной работы в НИУ ИТМО, что мне в ряде случаев удается делать в рамках инициативы «Сохраним в университетах лучших!» (http://www.savethebest.ru/). Так что мы еще поберемся за этих ребят и не только с IBM.

    – Многие СМИ сообщают о том, что в связи с многократными победами вашего университета в чемпионате мира, министр обороны Сергей Шойгу предлагал подписать ректору ВУЗа соглашения о сотрудничестве, за которым последует целая серия заказов на выполнение работ связанных с обеспечением обороноспособности страны. Очень интересно, подписаны ли эти соглашения и поступили ли уже первые заказы?

    – Существуют две договоренности, одну и которых наш ректор Владимир Николаевич Васильев уже согласовал, а вторую, скорее всего, тоже согласует. Все дело в том, что есть много выпускников, которые заканчивают бакалавриат или магистратуру, но они не учились на военной кафедре, и поэтому должны где-то проходить службу. Так вот по первому соглашению, ВУЗ будет рекомендовать своих студентов в научные роты, где наши ребята займутся программными разработками для Министерства обороны. В рамках второго соглашения Сергей Шойгу предложил сделать наш ВУЗ базовым по программному обеспечению для Министерства обороны. Детали этого соглашения уточняются.

    – А как лично вы относитесь к предложению Сергея Шойгу?

– К указанным соглашениям отношусь нормально, но после победы из уст Министра обороны прозвучало, что еще и чемпионов мира надо привлечь к их работам, и сразу нашлись ретивые исполнители даже не директивы, а просто фразы. У них ничего не получилось, так как ребята защищены Законом – они учатся. Вот тут я категорически против – без чемпионов мира обойдутся, так как известно, что для того, чтобы вырастить урожай, нельзя съедать весь посевной материал!

– Поясните это, пожалуйста.

– Если говорить честно, то мало на мою голову было Интелов, Фейсбуков и Майкрософтов, которые, не платя за это ни государству, ни ВУЗу ни копейки, сманивают наших студентов и выпускников, которые учатся или учились на бюджетной основе. Как-то я получил из одной из таких корпораций письмо о том, что они готовы взять на работу чемпионов мира и их тренера (как-будто другие не готовы). После того, как я их спросил: «А не надо ли к ним за бесплатно добавить еще и С. Аршавина?», который тогда был в расцвете сил, они отвязались. Потом появились олигархи высочайшего ранга, которые обедают с нашими выпускниками, но не для того, чтобы помочь нам, а с целью сманить ребят к себе. А теперь и Сергей Кужегетович вместо помощи нам хочет заполучить таланты себе. Предложение работать на них – это не та форма помощи, которая необходима для сохранения суперталантливых ребят в российском университете. Он, конечно, имеет больше оснований на привлечение их к себе на работу по сравнению с предыдущими «персонажами», так как образование ребят оплачивало государство, а он как бы его и представляет. Но и наш университет государственный и признан одним из лучших по ИТ в стране, и в этом смысле мы не хуже Министерства обороны. В этой ситуации пусть военнообязанные таланты сами решают, где они хотят трудиться на государство. Они могут, например, захотеть учиться в аспирантуре. Про невоеннообязанных и граждан других государств, например, Беларуси, разговор особый.

– Что Вы предлагаете в этом случае?

– Для талантов ввести систему договоров, как, например, в профессиональном футболе. Там звезду, которая не является свободным агентом, никто не может сманить, так как при переходе из клуба в клуб новому клубу надо договариваться не только с футболистом, но и с клубом, в котором он сейчас работает. Это сделано для того, чтобы клубы могли самовоспроизводиться – иметь возможность продолжить собирать «урожай». Кстати, у футболистов «пятой» лиги никаких договоров нет – полная свобода не только от обязательств, но и от получения денег. Также дела обстоят в баскетболе, волейболе и хоккее. А почему для чемпионов по программированию и других ИТ-талантов не ввести такую систему?

– Вы очень болезненно относитесь к этой проблеме.

– Да, потому что считаю, что в ВУЗах, наконец, должны появиться молодые ИТ-преподаватели и ученые, работающие в них постоянно, которые смогут готовить новые таланты. Именно это, по моему мнению, и будет в существенной мере способствовать укреплению обороноспособности страны! Не могут люди за 60 лет учить ИТ качественно талантливую молодежь. К нам на кафедру «Компьютерные технологии» со всей страны отбираются с помощью олимпиад лучшие дети, поступает человек пятьдесят, а заканчивают примерно тридцать пять (в этом году нам пришлось принять в два раза больше). Человека два из них хочется остаться в ВУЗе (в этом году осталось шесть человек (!), да таких, что любая ИТ-компания мира их с удовольствием взяла бы к себе), но ни Шойгу и никто другой в стране не обеспечивает в настоящее время достойную зарплату преподавателям, которые учат поступающих на бюджет талантливых детей, и поэтому выпускники уходят в промышленность или уезжают из страны. Я же все делаю для того, чтобы их сохранить здесь – если уж не в университете, то в одной из российских компаний, которые нам помогают. Недавно удалось удержать одного молодого человека, у которого уже был подписан договор с одной из известнейших ИТ-компаний мира.

– А в других университетах молодые таланты не преподают?

– Преподают, но почти всегда по совместительству, и этом главное наше отличие. Известно, что когда у тебя на основной работе «горит проект», тебе не до общения со студентами, не до научной работы, не до проведения олимпиад. О воспитании я уже и не говорю вовсе. У многих, кто преподает, цель снова таже – сманить лучших выпускников из университета к себе. Да и преподавание при таком подходе происходит не лучшим образом, так как на бегу нельзя обучать даже бегу, а функциональному программированию тем более. Когда, наконец, это поймут в нашей стране на всех уровнях, или хотя бы вспомнят или узнают, как это было в СССР (http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=74901).

– Существуют ли подходы к решению проблемы нехватки молодых преподавателей и ученых в университетах?

– Я предложил и реализовал такой подход в рамках указанной выше инициативы «Сохраним университах лучших!». Помощь российских ИТ-компаний позволила почти 20 молодым талантам остаться на постоянной работе на кафедре «Компьтерные технологии» НИУ ИТМО. Среди них четыре чемпиона мира по программированию, два призера чемпионатов мира, а остальные ребята таких достижений в олимпиадном программировании не имеют, но они тоже прекрасно образованы и умны. Кстати, из тех, кто остался на кафедре в этом году, один вернулся из промышленности. Имея базовую зарплату за счет помощи помощи ИТ-компаний, а не работы на них, мы и сами зарабатываем дополнительные деньги, проводя олимпиады по программированию (http://russiancodecup.ru/) и выполняя научные исследования по машинному обучению и биоинформатике!

– Все-таки как сохранить таланты в университетах?

– Мне кажется, что надо расширить закон «О воинской обязанности и военной службе». По закону допускается альтернативная служба в тех случаях, когда военнообязанные по ряду причин не могут проходить военную службу, и идут на работы в интересах общества и государства. Так вот и военнообязанные ИТ-таланты должны иметь возможность на альтернативную службу – работу на постоянной основе в вузе в качестве преподавателей и исследователей. Кто не согласен пусть идет, например, в научные роты, или куда-нибудь еще.

    – Поделитесь секретом, как у вас получается растить чемпионов?

    – Во-первых, работа на кафедре доцента Андрея Станкевича. Он тренер всех наших команд-победителей. Под его руководством команды университета пять раз занимали первое место на чемпионатах мира, а четыре раза – третье. Он сам дважды был призером чемпионатов мира, а премию Президента РФ в области образования он получил еще студентом пятого курса. Кроме того, он бессменный председатель жюри Всероссийской командной олимпиады школьников по программированию, проводимой ежегодно начиная с 2000 г. Его уже много лет знают все «продвинутые» школьники всей страны. Приведу только один факт из преподавательской деятельности этого выдающегося молодого человека. На следующий день после финала этого года он уехал проводить летнюю компьютерную школу для двухсот школьников, включая пятиклассников, отобранных со всей страны. Он запретил мне звонить ему с 22 до 23 часов, так как укладывает школьников спать. Как вы думаете, куда поступят эти сильные дети учиться после окончания школы?

Во-вторых, это то, что сделал я в рамках инициативы «Сохраним в университетах лучших!» При этом мне удалось сформулировать три условия, при выполнении которых выпускник, если он хочет постоянно работать в российском ВУЗе, может это сделать: первое условие – пристойная зарплата (бывают еще зарплаты недостойные и достойные – нетрудно догадаться, кто их платит), второе – сколько времени ты работаешь на себя, а сколько – на «дядю». Наш ближайший конкурент по этому показателю разрешает своим многим своим сотрудникам 20 % рабочего времени заниматься своими проектами. У нас эта пропорция обратная. И последнее, третье условие – относиться к ребятам как к своим детям.

    – Впервые финал чемпионата мира по программированию проходил в России, у нас в Санкт-Петербурге, и главным организатором был ваш ВУЗ. Сумели ли мы показать достойный уровень?

    – По признанию международной общественности, здесь, в Санкт-Петербурге, была лучшая организация чемпионата за всю его историю, а он проводился ни много, ни мало 37-й раз. Интересно, что директором состоявшегося финала был наш выпускник Роман Елизаров, который, еще будучи школьником, занимал третье место в мире по информатике, а потом был чемпионом России по программированию среди студентов. Говорят, что программисты – «ботаники», но среди них есть и такие, которые могут не только побеждать на чемпионатах, но и провести чемпионат, приняв более 1200 гостей со всего мира, которых нужно был селить, кормить, возить и т. д.

     – Влияют ли постоянные победы в таких чемпионатах на число поступающих университет ребят?

     – Конечно, и это замечают по всей стране. Наш университет постоянно на слуху, и поэтому к нам поступают хорошие дети. В частности, в этом году к нам кафедру поступило больее четверти всех победителей и призеров (!) олипиад по информатике, проводимых Российского союзом ректоров. Мы стали национальным исследовательским университетом, совсем недавно попали в число пятнадцати лучших вузов России, которые будут участвовать в «гонке» за попадание в рейтинги лучших университетов мира. А еще наш университет уже два года подряд побеждает в конкурсе художественной самодеятельности «Я – молодой», в котором участвуют многие вузы Санкт-Петербурга. У нас интересно учиться и работать, и я горжусь, что работаю на кафедре «Компьютерные технологии» НИУ ИТМО, которую более 20 лет создали В.Н. Васильев и В.Г. Парфенов, за что им признательны многие поколения выпускников и их родители.

ФОТО is.ifmo.ru/photo/2013-07-03-ICPC-Finals/index.html

Rating 0 Просмотров: 7687

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.