English

Информационно-образовательный портал

ФЕДОР ЦАРЕВ: «ЕЩЕ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД Я НЕ ПЛАНИРОВАЛ ЗАНИМАТЬСЯ БИОИНФОРМАТИКОЙ»

Елена ПОПОВА, 19 октября 2013

UntitledКандидат технических наук, чемпион мира по программированию 2008 и победитель прошедшего Science Slam в Петербурге Федор Царев рассказал корреспонденту «Первой линии» о том, что такое биоинформатика, как живут молодые ученые сегодня и объяснил, почему он не уехал за рубеж.

- Расскажите, пожалуйста, в чем суть вашего исследования?

Я занимаюсь исследованиями в области биоинформатики. Есть два типа биоинформатики: первый берет начало в биологии (экспериментальным путем в биологии накапливается много данных, которые обрабатывать вручную сложно и тогда на помощь приходит информатика). Второй тип уходит корнями в технические науки. Математики, которые занимались информатикой, услышали о биологических задачах и сформулировали их на математическом языке. Это два пути в биоинформатику. Для меня цель биоинформатики – создание некой математической модели, которая объясняла бы, как функционирует организм человека, что нужно для того, чтобы подобрать правильные лекарства, рекомендации по образу жизни и питанию человека.

-Почему вы стали этим заниматься?

В жизни – все результат случайного стечения обстоятельств. В данном случае обстоятельства следующие: на втором-третьем курсе я был на лекции, посвященной биоинформатике. В конце 2009 года мой научный руководитель на форуме «Наука и общество» в Петербурге познакомился с академиком Константином Георгиевичем Скрябиным, директором Института биоинженерии РАН. Они разговорились на тему возможного сотрудничества. Так начались наши исследования в области биоинформатики.

-Участвовали ли вы в других мероприятия наподобие Science Slam?

А есть другие? Наверное, не участвовал. Хотя если говорить о содержании доклада, то на слэме я рассказывал почти то же самое, что я читаю школьникам. Меня несколько раз приглашали в школы – на «День Науки», чтобы я рассказал ученикам о наших исследованиях. Примерно также просто и доступно я говорил и со взрослой аудиторией.

- Как вы думаете, как нужно популяризировать науку в России?

Все зависит от того, какие цели преследует ученый. Зачем нужно популяризировать науку? И должны ли науку популяризировать молодые ученые? Науку нужно популяризировать, чтобы она была модной. Как это делать? Наверно, мероприятия типа научных битв – оптимальный формат. У научных конференций немного другие задачи. Конференции - это мероприятия внутри научного сообщества. Еще один способ - писать научно-популярные статьи в журналы такие как «Наука и техника», «Популярная механика», вести научно-популярные блоги – объяснять основные концепции, понятия.

- Вы пишете научно-популярные статьи?

Я – нет.

-Почему?

Не знаю. Как-то не сложилось писать статьи. Может быть, когда-нибудь попробую. В Science Slam я принял участие, потому что мне кажется, что подготовка к нему требует меньше времени, нежели написание статьи. Хотя с другой стороны, если бы я к нему с нуля готовился, было бы сложнее.

- Почему вы стали заниматься научной деятельностью, а не пошли работать в Google или Яндекс?

В Google меня взяли, но как-то не очень много денег предлагали, я ожидал больше. В науке в определенной степени больше свободы в выборе задач, которые надо решать, в выборе того, как организовать работу по сравнению с трудовой деятельностью в крупных компаниях.

- Как вы считаете, какова идеальная научная карьера в России?

Понятия не имею. Честно.

- Кем видите себя лет через 10?

Нет никакого смысла загадывать на столь длительное время, потому что новые возможности возникают постоянно. Пять лет назад, например, у меня не было никаких планов заниматься биоинформатикой.

-Как сейчас складывается ваша научная карьера?

Хорошо. У меня есть лаборатория, в которой работает десять –двенадцать человек. И если ее расширять дальше, то и карьера станет уже не научной, а административной. Делать лабораторию больше десяти-двенадцати человек невозможно. Уже сейчас администрирование отнимает много времени. В общих чертах, научная карьера складывается следующим образом: сначала человек работает в чей-то лаборатории, потом открывает свою. Она у него расширяется до десяти-пятнадцати человек. После этого он делает выбор: строить административную карьеру (становитсязаведующим кафедрой, деканом, проректором) или оставаться на уровне лаборатории такого размера.

- Какую карьеру из двух вы предпочли бы?

И у первого, и у второго пути развития событийесть достоинства и недостатки. Посмотрим.

- Многие ученые уезжают сегодня за рубеж. Вы не планируете в ближайшем будущемпокинуть страну и проводить исследования за ее пределами?

Зачем мне мотаться по этим постдоковским позициям, если у меня уже здесь есть лаборатория на десять человек? Все ученые хотят иметь свою лабораторию, в конечном счете. Может быть, целесообразно покидать страну физикам, химикам, биологам, тем, кому необходимо для работы специальное оборудование – наподобие адронного коллайдера. Наша лаборатория занимается алгоритмической биоинформатикой – нам нужен компьютер и все. Компьютеров в России достаточно. Зарплаты вполне сопоставимы и даже больше, чем в некоторых европейских странах.

- На какие средства существует лаборатория?

Наша лаборатория находится на кафедре компьютерных технологий Санкт-Петербургского национально-исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Кафедра выпускает в год сорок-пятьдесят программистов высокого класса, которые очень интересны российским кампаниям типа Яндекса и Мейл.ру. И, соответственно, они готовы поддерживать морально и материальноподготовку нужных им людей. Мы получаем финансовуюподдержку не только от государства, но и от частных IT-кампаний. Университет участвует в государственных программах, выигрывает гранты – все это дает возможность платить людям более менее нормальныезарплаты. По программе национально-исследовательского университета мы получаем дополнительное финансирование – на развитие, на закупку оборудования, на поездки на конференции, на стажировки. Это выстроено трудами тех ученых, кому сейчас около шестидесяти лет. Если сравниватьс зарплатами в университетах Европы и Америки, то наши сотрудники получают примерно столько же.

- Как быть остальным учёным, чья карьера складывается не так успешно?

Ученому нужно: оборудование, коллеги, с которыми можно обсудить вопросы и нормальная постоянная зарплата. У нас тоже много трудностей: отчеты на несколько страниц, деньги по грантам иногда задерживают. Это все есть. Но как-то успеваем, справляемся. При наличии понимания, какие исследования проводить, какое оборудование закупать, при поддержке российских ученых и при помощи приглашенного мирового ученого, наверно, можно успешно работать ив России - проводить исследования на мировом уровне. Кому-то, может, и правда есть смысл уезжать за границу.

ФОТО - paperpaper.ru

Rating 5 Просмотров: 8292

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.