English

Информационно-образовательный портал

"ВНУТРЕННИЙ МИР" УНИВЕРСИТЕТА

Антон КАЛАШНИКОВ, 14 ноября 2013

Больше года назад Санкт-Петербургским государственным университетом была запущена информационная система поддержки образовательного процесса Blackboard. Однако интранет-сервис, призванный устроить дистанционное взаимодействие студентов и преподавателей по западному образцу, стал полноценным элементом повседневной жизни воспитанников и работников СПбГУ только два месяца назад: в течение 2012/2013 учебного года происходила регистрация будущих пользователей Blackboard.

Untitled

С началом активного использования системы у преподавателей и студентов возник ряд трудностей. Так, часть педагогов по физкультуре (учебный процесс по этому предмету первым стал на рельсы Blackboard) указывает на неудобства, заложенные в механизме выставления оценок: информацию о посещении студентами курса приходится постоянно дублировать, заводя с началом каждого занятия список явившихся и позже занося информацию в систему. Проблемы учащихся представляются более серьезными: некоторые из них не только не смогли сделать все, что от них требовалось, чтобы оказаться в желаемой секции по физкультуре, но и вовсе лишились принадлежности к какой-либо группе по вышеозначенному предмету и были вынуждены обратиться за помощью к администрации университетской кафедры физической культуры и спорта.

Каково будущее Blackboard в стенах СПбГУ? Как можно оценить систему с позиции специалиста по IT? С этими вопросами корреспондент "Первой линии" обратился к заведующей кафедрой медиадизайна и информационных технологий факультета журналистики Светлане Бодруновой.

Untitled

- Как вы считаете, удобна ли система Blackboard для организации учебного процесса?

- При ответе на этот вопрос я бы выделила два важных аспекта. В первом из них – технологическом – система мне кажется вполне приемлемой. Интерфейс достаточно прост – в принципе, его можно постичь самостоятельно, а значит, он приближен к уровню среднего пользователя. Стоит отметить довольно большое количество настраиваемых блоков: преподаватель может корректировать описание курса, вносить изменения в систему оценок с целью сделать ее как можно более прозрачной. Blackboard позволяет аккумулировать какую-нибудь информацию, которую можно забыть или потерять: в системе есть удобный раздел записей. И это не говоря о почте, которая позволяет обмениваться сообщениями не на базе внешнего носителя, но в пределах университетского сервиса, что довольно важно. В технологическом аспекте система, пожалуй, действительно удобна.

Но есть другой аспект – культурологический. Учебный процесс гибок, и студенты довольно часто сдают задания позже срока. Мы же, преподаватели, довольно часто входим с ними в определенные личные отношения – чтобы что-то объяснить им лишний раз, исправить оценку…

- И система исключает такой формат общения между преподавателями и студентами?

- Как вам сказать… Она предлагает, например, хорошо отлаженный сервис дедлайнов. Скажем, ваше задание будет видно вам до пятнадцати часов восемнадцатого числа. Потом, если вы не успели его выполнить, вам засчитывается за него «ноль». Система адаптирована под западного пользователя, потому что там – на Западе – существуют формулы, по которым высчитывается оценка за предмет. Например, студент должен выполнить в рамках освоения курса несколько заданий, каждое из которых оценивается определенным количеством баллов. Если учащийся не выполняет какое-либо из заданий в срок, он автоматически получает нулевую оценку. Если итоговое количество баллов не превышает пятидесяти из ста, студент вынужден заново проходить предмет, заново оплачивать соответствующий модуль. Однако в нашей стране такой сценарий невозможен хотя бы потому, что наше внебюджетное образование не предполагает оплаты отдельного модуля – вместо этого оплата носит посеместровый характер.

Важно, что вышеописанная жесткая система администрирования дедлайнов на Западе вовсе оторвана от преподавателя. Задания поступают в отдельный офис, отдельные должностные лица их принимают и только потом передают преподавателю, чтобы тот был избавлен от возможных конфликтов со студентами. У нас нет такого отлаженного механизма, и строгий регламент западного образца невозможен, несмотря на то, что мы все – и преподаватели, и студенты – понимаем, что несем ответственность за свою учебу и работу. Скажем, я как преподаватель готова нести полную ответственность за проверку работ моих студентов в срок – тут ведь тоже есть свои дедлайны. Но готов ли к насаждению жесткого регламента студент – человек молодой, энергичный, с огромным количеством интересов?

Система – в том виде, в каком она должна стать после ее полного освоения, – во многом удобна для студентов. Например, учебные материалы, занесенные в Blackboard, всегда под рукой, и студенту не обязательно постоянно искать контакта с преподавателем, чтобы тот отправил ему почтой очередную презентацию. Преподаватель, в свою очередь, может предоставить учащемуся возможность пройти специальный тест по предмету и выяснить, какая часть курса освоена им в недостаточной степени, посмотреть, в каких заданиях он делает ошибки. Пройдя тест несколько раз, учащийся может закрепить неусвоенный материал; особенно это важно для иностранных студентов. Но, тем не менее, адаптация учащихся к такому интранет-проекту будет связана с определенными трудностями культурологического характера.

- Необходимость использовать Blackboard сейчас кажется студентам чистой условностью и препятствием. Вы говорите о таких трудностях?

- Именно. Но хотелось бы заметить, что вообще студенты гораздо быстрее адаптируются к любому интерфейсу, чем преподаватели, которые до тридцати-сорока лет могли вовсе не иметь опыта общения с компьютером. При активном освоении Blackboard университетом студенты будут адаптироваться быстрее, возможно, будут создавать внутри системы сообщества, распространять информацию, которая и сейчас расходится в их среде в основном через социальные сети. Однако на фоне конфликта наших гибких представлений об образовательном процессе и жесткого западного подхода можно ожидать возникновения пласта неких практик, выражающихся в давлении на преподавателя – мол, измените, пожалуйста, то-то и то-то, что вам стоит кнопочку нажать, чтобы поменять дедлайн…

- Насколько наша постановка учебного процесса отличается от западной, и как долго студенты могут адаптироваться к Blackboard?

- У нас нет таких же механизмов промежуточной аттестации, текущего контроля, нет таких же процедур, посвященных, например, сбору контрольных работ. Важнее всего то, что в нашей стране обучение всегда строилось на личных отношениях между студентом и преподавателем. При этом кто-то из студентов больше заинтересован в освоении учебного материала, кто-то скорее интересуется практической работой, так как это позволяет в дальнейшем занять более высокую должность, быстрее наработать профессиональный навык. Большинство преподавателей стараются подходить к приоритетам студентов гибко – мы ведь и сами учились, помним, как это было.

Любые нововведения, способствующие формализации, будут встречать сопротивление учащихся. Впрочем, не думаю, что сопротивление будет долгим: когда определенный процент пользователей освоит Blackboard, этот процесс станет необратимым.

- Надо сказать, что сейчас Blackboard выглядит довольно безжизненно и используется в основном для организации учебного процесса по физкультуре…

- Насколько я понимаю, университет просто-напросто предпочел с этого начать. Возможно, преподаватели физкультуры несколько раньше своих коллег получили доступ к системе, а мы только начинаем ей пользоваться. Сложно предсказать, насколько преподавательский состав будет активен в заполнении Blackboard. Тут все зависит от стимулирования: университет может каким-то образом поощрять преподавателей, переносящим в систему свои курсы. Возможен и «метод кнута» – мол, к такому-то сроку вы должны все занести в Blackboard.

- Достаточно ли убедительно система выглядит на фоне подобных ей сервисов, действующих в крупных учреждениях на Западе?

- Считается, что система Moodle позволяет решить большее количество задач, и я разделяю этот взгляд. Однако Moodle, как мне кажется, несколько сложнее с точки зрения организации преподавательского аккаунта. У этой системы есть русифицированная версия, ей пользуются некоторые вузы… Ее, пожалуй, не назовешь монополистом рынка, но она по меньшей мере заняла важную нишу. Удобно то, что Moodle установлена на серверах других вузов – по большей части за рубежом. Это позволяет интегрировать усилия по выработке такого интерфейса, который будет удобен именно для организации учебного процесса.

Blackboard – тоже довольно известная на Западе система. Она может быть выгоднее в техническом отношении. Несмотря на то, что мне трудно сейчас оценить технические характеристики Blackboard, могу сказать, что Moodle требует куда больших запасов оперативной памяти и более широкого интернет-канала. Наших сегодняшних мощностей на эту систему хватило бы, но, так как пришлось бы задействовать Wi-Fi-канал, как только на последний ляжет серьезная нагрузка: когда студенты на второй-третьей паре залезут в свои гаджеты – начнутся определенные трудности. Blackboard же, как нас заверили на посвященной ему консультации, работает без перебоев при наличии канала не более мощного, чем обеспечиваемый 3G-модемом.

- С чем может быть связан выбор именно Blackboard в качестве интранет-платформы?

- Я думаю, сыграло роль соотношение цена/качество, а также наличие в университете специалистов, способных русифицировать систему и обеспечить ее функционирование, а после объяснить другим должностным лицам вуза, как ей пользоваться. Я знаю, что на некоторых факультетах СПбГУ стояла система Sakai, разработанная специально для университета. Она несколько лет действовала в пределах Смольного института, а также, если не ошибаюсь, работала на филологическом факультете. Но, как и любой софт, написанный под очень конкретные задачи, Sakai малоадаптабельна, и Blackboard, видимо, обладает большей гибкостью, что выражается в большем количестве задач, которые можно решить с ее помощью.

- Каково ваше личное отношение к тому, что университет взял систему на вооружение?

- Я в первую очередь одобряю появление в СПбГУ интранета как такового. Его давно стоило ввести, так как огромный массив видеолекций, презентаций, учебных материалов рассредоточен по многим факультетским сайтам и страницам. Мы должны иметь стройную систему доступа к нашим учебным ресурсам. Появилась возможность ее выстроить – через индивидуальные аккаунты студентов и преподавателей. В выборе Black-board нет ничего плохого: я, например, пока что не заметила серьезных изъянов в функционале системы. Она гибка, примечательна большим количеством опций. Были вопросы к русификации системы, то есть к описанию элементов интерфейса: преподавателям не всегда понятен перевод, выполненный компьютерщиками. Но в целом и это не проблема: все функции описаны более или менее человеческим языком.

Rating 5 Просмотров: 8002

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.