English

Информационно-образовательный портал

ОЛЕГ СЕРДОБОЛЬСКИЙ: «СТРАШНО, КОГДА У ЖУРНАЛИСТА ВМЕСТО ГЛАЗ – КУСОЧКИ БУТЫЛОЧНОГО СТЕКЛА»

Влад ЧИРИН, 19 мая 2014

Пятнадцатого мая исполнилось 70 лет репортеру ИТАР-ТАСС, выпускнику факультета журналистики, Олегу Михайловичу Сердобольскому. Юбиляр пообщался с нынешними студентами родного факультета, рассказав, какую роль в его жизни сыграл университет, сколько листов бумаги придется исписать, прежде чем тебя заметят и какие риски встречаются на пути начинающих журналистов.

Untitled

– Расскажите, как в столь почетном возрасте вам удается выдерживать темп современной журналистики?

– Есть такое понятие – профессионализм. Это понятие впитывается в кровь. Бывают ситуации, когда что-то невозможно сделать из-за, например, высокой плотности событий. Но каким-то образом все разруливается, потому что внутри профессионала существует что-то, что включает варианты, которые он решает попутно. «Здесь тебе поможет это, тут ты можешь обратиться к этому, там есть запись, это событие принципиально важное и ему нужно уделить внимание в первую очередь…» Особенно сложно бывало, когда десятки событий сходились в один день. Вспомнить, к примеру, день 300-летия Петербурга. Шла лавина событий, и каждое заслуживало внимания. Как мы это все успели осветить? Вот внутри себя что-то такое мы запускали для охвата всего материала. А объяснить это трудно, потому что – врожденное. Еще один случай был из ряда вон выходящий. Вы видите красную и серую книги? Это двухтомник «ТАСС уполномочен рассказать». Мы писали его вместе с моим другом, Виктором Ивановичем Ганшиным, которого, к сожалению, уже нет в живых. Было столетие ТАССа, и месяцев за пять до этой даты нам предложили сделать книгу о ТАССе. Пять месяцев – для такого труда это срок, конечно, немыслимо маленький. Я страдал от какой-то нервной болезни, у меня была бессонница. Мы перелопатили гору материала. И каким-то образом мы, как профессионалы, подошли к дате сдачи рукописи день в день. Я не мог объяснить, как нам это удалось. Мы не гордимся этим, просто так сказался профессионализм. И у вас так же будет. Я своего возраста не ощущаю, продолжаю каждый день с интересом работать. Наверное, это такой этап ощущения себя в профессии, когда не ты ищешь информацию, а она идет к тебе.

– Какую роль сыграл факультет в вашем становлении как профессионала?

– Огромную роль. Мы имели возможность слушать лекции великих, без преувеличения, профессоров. Их голоса до сих пор у меня в ушах. Вспоминаю о них с благодарностью. Мой вам советам, как универсантам: напитывайтесь знаниями. Профессия-то придет, но ей нужна культурная база. Никогда не ленитесь узнавать что-то, впитывать что-то, что на сей момент может казаться неважным. Все пригодится. В журналистике никакое знание не лишнее. По одному абзацу я могу определить, насколько человек интеллектуально подготовлен, чтобы браться за тему и вообще работать в этой сфере. Это все видно. Чтобы база была хорошая, учитесь нормально, потому что такого благодарного времени, как студенческие годы, у вас больше не будет. Дальше все будет плотно, жестко, а иногда и беспощадно. Университету я очень благодарен за то знание, которое он вложил в меня. Я был прилежным студентом, по моим конспектами десятки не очень регулярно посещающих занятия ребят готовились к экзаменам и сдавали все на пятерки. Просто я понимал важность обучения. Но имейте в виду, что, когда вы придете на работу в редакцию, эта редакция станет для вас главным университетом. Впитывайте то, что дает опыт работы в профессиональном коллективе. Меня как журналиста сформировал ТАСС. Даже то, что я делаю в литературе – это все благодаря ТАССу. ТАСС очень помогает взвешено относиться к слову. У нас ведь все коротко. А чем короче информация, тем длиннее ее жизнь.

– Вы специализируетесь на культурной тематике. По-вашему, как возбудить интерес массового читателя к теме культуры?

Надо искать интересные взгляды на события. Читателя всегда интересует индивидуальность журналиста, который по-своему что-то увидел и донес своим языком. Иногда десять человек являются событиями одного события, и один из них видите его так, что всех обходит. Эта индивидуальность взгляда, чувство вкуса, взгляд, пропущенный через свое ощущение – это всегда ценно, всегда вызывает интерес. Хотя мы не газетчики, но я неоднократно получал от читателей вопросы, давал советы. Культурная жизнь Петербурга необыкновенно богата. Я занимаюсь кинематографом, музыкой и театром, но вполне хватило бы одной только музыки, чтобы быть поглощенным этим потоком новостей. И самое приятно, наверное, что и вам могло бы пригодиться в жизни: когда погружаешься в какую-то сферу журналистской деятельности, не старайтесь действовать формально, мол, отработал и забыл. Обрастайте связями, привязанностями. У меня много друзей среди композиторов, например. Не живите одним фактом, следите за динамикой процессов, старайтесь быть специалистами в чем-то, что вам ближе.

– Часто ли приходится общаться с молодыми журналистами? Сложилось какое-либо впечатление?

Вы проходите инкубационный период. На этом этапе требуется живой интерес к делу. Не ленитесь глубоко входить в сферу, задавать множество вопросов, читать, разбирать, спорить и искать именно свою линию. В журналистике приходится всяким заниматься. Я как-то написал репортажик о зеленом конвейере Ленинграда. Мне позвонил Матвей Львович Фролов, великий радиожурналист, и сказал: «Старик, ты чего это занялся сельским хозяйством? Тебя знают как специалиста по культуре!» Я говорю: «ТАССовский журналист должен всем заниматься и быть готовым выходить на любые темы». Кстати, таким же образом мой давний товарищ, режиссер-документалист Игорь Абрамович Шатхан, привел меня в университет профсоюзов. Там я читал авторский курс «Репортерство как образ жизни». Я решил попробовать, несмотря на то, что чтение лекций лежало далеко от моих интересов. Из 36 студентов второго курса, пожалуй, только два-три вибрировали и откликались на то, что происходило. Это маловато. Трудно было оценить, кто в профессии останется, ведь браковка происходит колоссальная. Из этих 36, я думаю, хорошо, если пять продолжат работать в журналистике. И то, если повезет, если попадут в хорошие руки, если их не заставят писать желтые материалы. Только от вас зависит, окажетесь ли вы в этой пятерке. Пишите, как можно больше пишите. Не ленитесь набирать навык. Прежде, чем вы напишите первую строку по которой вас узнают, вы испишите очень много бумаги. Вам нужно быть всегда в очень хорошей форме как специалистам. Овладевайте словом, чтобы оно вам подчинялось. Это очень трудная работа, требует больших усилий.

– Не думали заняться преподавательской деятельностью?

– Прочитав тот курс, о котором я говорил, удовольствия не получил. Просто проверил себя, что мне это по силам. Но я не преподаватель. Хотя моя мама была заслуженным учителем России, она – гениальный педагог, химик. И мои три дочки унаследовали бабушкин педагогический навык. Вообще, коллективное общение в профессии может быть не столь эффективно, как работа с кем-то конкретным. Как, например, со мной возился Павел Михайлович Булушев. Павел Михайлович – кумир моей жизни. В 17 лет он ушел на войну, при мне ему делали несколько операций, в том числе извлекали пулю из легкого. Он был выдающимся журналистом, хотя нигде не учился. У него было врожденное репортерское чутье. Он со мной возился, человек был жесткий, общение с ним не всегда носило мягкий характер. Мог сказать: «Ну что ты мне за говно принес?» Но за этим крылась теплота. Просто он видел, когда глаза сверкают. При общении с журналистом самое страшное – видеть, что у него глаза, как кусочки бутылочного стекла. Я много раз такое видел и понимал, что этот человек случайно попал в журналистику.

ФОТО www.kykymber.ru/photo/authors/serdobolskii.jpg

Rating 0 Просмотров: 6902 | Комментариев: 1

Комментарии

тт 22 мая 2014

Иногда десять человек являются событиями одного события, и один из них видите его так, что всех обходит. Отредактируйте, наверное "являются свидетелями" Гавно улыбныло, журналистика без границ!

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.