English

Информационно-образовательный портал

НА ПОЛПУТИ В ОБЛАКА

Милана ВИНН, Гренландия, фото автора, 6 января 2015

Ханс-Питер начал свой день в приюте для бездомных в столице Гренландии – городе Нук, в маленькой комнате с двухэтажными кроватями, которые занимали еще 11 человек. Он надел на себя куртку и направился в парламент, в офис партии «Налерак», членом которой стал год назад. Через два дня, 28 ноября, предстояли выборы в Гренландский парламент, Ханс-Питер был одним из кандидатов на место.

Untitled

28 ноября 2014 года в Гренландии - самоуправляемой территории в составе королевства Дания - прошли досрочные парламентские выборы. За 31 место в Инатсисартуте (парламенте) боролись 6 политических партий. Победу одержала правящая на момент выборов социал-демократическая партия «Сиумут» и получила 11 мест в парламенте. Основной оппонент – левосоциалистическая партия «Инуит Атакатигиит» («Народное общество») также заняла 11 мест.

- Когда мой дядя, с которым я жил, начал пить и принимать наркотики, все деньги, которые я зарабатывал, стали уходить на его содержание… В один день я понял, что больше не могу так, собрал вещи и ушел. Сначала спал у знакомых, родных, но это не могло длиться вечно. Так я оказался в приюте 7 лет назад.

Ханс-Питер тяжело дышал от быстрого шага и холодного воздуха, он делал большие паузы после каждой фразы, которые заполнял скрип снега под ногами. Его походка была решительной, словно он опаздывал, хотя времени было достаточно.

Войдя в офис партии, он пожал руку премьер-министру и остальным членам «Налерака», работавшим за компьютером, взял чашку и налил себе кофе, после чего сел за стол и подключился к интернету со своего телефона, проверить почту.

Партию «Налерак» организовал бывший премьер-министр Гренландии Ханс Иноксен (2002-2009). «Налерак» ориентирована на поддержку социальных меньшинств, а так же на утверждение полной независимости острова Гренландия. В результате выборов партия заняла 2 места в парламенте.

Ханс-Питер не был похож ни на бездомного, ни на политика, скорее на типичного гренландца: худой, маленького роста, с узкими темными глазами и смуглой кожей. Когда он читал газету или искал что-то в интернете, он отодвигал очки с треснутым стеклом на кончик носа, вытаращивал глаза и, казалось, был так увлечен, что забывал моргать. «В нашем приюте есть компьютер, но нет интернета. Если меня выберут в парламент, я обязательно это исправлю» - сказал он, подняв на меня глаза, как бы объясняя, почему так сосредоточенно смотрит в телефон, а потом снова погрузился в экран. На мой вопрос, что привело его в политику, Ханс-Питер ответил сразу: «Я всегда интересовался политикой, с самого детства. Учился на матроса, на специалиста по бурению, мне обещали работу – но не взяли. На самом большом острове мира, в Гренландии, живет всего около 56 тысяч человек, вакансий не достаточно. А главное, однажды потеряв постоянное место жительства, ты больше не сможешь никуда устроиться.» Он замолчал ненадолго, а потом продолжил:

- Я ходил на миллион собеседований, но как только меня спрашивали о прописке и я говорил о том, что у меня ее нет, мне молча показывали на дверь. В Нуке с населением 16 тысяч человек, 200 - бездомные и не имеют работы. Я понял, что единственный шанс на нормальную жизнь для меня и этих людей – изменить законодательство.

Согласно закону в Гренландии человек без постоянного места жительства не имеет права на трудоустройство. Одним из основных направлений политики маленькой партии «Налерак» является отделение от дорогой датской административной системы и изменение законов о трудоустройстве.

Он взял пачку флаеров для предвыборной компании партии и вышел на агитацию. В три часа дня солнце зашло и казалось, стало еще холоднее. Ханс-Питер встал около выхода из супермаркета и практически слился с толпой. Я подумала, неужели, его предвыборную кампанию кто-нибудь заметит: он молча стоял в черной куртке на фоне темного неба и был почти невидимым. Через несколько минут к нему начали подходить люди, пожимать руку, похлопывать по плечу. Он смеялся и разговаривал с прохожими: его узнавали. Не смотря на непростую жизнь, Ханс-Питер постоянно смеялся, искренним, как будто детским смехом. Смеясь, он не издавал никакого звука, только трясся с открытым беззубым ртом.

Untitled

Его идеи казались мне слишком амбициозными, не по плечам этого простого и немного наивного мужчины. В свои 50, казалось, он был словно выпускник школы на пороге большой взрослой жизни, с большими планами, как изменить мир.

Когда речь шла о политике, он становился серьезен.

- Политики не имеют понятия, как мы живем, что нам нужно. Я знаю намного лучше, как помочь бедным и бездомным людям. Мы копируем административную систему с Дании, потому что входим в состав королевства, но мы самоуправляемое государство и у нас другая жизнь. Для нас не подходят эти законы и дорогие государственные издержки. Бездомные люди должны получать больший социальный пакет и должны выйти на трудовой рынок, - объяснял он спокойным голосом.

Оставалось один день до выборов в парламент. Ханс-Питер продавал газету от приюта. Маленький мужчина в черной ушанке, одетой наспех и немного косо, в черной куртке и с неоново-желтой сумкой с надписью «Hus Forbi» (с дат. «Без дома») снова стоял на том же месте, где вчера раздавал флаеры. На мой вопрос, зачем он продает эти газеты, Ханс-Питер ответил со знакомой детской улыбкой:

- Я покупаю одну газету за 10 крон, а продаю за 20 крон. Это, конечно, не обязательно, но так я могу позволить себе что-то купить иногда. Новую шапку, например.

Untitled

Его темные глаза горели какой-то молодой энергией, и довольством, что он, несмотря на рамки закона, нашел способ подзаработать.

В день выборов Ханс-Питер отправился голосовать среди первых. «Последние дни были месяцами для меня. Это самое волнительное время в моей жизни!» Он стоял в очереди к избирательному окошку и на его лице были видны все переживания: волнение, беспокойство и одновременно предвкушение. «Я уже видел избирательный лист- длииинный-длинный!» - он показывал руками длину листа. «И там только одно имя важно! Мое, конечно!» - он захохотал на весь избирательный участок, так громко, что сам этому удивился и замолчав, оглянулся по сторонам на лица людей.

После того, как как Ханс-Питер проголосовал, к нему сразу подошли журналисты с камерами и фотоаппаратами. Он держался уверенно и давал интервью, не стесняясь направленного света и микрофона. По его словам, за последнее время он успел привыкнуть к камерам и новой для него популярности. Оставалось дождаться ночи до оглашения результатов. Партия рассчитывала набрать 6 мест в парламенте, из которых два места должны были занять глава партии и ее координатор.

Untitled

В ночь подсчета голосов Ханс-Питер не отходил от экрана. Он наклонился у телевизора, держа голову руками, и кусал ногти от волнения, словно ученик в ожидании оценки за экзамен. В два часа ночи 28 ноября огласили финальный результат: партия «Нолерак» набрала 12 процентов, что равнялось двум местам в парламенте. Ханс-Питер получил 12 голосов, для того, чтобы получить одно из этих двух мест, ему нужно было набрать 72.

На следующий день я встретила его утром. Он не был расстроен и вел себя точно так, будто ничего не произошло. «Я все еще в партии и буду разрабатывать программу для бездомных», - гордо и спокойно сказал Ханс-Питер. - «Мне даже пообещали квартиру, как члену партии». Он помолчал минуту, выдыхая белый пар на морозе. «То, что я не в гренландском парламенте, – не катастрофа для меня. Я был на был на полпути в облака последние недели, а сейчас опустился на землю. Это нормально, я все еще могу помогать бездомным людям, и это главное.» - сказал он. Мы попрощались, и он направился в офис: решительно и быстро, словно очень опаздывал. На улице быстро стемнело, и я уже не видела его силуэта. Но в тишине маленькой гренландской столицы все еще раздавался скрип снега под его ногами.

Untitled

Rating 0 Просмотров: 6431

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.