English

Информационно-образовательный портал

АНДРЕЙ СТРЕЛЬНИКОВ: ВРЕМЯ ТАМ ИЗМЕРЯЕТСЯ ПЕРЕГОРЕВШИМИ ЛАМПОЧКАМИ

Северная столица ассоциируется у туристов с блестящей и эффектной архитектурой на тщательно отретушированных открытках. Но гуляя по городу, мы видим много дома, которые выглядят не так «глянцево». Эти здания потеряли хозяев и постепенно умирают. На выставке Андрея Стрельникова «Уходящая натура» в Михайловском театре можно застать остатки былой роскоши разных эпох. Цель выставки – не только показать эстетику этих мест, но и поднять вопрос о сохранении архитектурного облика Петербурга. Почему такие здания до сих пор стоят заброшенными? На этот вопрос ответил «Первой линии» сам Андрей Стрельников.

– Как вышло, что вы выбрали такую необычную натуру для ваших снимков?

– Все началось с увлечения историей фотографии. Как-то раз мне довелось попасть в особняк Кушелева-Безбородко, еще до реконструкции, и в особняк Штиглица на Английской набережной. Там, буквально как на старинных фотографиях, я увидел «застывшее время». Что это значит? Ты просто попадаешь в здание и понимаешь, что здесь 25 лет кроме охраны и каких-нибудь специалистов никого не было.

В особняке Штиглица я тогда увидел леса, реставрационное оборудование, которое там уже два десятка лет пылится. Время там измеряется перегоревшими лампочками. Через старинные залы натянута электропроводка с висящими на проводах лампочками в патронах. Под каждой — несколько перегоревших за 25 лет забвения ламп. Просто куча такая… и тропинки из собачьих лап, потому что охраняется же все. То есть ты просто погружаешься в такую атмосферу и чувствуешь прошлое, которое ты привык изучать по книжкам, старым фотографиям.

– Где снимать понравилось больше всего?

– Наверное, из загородных, заброшенная усадьба Демидовых в Тайцах. Там нет никакого света, кроме естественного, солнечного, он очень красивый, изменяется в зависимости от времени суток. Из промышленных была очень интересная съемка в водонапорной башне Варшавского вокзала на Обводном канале. Люблю снимать заброшенные здания.

Важно не просто снять, но и найти, раскопать. То есть ты получаешь удовольствие от самого процесса поисков. Часто ко мне обращаются незнакомые люди с просьбой подсказать адресочки, а это не принято. Во-первых, туда пойдет большое количество людей, и объекты будут разгромлены. Во-вторых, чтобы их найти, нужно приложить большое количество усилий: либо серфить по Интернету, либо часами ходить по городу.

– Какие впечатления от таких пустых старых зданий? Не бывает страшно?

– Впечатления всегда двойственные: мне жалко, как человеку, как гражданину, что здания не в очень хорошем состоянии, но для человека, который смотрит на многое через объектив фотоаппарата, это всегда красивая, необычная натура для съемок. Особенный интерес в том, что там, как правило, полностью отсутствует искусственное освещение, только дневное. При таком свете все интересные руинированные фактуры смотрятся очень живописно. На природе есть понятие «состояние»: закат, рассвет, туман. В заброшенном доме можно поймать такие «состояния», потому что человек оттуда ушел, и они становятся частью природы.

– Объект Вашего интереса – только особняки?

– Не всегда. У нас почему получилась вся эта заброшенность? Не стало Советского Союза, где государство было собственником всех этих объектов: заводы, дворцы культуры при них, корпуса, дома отдыха – они все были на балансе государственных организаций и предприятий. В 1990-х Союза не стало, все эти организации начали умирать, и их имущество отошло государству.

Допустим, жил-был завод, при нем особняк, потом ситуация экономическая поменялась, заводу «не до жиру, быть бы живу», не по карману стало содержать здание бывшего заводоуправления, которое как раз в особняке располагалось. Вот и стоит какой-нибудь такой особнячок, бедный, несчастный, заколоченный, ждет лучших времен. А государство зачастую не может найти на такие объекты инвесторов, потому что это неотчуждаемая собственность, и ты не можешь вот так вот взять и купить что-либо.

– И поэтому покупают неохотно?

– Да, покупают неохотно. И дома стоят очень долго, часто в таком депрессивном состоянии. Некоторые дома нельзя вообще купить, а у государства на них нет средств. Частник тоже не может, потому что вот он придет, вложит несколько десятков миллионов долларов в ремонт, а все равно полновластным хозяином там не станет. Что-то изменится, его могут «попросить» с этого объекта и деньги свои он потеряет.

– Вам встречались такие случаи меценатства?

– Я знаю только случай реставрации. Мы начали беседу с упоминания особняка Кушелева-Безбородко, это на углу Гагаринской улицы и набережной Кутузова, там был сквот (незаконно заселенное помещение – прим.авт.), в свое время очень известный объект на неформальной карте Петербурга. Место притяжения художников и всяких творческих людей. Кроме этого там были и коммунальные квартиры и помещения различных организаций, то есть такая «воронья слободка». Потом все это дело оттуда «попросили», у здания появился инвестор, провел там реконструкцию. Надеюсь, что удачную. Я внутри после нее не был. Более-менее на плаву поддерживается особняк Брусницына. Его почему-то считают заброшенным. Но дом не заброшенный, там охрана, отопление, есть свет. Просто он очень ветхий, выглядит не отреставрированным. Там постоянно проводятся съемки клипов музыкальных, фотосессий.

Если ситуация в нашей стране будет стабильной, то «депрессивные» объекты будут исчезать. На самом деле даже в странах, которые считаются традиционно благополучными, в Европе или в Америке, достаточно большое количество заброшенных объектов. Их приобретают, а потом собственник теряет возможность поддерживать это здание в нормальном состоянии. Во Франции можно замок старинный легко купить. Ну купите вы этот замок с фамильным привидением, а потом вам предстоят большие затраты на реставрацию. То же самое и здесь. Можно купить старинный особняк на берегу Невы. Но ты никогда его не отобьешь чисто коммерчески. Эксплуатация здания – это очень дорого.

– По вашему мнению, из заброшенных зданий может получиться что-то кроме сквотов?

– Возможно. Но опять же, все дело в эксплуатации. К примеру, есть старый заброшенный завод. Вот пятьдесят художников объединились и начали этот завод возвращать к жизни. Но им же нужны гарантии, что они смогут обеспечить потребительские характеристики здания, что их оттуда не выгонят. А это зависит от собственника.

Если здание признано аварийным, туда никто никого не пустит. Оно реально опасно для проживания. Есть здания, где стены покрыты грибком, плесенью. И если ты не хочешь заболеть туберкулезом – ты не должен долго там находиться. Все очень неоднозначно. Я что хочу сказать, все стороны этого процесса: государство, творческие люди, нуждающиеся в площадях для мастерских, коммерсанты должны эволюционировать к пониманию правил, которые позволили бы удачно восстанавливать такие объекты. Нужно, чтобы все понимали, что это выгодно. Государству выгодно, что в этой «коробке» не тусуются бомжи, наркоманы, нет нелегального производства. Собственнику - что здание не разрушается. Третья сторона – люди, заинтересованные в месте, где можно работать, репетировать. Нужно видеть друг в друге партнера и договариваться. Я надеюсь, что процесс восстановления пойдет позитивно.

Наталья ТАРАКАНОВА | 15 апреля 2015
 просмотров: 2894 | комментариев: 1
комментарии
пишет Владимир (17 апреля 2015 11:30)
Во первых спасибо Андрею С. За выставку в Михайловском театре! Просто богатому человеку дешевле снести здание и построить новое, чем восстанавливать из старого! Но без прошлого нет настоящего! Да и соответствующих законов нет, вот люди и боятся вкладывать деньги! И еще не маловажная черта нашего времени - чиновники в чьем ведении находятся эти раритеты ну очень хотят много денег! А кому хочется платить почти двойную стоимость! Так что в ближайшем обозримом не просматривается луч света, а очень жаль!
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Cобытия

CобытияЕсли вы не знаете, как писать тексты или снимать сюжеты, в которых ...

Читать полностью

Люди

ЛюдиОсновной период карантинных мер в России уже позади. Кто-то сетовал на скуку ...

Читать полностью

Город

ГородС ранних лет знакома эта эмблема: Медный всадник в перекрестье света прожекторов. ...

Читать полностью

Хай-тек

Хай-текЕще 100 лет назад никто бы не подумал, что маленькая металлическая коробочка, ...

Читать полностью
Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?
Бесплатных карт для туристов
Указателей на английском
Цивилизованных мест для курения
Всего хватает
Все плохо

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.