English

Информационно-образовательный портал

СЦЕНА БЕЗ КУЛИС

21 августа Петербург станет одной огромной сценой, на которой начнется представление. Спектакль на воде, на заводе, в жилом микрорайоне, в гипермаркете и библиотеке. Никаких кулис, трех звонков и гардероба с биноклями, только живые декорации и неподдельная атмосфера города.

Фестиваль «Точка доступа: Театр в городе» – это смелый эксперимент центра по развитию необычных театральных форм «Открытая сцена». Корреспонденту «Первой линии» удалось побеседовать с директором «Открытой сцены» Филиппом Вулахом.

«Яго». ФОТО: Андрей ПАПЕНИН

– Расскажите про ваш проект «Открытая сцена». В чем его основная суть и смысл?

– У нас в городе много театров. Есть те, которые функционируют в режиме нестационарного театра без собственной сцены. По сути, это театральные труппы, существующие как художественные образования, связанные с личностью режиссера, предположим. И, как правило, они не могут вольготно и легко существовать. Готовы, умеют и любят выпускать спектакли, но правильно оформлять финансовые документы, вести юридические дела и тому подобное – они не всегда способны. Поэтому нужна «Открытая сцена» – организация, которая помогает им это делать.

– Что такое «Точка доступа» и как пришла идея создания этого фестиваля?

– Не секрет, что театр – это такой вид искусства, который не всегда существует благодаря условиям, которые для него созданы, а часто бывает так, что и вопреки всему. В концепте фестиваля «Точка доступа» предусмотрена идея, что театр прорастет везде, даже в самых неприспособленных для этого локациях. Пока у «Открытой сцены» нет собственного здания, в котором театральные коллективы смогли бы развиваться, мы придумали такую рамку, внутри которой спектакли можно показывать и без наличия собственной площадки.

– Существуют ли другие подобные эксперименты в России или за рубежом?

– Русский театральный авангард 1920-х был одним из прародителей сайт – специфического театра, но в дальнейшем это направление развивалось в основном на Западе. В принципе, у нас в последнее время была одна такая стабильная институция в России – это программа фестиваля – школы «Территория» «Живые пространства» в Москве, которая уже пять лет продвигает тему сайт – специфического театра. Но все-таки, в формате целого фестиваля сайт – специфического театра в России еще не было. Мы вдохновлялись опытом московских коллег, но, разумеется, не только. Ориентировались, например, на фестиваль «Летний квартал» в Париже. Он нацелен не на туристов, а на жителей самого города, окраин, что было важно для нас. Хотя гостям города на нашем фестивале тоже будем рады.

– У Вас была схожая задумка – показать спектакли вдали от центра города?

– Именно так. Мы выработали систему из разных отличающихся друг от друга ландшафтов. Таким образом, у нас в фестивале принимают участие спектакль, который будет показан на воде, на заводе, в магазине, спектакль в жилом микрорайоне, в библиотеке. То есть это пять разных пейзажей, с которыми сталкивается горожанин в обыденной жизни, и которые под действием театра преображаются.

– Почему именно там?

– А почему бы и нет? Особенность так называемого сайт – специфического жанра – это создание спектаклей, которые своими смыслами и формой связаны с местом, в котором организованы. У нас есть две премьеры: «Кентерберийские рассказы» и «В сторону белого КамАЗа». Это в собственном смысле сайт – специфические спектакли, которые создаются специально под внетеатральные локации. А есть два спектакля, которые мы специально переносим в библиотеку и на завод, чтобы они приобрели новый колорит в новой среде.

«Кентерберийские рассказы». ФОТО: Виктор ВАСИЛЬЕВ

– Были ли проблемы с организацией площадок?

– Огромные. И они продолжаются. Эти спектакли – эксперименты, и мы никогда не можем быть уверены, что дело дойдет до конца . Изначально планировалось больше, чем пять спектаклей. И большая часть из них оказалась на сегодняшний день не реализуемой. К примеру, спектакль в зданиях терминалов аэропорта. Задумка вроде яркая и выразительная, но на практике сопряженная с огромными финансовыми затратами. Еще сложнее оказалось сотрудничать с Пулковской обсерваторией. Мы думали, что эта организация не такая коммерчески навороченная, как аэропорт. Обратились туда и столкнулись с истерической реакцией: «Мы же научное учреждение, как вы смеете предлагать эти ваши дела». Косности, с которой приходится сталкиваться людям, которые работают с сайт – специфическими жанрами, очень много.

– Как считаете, готов ли русский зритель к такому экспериментальному театру, и какого зрителя вы хотите привлечь?

– На самом деле готов вполне. Почему-то люди посещают различные квесты, которые по форме напоминают сайт – специфические спектакли, и это не вызывает отторжения. Но, как только возникает слово «театр» ,появляются мысли: а где занавес, а где три звонка, а где размалеванная старая женщина, которая исполняет роль Татьяны Лариной. И сразу разочарование. А увидеть мы будем рады открытого человека, готового воспринимать новое и наслаждаться экспериментом, парадоксом, неожиданным постановочным ходом. Если человек открыт, если у него присутствует какая – то гибкость мышления, если он готов влюбляться в искусство – он всегда сможет понять и принять. И тут не обязательно быть завзятым театралом или начитанным специалистом. Главное – открытость ума.

– А зритель, когда придет на спектакли, будет просто зрителем или участником?

–    Это зависит от спектакля. «Потеря равновесия» или «Мокрая свадьба» – это спектакли, в которых в живую городскую среду помещены зрительские ряды. Там зритель в относительно пассивной роли, хотя невольно сам становится участником пейзажа, вовлекается и работает как часть этого спектакля. А вот в спектакле «В сторону белого КамАЗа» вообще не будет актеров. Зрителю нужно будет распутывать загадку, которая ему сообщается. Ему будут выдавать то фотоаппарат, где он будет смотреть какой-то фильм, то наушники, в которых он будет слушать историю, то открытки, по которым будет выяснять ход событий. Естественно, зритель тут отчасти сам режиссер этого действия и от него многое зависит. А в «Кентерберийских рассказах» у нас один актер и один зритель. Актер забирает зрителя и в течении часа играет для него индивидуально. Это с одной стороны спектакль, а с другой некое живое общение.

– Для зрителей вход свободный?

– Вход по билетам, но для студентов есть хорошие скидки. Информацию можно посмотреть на сайте театрвгороде.рф. С билетом едете в указанное место. Например, чтобы посмотреть спектакль «Потеря равновесия» необходимо прибыть на Завод слоистых пластиков в Музей уличного искусства. А для того, чтобы посмотреть спектакль «В сторону белого КамАЗа», нужно подойти к отправной точке маршрута в кинотеатре «Уран». Похожая конфигурация предлагается в магазине «Максидом», где проходит спектакль «Кентерберийские рассказы». Зритель приходит на отправную точку, по- театральному говоря, в фойе, в зону гипермаркета на входе, где и начинается спектакль.

«В сторону белого КамАЗа». ФОТО: Виктор ВАСИЛЬЕВ

– Что живое общение и вообще живая среда дают зрителю, постановщику и актерам?

– Для зрителя это, прежде всего, какой-то необычный опыт. Тот, который он никогда не получит в обычном театре. Искусство у нас обычно существует как-то отдельно. Ради него мы идеи в музей, концертный зал, кинотеатр. А повседневная жизнь – это надо выйти из зала куда-то за попкорном. А здесь у нас происходит неожиданное соединение. Когда человек идет по торговому залу с артистом и узнает какую-то историю, а тут же рядом люди выбирают дверные ручки или гайки – это удивительное соединение абсцисс и ординат. Для режиссера – это, конечно, вызов. Это новые возможности, с одной стороны, а с другой, новые сложности и попытка попробовать себя в новом качестве. Ну, а для актеров, в каждом проекте по-своему. Например в «Кентерберийских рассказах» – это просто испытание. Потому что актеры, даже самые мощные, с огромным трудом идут на контакт со зрителем.

– Не боитесь, что погодные условия могут помешать проведению спектакля, например, «В сторону белого КамАЗа», который проводится под открытым небом?

– Городская среда – это же живой организм. Тем более Петербург – это уж точно не тот город, который 365 дней в году под солнышком стоит. Значит у него лицо разное бывает. Ну, дождевики будем выдавать. Кому то, может, и не повезет. Но надеемся, что страшных ливней не будет. Хотя время проведения фестиваля выбрано не случайно. Период с 21 августа по 6 сентября – это самое-самое начало бабьего лета. Вне зависимости от дождя для города это последняя возможность вдохнуть свежий теплый воздух. Когда же еще выбраться за пределы центра города?

«Потеря равновесия». ФОТО: Александр ФОНАРЕВ

Представить, как можно сыграть целую постановку между прилавков гипермаркета или на улицах города – пока что очень сложно. Чтобы это понять – необходимо увидеть. А для этого нужно немного. Просто открыть дверь и шагнуть за порог дома в пока еще теплый Петербург.

Дарья ДЕХТЯРЬ | 19 августа 2015
 просмотров: 1458 | комментариев: 1
комментарии
пишет Виктор Рябов (24 августа 2015 13:38)
Какая замечательная идея-- ТЕАТР ВНЕ СЦЕНЫ
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Cобытия

CобытияВ наше время достаточно активно развиваются благотворительные фонды. Главная их цель — ...

Читать полностью

Люди

ЛюдиВ мае 2020 года музыкальный мир празднует 180 годовщину со дня рождения ...

Читать полностью

Город

ГородС ранних лет знакома эта эмблема: Медный всадник в перекрестье света прожекторов. ...

Читать полностью

Хай-тек

Хай-текЕще 100 лет назад никто бы не подумал, что маленькая металлическая коробочка, ...

Читать полностью
Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?
Бесплатных карт для туристов
Указателей на английском
Цивилизованных мест для курения
Всего хватает
Все плохо

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.