English

Информационно-образовательный портал

ПРИВИВОЧНЫЙ ОБЕТ

Маргарита СЛОБОДЕНЮК, 16 октября 2015

Вся правда о вакцинах или почему мы отказываемся от результатов многолетней работы ученых.

По всему миру наблюдаются вспышки инфекционных заболеваний, которые до недавнего времени считались канувшими в лету. В Испании впервые за 28 лет мальчик заболел дифтерией из-за того, что его родители приняли решение совсем отказаться от прививок. В Ставрополье в 2014 году за два месяца было зафиксировано более 120 случаев заболевания корью. В Австралии – оспа.

По словам специалистов, причина тому – распространение ативакцинаторских идей. Вместе с заведующим кафедрой инфекционных заболеваний у детей им. М.Г. Данилевича Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и главным детским инфекционистом Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга Владимиром Николаевичем Тимченко мы подвергли эти идеи критическому рассмотрению.

Untitled

– Как вы считаете, почему возникла такая тенденция к отказу от вакцинации?

– Одной из главных причин является то, что люди, живя в относительно благополучное время, начинают забывать об опасности. Забывают, что сведение практически к нулю риска заболевания большинством опаснейших вирусов, от которых раньше гибли тысячи и тысячи людей, – результат колоссальной работы клиницистов и эпидемиологов. Однако эти вирусы не исчезли навсегда. Халатное отношение к вопросу вакцинации приводит к тому, что повсюду возникают вспышки инфекционных заражений. Проблема становится особенно острой сегодня, когда у нас есть возможность путешествовать по всему миру, в том числе и в страны, где вакцинация населения не проводится на должном уровне. В России есть Национальный календарь прививок, который гарантирует бесплатную и высококвалифицированную профилактику инфекций. Очень обидно, что при таких возможностях корь и дифтерия, которые, казалось бы, давно канули в лету, до сих пор приводят к летальному исходу и делают детей инвалидами.

Другая причина – это низкая общая культура людей и их вечное «авось пронесет». Для предотвращения распространения инфекций необходимо, чтобы 95% детей были привиты, тогда и остальные дети, которые по медицинским показаниям отказались от вакцинации, будут в безопасности. Некоторые же родители считают так: пусть прививаются другие дети, а своих мы прививать не будем. Они рассчитывают на коллективный иммунитет, даже не предполагая, что точно так же могут поступить и сотни других родителей. Как мне кажется, это происходит во много из-за того, что мы, врачи, мало разговариваем с пациентами, не ведем просветительскую работу. Кроме того, не плохо бы было, чтобы и масс-медиа переняли инициативу. Нужно развивать популяризацию науки.

– Что нужно сделать, чтобы остановить пагубную тенденцию в нашей стране? Например, правительство Австралии после неожиданных вспышек оспы в их стране из-за деятельности «антивакцинаторских» движений решило ужесточить требования по вакцинации детей, родители которых претендуют на получение пособий. Теперь родители не могут отказаться от прививания детей из-за личных взглядов, если они по– прежнему хотят получать помощь от государства. Как думаете, подействовало бы такое решение правительства у нас в России? Или есть более эффективные меры?

– Да, думаю, что эта проблема должна решаться с юридической точки зрения. Просветительская работа важна, но мы не сможем достигнуть серьезных результатов, используя только ее. Нужно разрешить много спорных вопросов в правовом плане. Например, непривитый ребенок может стать угрозой для других детей, но, если запретить ему посещать детский сад или школу, родители назовут это ущемлением его прав. И, конечно, те, чью деятельность мы сегодня подвергли критике, должны нести ответственность за дезинформирование людей.

Говоря о дезинформации, в первую очередь интернет, а именно туда обращаются современные люди за ответами на интересующие их вопросы, является главным и могущественным источником антивакцинаторских идей. Мы выбрали три, чаще всего встречающихся в интернете, аргумента против вакцинации и предложили их нашему эксперту.

МИФ №1. Прививки делают детям без какой– либо системы, не проводится необходимое предварительное обследование, что приводит только к ухудшению здоровья ребенка.

Тимченко: Это абсолютно голословное утверждение. Национальный календарь, который был разработан в результате множества исследований, обеспечивает системность вакцинации, учитывает особенности развития ребенка в том или ином возрасте. Сам процесс вакцинирования строго регламентирован. Перед прививанием ребенка обязательно осматривают, чтобы убедиться в том, что он здоров. При необходимости могут провести лабораторные обследования или проконсультироваться у узкого специалиста. После осмотра выдается заключение о том, что ребенку можно делать прививку против такой-то инфекции таким-то препаратом. Каждый врач– педиатр знаком с этим алгоритмом. В детской поликлинике есть врач– иммунолог, с которым родители всегда могут поговорить, разрешить свои сомнения и получить совет.

МИФ №2. В Национальном календаре есть прививки, которые являются ненужными или малоэффективными.

Тимченко: Врачи – инфекционисты, педиатры, иммунологи, наоборот, выступают за расширение этого календаря. Все потому, что есть инфекции, против которых существуют эффективные прививки, но они не входят в Национальный календарь. Его, безусловно, можно и нужно совершенствовать, например, заменяя моновакцины, защищающие только от одной инфекции, на комбинированные, которые являются профилактикой сразу нескольких заболеваний. Но ни в коем случае нельзя сокращать список прививок. Как можно отказаться от вакцинации от того же коклюша, из-за которого ребенок может просто, задохнувшись, умереть во сне? Или такие заболевания как туберкулез и гепатит Б. Раньше люди бы все отдали за возможность их профилактики, а теперь мы так просто отказываемся от этого.

МИФ №3. Вакцины, которые нам предлагают, не прошли достаточное количество клинических исследований и могут привести к серьезным патологиям в развитии ребенка.

Тимченко: Прежде чем иммунобиологический аппарат разрешается к применению, он проходит всесторонние клинические исследования в соответствии со всеми требованиями. У родителей трудности могут возникнуть из-за того, что на рынке существует несколько вакцин против одной и той же инфекции. Тогда появляется вопрос, какую вакцину выбрать. Но здесь всегда может помочь сориентироваться врач, который подскажет, вакцина какой группы лучше подойдет ребенку. Существуют исследовательские центры, которые занимаются мониторингом распространения и изменчивости возбудителей, что позволяет совершенствовать вакцины. Сейчас мы все больше ориентируемся на отечественную продукцию. Например, недавно под Рязанью открыли фармацевтический завод по производству антивирусных препаратов. Его посетил Дмитрий Медведев и подтвердил, что производство соответствует всем современным требованиям, а количество выпускаемой продукции хватит не только для России, но и для зарубежных стран. Так что последние разработки, постоянная работа над качеством вакцин делают их безопасными и максимально эффективными.

ФОТО из личного архива героя

Rating 4 Просмотров: 6519

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.