English

Информационно-образовательный портал

SHOW MUST GO ON

Ксения ЧУРМАНОВА, Прага, 17 февраля 2016

Американский документалист о нарисованном израильском теракте в блюз-баре

Сценарист документального фильма о теракте в интернациональном баре Тель-Авива Джошуа Фаудем презентовал графическую повесть о трагедии 2003 года. Корреспондент «Первой линии» узнал у автора, что побудило его вернуться к этой истории спустя 12 лет и рассказать о взрыве в жанре рисованных историй.

Untitled

Джошуа Фаудем родился в американском штате Мичиган, вырос в Израиле, а образование документалиста получил в Школе кино и телевидения Американского университета в Праге. В 2003 году он приехал в Тель-Авив на съемки документального фильма о палестинском политике Марване Баргути, осужденном израильским судом на пять пожизненных заключений за организацию нескольких терактов.

Но съемки пришлось отменить – этой же историей в Тель-Авиве занимались уже две съемочные команды. 30 апреля Фаудем после этой неудачи случайно оказался в прибрежном баре Mike’s Place. Его владелец Гал Ганзман посоветовал режиссеру показать «мирный» Израиль, сняв документальный фильм о тех, кто коротает вечера в его мультикультурном баре, вне зависимости от их религиозных взглядов, национальности и музыкальных вкусов – евреях, мусульманах или христианах, израильтянах, палестинцах, британцах, французах или американцах, ценителей блюза или джаза. Он предложил режиссеру показать то, о чем не рассказывают в СМИ. «У людей здесь нет сил слушать о политике и проблемах. Израиль – это не только конфликты», – сказал тогда Гантзмэн.

Этой же ночью в баре произошел теракт – взрыв устроили два террориста из Британии. Три человека погибли – музыканты Янай Вейсс и Рэн Бэрон и официантка бара Доминик Хасс, пять лет назад эмигрировавшая в Израиль из Франции. Еще 50 человек пострадали. Продюсер и друг Фаудема Джек Бэкстер впал в непродолжительную кому.

На следующий год Фаудем и Бэкстер выпустили документальный фильм о теракте – “"Blues by the Beach". За этот фильм съемочная группа получила главную награду на Hampton International Film Festival. А спустя 12 лет, в начале января этого года, в Тель-Авиве Фаудем презентовал графическую повесть “Mike's Place: A True Story of Love, Blues and Terror in Tel Aviv”.

– Документальный фильм был создан почти сразу после трагедии. Почему спустя более десяти лет вы решили вернуться к истории и выпустить еще и книгу?

– Создание документального фильма оказалось для нас с Джеком терапевтическим процессом. После взрыва в Mike’s place и многочисленных показов фильма, с которым мы ездили по миру, у меня случилось посттравматическое расстройство. Если Джек во время теракта пострадал физически, то я – больше психологически. Тогда психотерапевт посоветовал мне зафиксировать все на бумаге, написать историю о случившемся. Более того, в документальном фильме мы рассказали далеко не все. Так и появилась идея о книге. Но я не сразу взялся ее писать. Когда же на эту идею откликнулся Джек Бэкстер, мы написали синопсис, за год. Я писал в Тель-Авиве, Джек – в Нью-Йорке. Позже он передал запись фильма и сценарий издателю, владельцу компании First Second Books Марку Сигалу, он занимается выпуском графических книг. Просмотрев фильм и проанализировав сценарий, Марк решил, что из этого может получиться графическая повесть. Нам нужна была книга, потому что все еще хотелось проанализировать произошедшее, ведь документальный фильм – это беспорядок, путаница, это cinema verite. В книге все более продумано и просчитано, в ней происходит развитие персонажа.

Как отмечает Фаудем, сомнений по поводу жанра у команды не было. По его словам, у некоторых людей комиксы до сих пор ассоциируются только с историями для детей и подростков, хотя сегодня становится мэйнстримом создание книг с комиксами на серьезные темы и для разных возрастных аудиторий.

– В фильме не было рассказа о террористах, но в книге вы включаете их персонажей в сюжет. Для чего?

– Я убежден, что документалист не должен ничего упустить, он обязан рассказать историю целиком. Если ты упустил что-то, считай, ты все испортил, не был прямолинейным и честным. С Джеком мы провели большое расследование, чтобы узнать о них больше.

Кроме того, в этой истории появились новые факты. Оказалось, что террористы, устроившие взрыв в Mike’s Place, были непосредственно связаны с организатором бостонского теракта в 2007 году. Он приехал в Тель-Авив всего на день за девять недель до теракта.

– Вы не согласны с теми, кто говорит, что в медиа стоит запретить рассказывать о террористах?

– У меня прямо противоположная позиция. Задача документалиста – рассказать историю. Я хочу, чтобы читатели книги понимали, что в этой истории с терактом есть те, кто подвергся идеологическому воздействию, кому промыли мозги. Да, они ужасные люди, они убивают, но я должен был рассказать все. Единственный способ, как я мог это сделать, – дать им жизнь в книге.

– Каким образом? Эта часть книги беллетризована?

– Конечно, мы могли лишь предположить, потому что мы не брали у них интервью. Беллетризована история с тем террористом, который не смог подорвать себя, не смог этого сделать – убить людей, он тогда сбежал из бара. В книге мы описываем, что с ним стало потом, какая у него была внутренняя борьба.

– То есть вы позволили ему в книге переживать о случившемся?

– Мне бы хотелось верить в то, что было так. И то, что мы описали в книге, близко к реальности. Но мы никогда не узнаем наверняка.

– Иллюстратор книги не был очевидцем событий. Он строго следовал вашему сценарию или добавлял что-то от себя?

– Иллюстратором стал израильтянин Корен Шадми. Ему были известны детали трагедии, потому что в Израиле о взрыве знали все. Корен не только художник, он также редактор. Он сказал, что может рассказать о трагедии художественно. За его плечами был уже десяток графических книг. Для нас это была жизненная история, мы знали все о случившемся, а Корен не был тогда в Mike’s Place, но он пришел и стал указывать, что правильно, что неправильно, что следует изменить. Мы ему поверили и подчинились. На самом деле на его плечах лежала огромная ответственность. В конце концов у нас сложились очень хорошие партнерские отношения в работе. Мы с Джеком – такие ребята с богемным образом жизни, курящие и выпивающие, а Корен ведет здоровый образ жизни, он никогда не пропустит с нами кружку пива. В общем, мы втроем отлично сработались.

Untitled

– В ту ночь в баре вы снимали фильм о межнациональной дружбе, мирной жизни, бесконфликтной, вне политики. Но в итоге стали свидетелем трагических событий. Вряд ли к этой ситуации применимо определение «документалистская удача», но все-таки…

– Удача – это неверное слово в нашем случае: я чуть не погиб, а после всего произошедшего должен был еще и рассказать всем об этом. Документальное кино прекрасно тем, что оно подчинено жизни. Ты начинаешь снимать фильм, следуя какой-то идее, которая в конце концов уводит тебя к чему-то совершенно иному. И документалист должен научиться, как уловить это и как сохранить свое внимание, позволив судьбе решать, каким должен быть фильм. Это бесконечный процесс.

– Вы живете в Иерусалиме – как документалист, каким вы видите этот город сегодня?

– Иерусалим – контраст всех контрастов. В нем одновременно сконцентрировано столько трагизма и столько красоты. Для меня это духовная, религиозная столица мира, и неважно, какой ты веры – мусульманин, еврей или христианин. Я не принимаю наркотики только потому, что мой наркотик – это Иерусалим. Я родился в Детройте, но вырос в Израиле. Если ты растешь здесь, когда тебе исполняется 16, ты ощущаешь себя на 50, потому что действительность в этом городе очень жесткая.

– Что изменилось в Mike’s Place за 12 лет? Он по-прежнему работает?

– В ноябре в Тель-Авиве проходил международный фестиваль блюза. Главным местом был Mike’s Place. Живая музыка, пиво, коктейли, гамбургеры, пицца – там все по-прежнему.

Владелец же Mike’s Place Гал Ганзман говорит, что прежними в баре остались и ценности – соучастие, толерантность и оптимизм. Он отмечает, что события той ночи вспоминаются каждый раз, когда в Израиле и в других странах происходят теракты. После трагедии сотрудники Mike’s Place, чтобы не падать духом, на футболках с логотипом бара подписали известную фразу, которую не раз произносили и французы в ноябре 2015 года: “show must go on”.

ФОТО из личного архива героя

Rating 5 Просмотров: 6533

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.