English

Информационно-образовательный портал

ПО ФАНУ

Анна АРТЁМОВА, 5 апреля 2016

Где развлекаются молодые журналисты и время ли развлекаться?

«Тем, кто сейчас выходит на медиарынок, будет непросто – надо будет придумывать и продумывать альтернативные способы найти работу и задержаться в профессии» – шеф-редактор сайта «Новой газеты» в Санкт-Петербурге Алиса Кустикова рассказала «Первой» о том, как попасть молодому журналисту в профессию и не вылететь из нее, и как в этом может помочь Медиафан.

Untitled

– Как возникла идея проведения Медиафана?

– В 2014 году мы вместе с Анастасией Федоровой, тогда – редактором Лениздат.ру (сейчас пишет для «Батенька.ру» и «Эксперт» – прим. ред.), обратили внимание на то, что у молодых журналистов нет места для неформального общения. И решили такое место создать.

– Что значит Медиафан?

– В названии «Медиафан» много аналогий: это и fan – вентилятор, как вентиляционная система очистки – поэтому мы не для всех открыты; и Левиафан; и просто “фан” (от англ. Fun — веселье). Нам хотелось этим ответить на вопрос: «А зачем вы собираете журналистов вместе?» Мы поняли, что людям мало просто встретиться и поболтать, они должны друг с другом «повариться». Поэтому каждая встреча Медиафана – это всегда что-то новое, креативное, сделанное вручную.

– Вы провели аналогию с вентиляцией. Через какой нужно пройти «фильтр», чтобы попасть на Медиафан?

– Чтобы стать частью Медиафана, необходимо быть действующим журналистом до 30 лет – мы собираем молодых журналистов. Необязательно работать в штате конкретной редакции, можно просто публиковаться в петербургских медиа. Но и после этого есть еще один «контроль». Мы не вешаем рекламу «Вконтакте», не пиаримся через паблики. Нас вдохновляют цеховые объединения закрытого толка, куда можно попасть только по рекомендациям.

При этом мы не приглашаем людей, исходя из каких-то идеологических соображений. Не формируем либеральный клуб или ура-патриотический. Наша площадка предназначена для адекватных журналистов разных взглядов и интересов. Медиафан дает возможность высказать, выслушать, понять или поспорить на те темы, которые не обсудишь во время встреч на пресс-подходах и конференциях.

– И как проходят эти встречи?

– Первая встреча прошла 7 ноября 2014 года. Своеобразное учредительное собрание. Вторая – в феврале 2015 года, в баре DEAD POETS, который и стал нашей постоянной площадкой. С тех пор прошло семь-восемь встреч.

Каждый раз собираем мероприятие «вручную». Мы делаем ставку на артистизм наших коллег, стараемся добавить экшена. Например, участники вместе занимаются разбором кейсов: придумывают на коленке концепцию нового медиа, первую полосу тематического издания. На одной из встреч большой успех имел конкурс журналистских баек. Казалось, что коллеги не будут делиться личными историями. Однако, если сначала было всего двое желающих выступить, то в процессе конкурс превратился в настоящий стенд-ап.

Иногда мы отступаем от правил и собираем не только журналистов. Так, осенью 2015 года, вместе с руководителем проекта “PR_SPb” Яной Хариной, сделали мероприятие, где два десятка журналистов и пиарщиков сошлись на поле битвы, чтобы обсудить вызовы профессии и взаимные претензии. Обсуждали все подряд: объясняли, почему почти сто процентов пресс-релизов отправляются в корзину, как формировать информационные поводы, чтобы редакции ими заинтересовались. Говорили о том, какая информация на пресс-конференциях важна журналистам, а какая – нет.

– Есть ли у вас перспективы развития ивента?

– За год Медиафан посетили многие журналисты их крупных редакций города. Кто-то постоянный посетитель. Сейчас мы хотим делать встречи реже, но ярче. Ежемесячный формат все-таки стал несколько пресным, поэтому мы переходим к более концентрированным инсайдерским мероприятиям, которые будут проходить либо раз в квартал, либо раз в три месяца. Медиафан будет тем, что захотят участники. Если не будет желания или энергии сделать что-то глобальное, мы останемся клубом. А вообще вариантов много: образовательный проект, творческое объединение, клуб писательского мастерства.

Возможно даже профсоюз, но в такой вариант я слабо верю.

– Почему?

– Если бы у нас был здоровый медийный рынок, где медиа соперничали бы за аудиторию, а СМИ – за профессиональных журналистов, создание профсоюза было бы очевидным и необходимом шагом. Но, к сожалению, реальность такова, что медиарынка, по сути, нет. Нет могучих частных корпораций, с которыми мог бы вести непримиримую борьбу ущемляемый работник. А те, кто годами работал в государственных СМИ, вряд ли вдруг начнут бороться за свои права. Вот и выходит, что создавать профсоюз сегодня бессмысленно.

«Если бы у нас был здоровый медийный рынок, где медиа соперничали бы за аудиторию, а СМИ –за профессиональных журналистов, создание профсоюза было бы очевидным и необходимом шагом».

– Как молодому журналисту интегрироваться в журналистское сообщество?

– Через редакцию или образовательные проекты. Кризис удачное время для учебы. Например, Институт региональной прессы реализует серьезные образовательные проекты, и Союз журналистов ведет работу в этом направлении.

Можно после этих курсов протий практику. И тут нужно быть амбициозным в подходе к выбору редакции. Проходить практику в лучших медиа, где действительно работают со стажерами. Любому журналисту, даже матерому, нужен редактор. Материал всегда можно сделать лучше. Нужно не упускать возможности корректировать, дополнять. Быть скрупулезным в работе с информацией.

– И с какими трудностями сталкивается практикант в первую очередь?

– Новичкам не хватает многого, но в этом нет ничего плохого. Люди только начинают работать. Надо понимать, что все журналисты с чего-то начинали, совершали ошибки, и не надо бояться этого.

Проблем с практикантами конкретно в нашей редакции не было. Но есть пара общих моментов, характерных абсолютно для всех начинающих журналистов.

Первое – это дедлайны: важно сделать то, что ты обещал. Практикантам сложно понять самим, сколько времени требуется для подготовки материала. Поэтому лучше давать реалистичные оценки самому редактору.

Второе – самостоятельность. Нужно понимать, что большую часть работы придется делать самому, даже если есть редактор. Придется искать источники, даже если ты впервые столкнулся с этой темой.

В принципе, все. Остальные навыки можно приобрести в процессе.

«Определить, есть ли у автора хоть какой-то творческий потенциал, можно далеко не после первой профессиональной практики. Более ясная картина вырисовывается где-то через полгода плотной работы в медиа».

– Практикантам же не платят. Как вы думаете, это правильно?

– Я считаю, что любой труд должен быть оплачен. Когда-то, после месяца моей стажировки, мне заплатили довольно приличную зарплату. Это произвело впечатление.

Я сожалею о нынешней экономической ситуации в СМИ. Уверена, что большинство редакций хотели бы платить практикантам. Ведь, в том числе, из этого и формируется мотивация. Есть хорошие практиканты, внештатные корреспонденты, но денег в штате нет. Тем, кто сейчас выходит на медиарынок, будет непросто – надо будет придумывать и продумывать альтернативные способы найти работу и задержаться в профессии. Идеальный вариант – искать редакции, которые сейчас финансово «на плаву». Как правило, это медиа с информационными и новостными службами. При этом нужно работать на портфолио, писать мощные тексты, которые после кризиса повысят «стоимость» автора на рынке.

Думаю, рано или поздно изменения в экономике произойдут, и первым это почувствует медийный рынок.

«Тем, кто сейчас выходит на медиарынок, будет непросто – надо будет придумывать и продумывать альтернативные способы найти работу и задержаться в профессии».

ФОТО из архива героя

Rating 5 Просмотров: 6956

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.