Информационно-образовательный портал
Всегда на Первой
25 сентября 2018 г. г.
НА БЕЗЫМЯННОЙ ГЛУБИНЕ

7 апреля 1989 года затонула атомная подводная лодка «Комсомолец». Погибли 42 члена экипажа. Уже 27 лет эта дата считается днем памяти погибших подводников. Гораций Сергеевич Бокач бывший подводник. Ему уже 83 года. У подводника трое внуков. Каждый год он чтит память коллег, вспоминая, как 20 лет покорял морские глубины. Какая атмосфера царит на Северном полюсе, какие опасности подстерегают подводников и как они «сундучат» рыбу-тараньку, выяснил наш корреспондент.

Невозмутимое царство льда

Его глаза отражают океанские просторы, заставляют с головой окунуться в мир подводных лодок с длинными узкими коридорами, стены которых увешены многочисленными счетчиками и кнопками. Гораций Бокач родился в Хабаровске. Его отца расстреляли, мать была арестована за «диверсии» мужа. Детство он провел в детском доме для политзаключенных. Когда маму освободили, семья скиталась по всей России и не только: жили в Киргизии, Китае и Туркмении.

Гораций Бокач служил на двух лодках, К19 и К181. В 1963 году на лодке К181 он впервые совершил поход на Северный полюс. Подводник вспоминает, что полюс встретил их невозмутимо холодно: ледяными бесформенными торосами и пронизывающим кости ветром. Когда отправлялись назад, лодка вдруг носом пошла вниз, провалилась на 250 метров, хотя считалось, что она может опускаться только на 240.

– Показатели стремительно падали, в глазах потемнело, многие потеряли сознание. Оказалось, к корме прилипла большая глыба льда, затем резко оторвалась. Нос потяжелел, а корма стала легкой. К счастью, благодаря механикам мы выровнялись и всплыли, – рассказывает подводник.

Ртуть на Хиросиме

Гораций Бокач служил и на лодке К19, которую из-за повышенной радиации называли «Хиросимой». Когда приезжала комиссия, ее участникам рекомендовали не заходить на лодку, хотя подводники работали на ней весь июнь и июль. Однажды в одном из отсеков рабочие перерезали шланг с ртутью, которая при высоких температурах испарялась, отравляя воздух. Подводники ходили через смертельный коридор несколько дней, пока не обнаружили поломку. Их сразу отправили в медицинский пункт. «В лучшем случае волосы вылезут, а в худшем…», – врач предпочел не уточнять возможные последствия ядовитого вещества. Но подводник не принял близко к сердцу слова доктора:

– Когда работа кипит, и опасности подстерегают круглые сутки, не до переживаний. Да и этот инцидент с ртутью – далеко не самое серьезное, что происходило с «Хиросимой». Эта лодка перенесла все виды аварий: столкновение под и над водой, пожар, вывод из строя реактора. Несмотря на это, она прослужила на Северном флоте 30 лет.

Однокрылое возвращение

В 1979 году совершили очередной поход на полюс. Целый день кружили подо льдом в поисках полыньи. К вечеру утомились, обессилили. Внезапно раздался оглушительный треск. Сосулька от айсберга оторвала у лодки одно крыло. В каютах висела напряженная тишина. Гадали, есть ли шансы приплыть назад однокрылыми.

– Помню, мой товарищ сел на пол и сказал, что жизнь кончена. Он умер через год, не дожив до 25. На лодке большую опасность представляют не радиация и ртутные отравления, а эмоциональная неустойчивость, неспособность справляться со стрессами. В тот вечер радуга над полюсом протянулась через все небо. Обратно добирались с подводным талисманом. Лодку сопровождал огромный кит, как второй штурман. Благодаря морскому гиганту и доплыли. Экипаж встретили тепло: симфоническим оркестром и жареными поросятами, – вспоминает подводник.

Сундучить разрешается

На лодке кормили так, как в Советском союзе, кроме партийной номенклатуры, никто не питался: мясными супами, икрой, фруктами и овощами. Каждый день выдавали полдник: рыбку-тараньку и маленькую шоколадку. Драгоценные гостинцы «сундучили», чтобы возвращаться домой не с пустыми руками. Полезная пища и гостинцы – самое приятное из пребывания на лодке. Подводники сталкиваются со множеством трудностей. Самое сложное испытание – проверка лодки на герметичность. Она требует повышения давления до космических цифр. Не каждый организм выдержит такую нагрузку. Также все время хочется спать, так как в отсеках нестерпимо душно. Гораций Бокач уверен, что с духотой на лодке помогает справиться особая униформа – трусы и майка, а с остальными трудностями – дисциплинированной экипаж, где все моряки ответственные, всегда готовые прийти на помощь и поддержать.

ФОТО автора

Виктория ЛИХАЧЁВА | 4 мая 2016
 просмотров: 526 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Cобытия
CобытияСтудентка и выпускница Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ стали ...
Люди
ЛюдиКорреспондент «Первой линии» взяла интервью у человека с редким заболеванием – витилиго ...
Город
ГородПрошло три месяца с момента пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в ...
Хай-тек
Хай-текИгорь Гришечкин – концепт-шеф ресторана CoCoCo, принадлежащего Матильде и Сергею Шнуровым. ...