English

Информационно-образовательный портал

«Если есть желание и цель, из любых данных можно выточить бриллиант»

В 18 лет с отличием окончить балетное училище, стать лауреатом нескольких конкурсов, получить статус «Артист балета», а в 20 уже гастролировать по всему миру в составе кордебалета «MOSCOW BALLET LA CLASSIQUE». С чего начать, через какие трудности пройти, где черпать вдохновение, можно ли стать «профи» в 30 лет — обо всем расскажет юная балерина Московского театра Ольга Казинова.

Как же все начиналось?

Моя балетная жизнь началась, когда я только осваивала азы искусства, знакомилась с ним, пыталась его понять и почувствовать. Для начала, было изучение движений, на которых строится танец. Это как грамматика, без которой нельзя правильно построить свою речь. Если не знать движения — «слова танца», зритель не сможет понять артистов. Это основное. Уже потом, спустя многие года, на всю эту «грамматику» мы накладываем танец, и у нас получается большой текст, который мы рассказываем языком тела. Также, конечно, нужно развиваться, узнавать новые балеты, постановки, читать или слушать истории балетных танцовщиков. Все, к чему прикасается искусство, и все, к чему прикасаемся мы— нас и развивает.

Ещё с самого раннего детства мои родители водили меня в театр, так что мое знакомство с искусством началось очень очень рано! Классический балет любила с самого детства, всегда говорила «я хочу стать балериной». Это желание возникло где-то в глубине души и закрепилось настолько прочно, что сейчас я танцую в театре. Не знаю, что именно повлияло на это дикое желание стать именно балериной. Возможно, я увидела балет в театре, он меня настолько вдохновил, либо по телевизору показывали балетные постановки. Не помню. Помню одно — меня очень захватило и впечатлило это искусство.

Танцую я с самого детства, где-то с 2,5 лет. Сначала ходила на гимнастику для детей, потом занималась бальными танцами, участвовала в соревнованиях, получала призы и была даже в тройке финалистов. Долгое время танцевала в Мюзик-холле*. Мы давали спектакли в Москве, устраивали новогодние спектакли для детей, участвовали в разных мероприятиях. Это было так давно, но помню себя совсем маленькой в роли божьей коровки. Мне безумно нравился костюм: бархатные длинные перчатки, мягкие-мягкие, бархатные чулки бордового цвета, как маленькие сапожки, и красивые крылья с чёрными точками. Помню одну из сцен, в которой выступала в этом костюме, и мы с мамой считали, сколько моей божьей коровке лет — по этим самым точкам на спинке. Выступления в Мюзик-холле помогли мне прийти в классический балет более раскрепощенной. За это спасибо моим родным: они отдавали меня в разные кружки.

Когда я поступала в «Детскую школу искусств им. Балакирева», меня не приняли на хореографическое отделение за недостатком данных. Не хватало шага, подъема, гибкости спины. У меня был только хороший прыжок — «баллонистый» — от природы. Это значит, когда человек подпрыгивает, он ловит так называемый баллон, будто немного задерживаясь в воздухе. Музыкальность и координация движения также были моим плюсом. Другие параметры хромали.

Не люблю сдаваться! Сначала я очень расстроилась, что меня не взяли. Первые дни думала, что не буду пробовать ещё раз, не хочу услышать отказ. Но прошел месяц, я выдохнула и стала продолжать двигаться дальше. Я продолжала танцевать этот год, стала работать над крепостью спины, над шагом. И вот, спустя год, в 8 лет, меня принимают на хореографическое отделение.

С этого началась моя профессиональная жизнь юной балерины. Балетная жизнь достаточно обширное понятие, включающее в себя пребывание в зале вместе с педагогом на репетиции, выездные спектакли по своей стране, зарубежные гастроли. В него же входит подготовка к спектаклям: собирание костюмов, продумывание образа, прически, макияжа. Волнение перед выходом на сцену, повторение слов педагога.

Балетная жизнь — это определенное отношение между артистами, отношение к педагогам, к музыке и так далее — ко всему, что нас окружает. Если сказать проще — балетная жизнь, это состояние жизни: если ты — артист балета, на то, как ты живешь, как двигаешься, на твои взгляды и жесты — накладывает отпечаток балет. Трудно объяснить, но «балетный» всегда в толпе увидит «своего». Мы живем в балете.

Как зародилась твоя карьера балерины?

Моя балетная карьера началась только после выпуска из профессионального балетного учреждения. Я окончила его с отличием и получила статус «Артист балета». Театр значительно отличается от училища. Тут больше свободы, можно раскрыть себя в разнообразных ролях, и даже если не выйти сразу в новой партии, то хотя бы начать двигаться и стремится к новым целям.

Все-таки училище — это определенные каноны балетного академизма. Мы находимся на уроке, должны соблюдать определенные правила. В театре мы также находимся на своеобразном уроке, работаем, исправляем ошибки, которых не становится меньше, ведь ты двигаешься дальше и делаешь акцент на другие, более серьезные вещи. В театре приходится сталкиваться уже со взрослыми артистами: они иначе разговаривают с педагогом и педагог с ними: ближе, по-семейному. У любого человека, думаю, есть определенный контраст между школой и работой, тут то же самое.

Свобода также выражается в репетиционном процессе. Безусловно, в театре нужно работать намного больше, чем в училище, потому что здесь ты уже работаешь на своё будущее. Каждый раз приходится доказывать, кто ты, что ты можешь.

Когда ты гастролируешь с театром, это тоже иная жизнь артистов балета. Тут ты находишься в других странах, видишь разных зрителей, другой менталитет и другую культуру пребывания зрителей в театрах. Это намного больше, чем во время пребывания в училище: тут нет постоянного контроля педагогов над тобой, каждый сам за себя. Конечно, также тут больше ответственности: ты выходишь на суд зрителей, которые пришли на спектакль, заплатили деньги. Ты никак не можешь испортить им впечатление о спектакле, поэтому выкладываешься на все 100%, отдаваясь искусству полностью.

На кого в балете стоит обратить внимание? Расскажи о своих источниках вдохновения.

Мое вдохновение в балете — это некий собирательный образ. Я люблю смотреть старые видеозаписи со звездами русского балета: Плисецкой, Головкиной, Максимовой, Лепешинской, Бессмертновой и многими другими. В каждой балерине я нахожу что-то своё, беру с них пример.

Также многие документальные фильмы про трудности в жизни балетных артистов очень вдохновляют. Ты как-то сам мобилизуешься, появляется желание стремиться к чему-то новому. Могу посоветовать фильмы, которые мне запали в душу: «Когда танец становится жизнью. Екатерина Максимова», «Я, Майя Плисецкая», «Портрет французской танцовщицы Сильви Гиллем», «Круги Вацлава Нижинского. Последний танец», «Дуэт. Фильм-балет». Ещё есть интересный сайт «La personne», где рассказывается о балеринах и танцовщиках, можно прочитать много статей про их жизни, узнать и почерпнуть что-то новое для себя.

Конечно, походы в театры тоже вдохновение. Когда я вижу на сцене подлинную игру артистов, как они живут в предлагаемых обстоятельствах, внутри что-то щёлкает и появляется вдохновение: хочется уйти с головой в искусство.

Я очень люблю театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и стараюсь не пропускать премьеры. Артисты, которые меня тронули, по большей части оттуда. Сразу вспоминается дуэт Сергея Полунина и Кристины Шапран: балет, в котором я их увидела — «Коппелия». Балет достаточно позитивный, добрый, веселый в актерском плане.

На любом из спектаклей, где танцевала Наталья Сомова, я получала большое удовольствие от ее академического танца, от чистоты в позициях, актерской игры. Также очень нравится балерина Оксана Кардаш, ее пластика тела: в роли Хозяйки медной горы она мне особенно запомнилась. Она будто гуттаперчевая, в зелёном комбинезоне, действительно напоминает змею. Это здорово, когда ты смотришь на артиста и будто проникаешься его ролью.

Диана Вишнева, участвовавшая как приглашённый артист в балете «Татьяна», тоже меня поразила максимальной проникновенностью образа. Если говорить о современных артистах, которых своими глазами я не видела на сцене, но смотрела большое количество видео с их участием — Светлана Захарова, Ольга Смирнова, Владислав Лантратов, Денис Родькин, Мирия Хорева, Ульяна Лопаткина и многие другие.

Безусловно, работа с моими педагогами — мое вдохновение. Мне очень повезло, что есть такие люди, с которыми проводишь часы в зале, время летит, ты устаёшь, но интерес не пропадает — только усиливается. Педагоги отдают нам частичку себя, они нам помогают, ругают нас, конечно. Но это главное! Это значит, что педагог видит, на что ты способен, значит, он верит в тебя, и тем самым ещё больше тебя мотивирует. Самые невероятные ощущения ты получаешь, репетируя рядом с педагогом, когда он сам встаёт рядом с тобой и начинает танцевать. Тут ты совсем близко к тому невесомому, легкому искусству. Это настоящее вдохновение!

Педагоги учат быть на сцене, существовать в роли, быть не самим собой, а своим героем. Это постепенная работа: артист не может с первого раза почувствовать то, что от него требует педагог. Расскажу про самые трогательные примеры моей работы с педагогами. Васильева Оксана Геннадьевна, которая выпускала мой курс из училища, работала со мной над ролью Мари из балета в «Щелкунчике», который идёт в нашем колледже в постановке художественного руководителя заслуженного артиста России Геннадия Васильевича Ледяха. Когда мы с ней начали работать над ролью, она сделала со мной Мари, ту самую, которую когда-то ставил Геннадий Васильевич. Все его придыхания в корпусе тела, внутреннее волнение, вздох, мы отработали все. Она вставала передо мной и показывала то, что было поставлено когда-то. Поэтому мой образ отличался от всех остальных, он был искренним, таким, как его видел Геннадий Васильевич.

Педагог Васильева Ида Валентиновна помогла мне поверить в себя и свои силы. Через мою боль и труд, она мне доказала, что я могу это сделать; могу танцевать, могу рассказывать людям в танце то, что происходит на сцене. От работы с ней я черпала невероятное вдохновение: она умела потрясающе мотивировать. Она была, как принято у нас говорить, поколения «старой школы». Ида Валентиновна была знакома и вместе работала с известными балеринами Большого театра, поэтому то искусство, которому она нас учила, было легкое и невесомое — настоящее, подлинное искусство, которое действительно приносило огромное удовольствие всем, кто к нему прикасался.

Ольга Михайловна Чернобровкина знает меня почти с первых классов ДШИ, до сих пор мы поддерживаем связь: она работает со мной, подсказывает, делает замечания. Приходя ко мне на спектакль, говорит что ей понравилось, а над чем ещё нужно работать. Нас, как ученицу и педагога, связывает многое: много лет работы над партиями, номерами и образами.

Я безумно благодарна жизни: мне попадаются чудесные педагоги, и даже те, с которыми мне только предстоит плотно работать.

С какими трудностями пришлось столкнуться в этом «невесомом» искусстве?

Трудности — это то, что любит любое искусство и вообще любая работа. Благодаря им мы становимся сильней, выносливей, эмоционально сдержанней. У меня было много разных испытаний. Это, в первую очередь, работа над своими данными, когда ты каждый день выполняешь специальные упражнения на разработку шага, укрепление мышц спины и пресса, разработку подъема стоп, плавность движения рук и многое другое. Считаю, если есть желание и цель, из любого можно выточить бриллиант (так говорила мой Педагог, Васильева Ида Валентиновна). Кому-то нужно меньше времени для этого, кому-то больше. Но так устроен человек.

Никогда не нужно сдаваться! Это ещё одна трудность. Иногда бывало эмоционально тяжело справиться с тем, что не получается элемент, но после борьбы с собой, со своим телом, у тебя выходит то, что никак не получалось. Например, мы изучали средний прыжок, он называется fermé (переводится с французского как «закрывать»). Изучали, как прыгать в сторону, у меня он никак не получался. Вечером прихожу домой расстроенная, думаю «Почему он не получается? Пробую, пробую и никак?» Тут мне помог папа: он ставит стул спинкой ко мне, садится и говорит: «Показывай, что у тебя не получается». Я ему объясняю, как правильно нужно сделать этот прыжок, так как учил педагог, на что он мне сказал: «Пробуй — делай». На следующий день прыжок уже получался, от этого стало ещё интереснее. Так происходит всегда, когда что-то не получается: проходит день-два, ты делаешь это движение, тренируешься раз за разом, у тебя появляется стремление как-то усложнить его, либо перейти к чему-то более сложному. Тем самым ты сам себе даешь толчок к развитию своих физических данных. Это становится огромной мотивацией и такие трудности становятся уже увлекательным делом!

Конечно, зависть коллег является огромной трудностью. Это препятствие вырабатывает внутреннюю стойкость. Люди привыкли всех обсуждать, злиться, постоянно смотреть на кого-то и завидовать, принижать их, возвышая при этом своё «Я». Шептание за спиной: люди думают, что никто не знает, ничего не слышно — ошибаются. Косые взгляды: «а вот как ей это все достаётся, явно ходит ко всем подлизывается, иначе никак!» — людям сложно подумать о том, что все достаётся через собственный труд. Но они забывают главное — нужно, в первую очередь, смотреть на самих себя. Задавать вопросы: «А чего добился я сам? Как мне стать лучше? Может, пересмотреть свои взгляды и начать работать?...» Достаточно сложно это объяснить людям, да и зачем? Тут другое: педагога не обманешь, он видит, кто работает, а кто впустую тратит время. На моем пути не только разговаривали — бывало подставляли, но это стерлось из памяти, потому что я стараюсь как можно меньше обращать внимание на это. Тем более более важные события в жизни у меня происходят вне этих сплетен и злых языков.

Поэтому с годами вырабатывается определенная выдержка, ты перестаёшь так много внимания обращать на эти косые взгляды. Но я человек, который все пропускает через свою душу, поэтому это достаточно тяжело сделать, я часто борюсь с собой. Надеюсь, что когда-нибудь у меня получится с холодным рассудком смотреть на всю эту зависть. А пока я только этому учусь.

Балет в России и за границей. Где лучше принимают танец?

Если говорить о принятии балета, думаю, нужно разграничить общее понятие «балет». Сейчас танец развивается с огромной скоростью, как и все вокруг. Если говорить про традиционный русский балет, про легендарные балеты — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», то считаю, что на Родине этих шедевров их будут любить всегда. В русских театрах также ставят и другие классические постановки. К этим спектаклям, думаю, у публики никогда не пропадёт интерес. Это как с поэтами и писателями Серебряного века — классика, которая никогда не выйдет из моды. Зарубежная публика очень любит и тепло принимает гастролирующие российские труппы. Постоянно заполненные залы и бурные овации.

Что касается зарубежных театров, их репертуаров и зрителей — тут немного другая картинка. Зарубежные зрители любят больше современные постановки, так называемую неоклассику. Когда те же балерины в пуантах, но в костюмах, например, в виде комбинезона, под комбинированную музыку или разные ремиксы танцуют совсем в другой пластике тела. В Россию все чаще и чаще приходят такие постановки из-за рубежа.

Поэтому судить, где балет принимают лучше — непросто. Необходимо посмотреть на разные составляющие большого балетного мира. Я считаю, что балет в общем понимании любят и принимают все страны, в которых он развивается.

Для меня, как для зрителя, новые постановки интересно смотреть в театрах, новая пластика, новый взгляд на те же проблемы — завораживает. Особенно мне запомнились: балет «Майерлинг» и «Манон» — хореография Кеннета Макмиллана. Очень интересные постановки, хореографические дуэты, пластика тела. Очень понравились костюмы и сценография, когда смотрела премьеры в театре Станиславского и Немировича-Данченко:

- «Серенада» — Д. Баланчин. Одноактный бессюжетный балет, наполненный легкостью, создаваемой за счёт движений и костюмов: длинные шопенки (юбка по середину икры или щиколотку, сделанная из специальной сетки).

- «Сюита в белом» — Серж Лифарь. Сценки, будто сменяющие одна другую, невесомость артистов, за счёт хореографических движений, минимум декораций.

- «Вторая деталь» — Форсайт. Непривычная музыка, хореография и костюмы: серые комбинезоны, сложные координационные движения артистов, технически сложная хореография.

- «Тюль» — Александр Экман. Интересная изнанка жизни балетных артистов, их репетиционный процесс. Очень оригинальная постановка.

Все эти балеты нужно видеть, очень трудно описать то, что ты чувствуешь после просмотра, какие впечатления у тебя остаются. Без классического балета, конечно, тоже никуда, в роли зрителя могу множество раз пересматривать один и тот же спектакль.

А вот как артисту — мне ближе классический балет. В нем есть определенная душа, невесомость, окутанная дымкой. Мне это так представляется. Каждый спектакль, в котором я принимаю участие, мне близок и очень нравится:

- «Щелкунчик» — детская сказка, невероятная музыка, добро и душа.

- «Лебединое озеро» нравится своей историей: когда стоишь в кордебалете «Лебедей и Одетта», мурашки по телу. Действительно сопереживаешь Одетте. Я утопаю в этом спектакле, мне безумно нравится.

- «Жизель». Сцена сумасшествия Жизели бросает в дрожь. А второй акт будто окутан потусторонней силой: безумная энергетика злых Виллис (девушки-невесты, умершие до свадьбы) на кладбище.

- «Спящая красавица» — лёгкость, утончённость, аристократия.

Не могу полностью судить о постановках неоклассики, потому что пока не участвовала в подобных, но очень хотела бы попробовать. Надеюсь, в будущем будет такая возможность!

Танец и высшее образование. Насколько совместимо?

На данный момент я получаю высшее образование. Учусь в Московской государственной академии хореографии на втором курсе. Выбрала для себя профиль «Менеджмент исполнительских искусств», для меня это интересно. Он разнообразный и открывает новые знания в области юридического права, в сфере маркетинга и менеджмента, дает знания по психологии и педагогике, экономике. Честно говоря, я мечтаю в будущем стать педагогом по классическому танцу, но для этого в моих планах второе высшее образование.

Так как я работаю каждый день, в театре мы даём несколько спектаклей в неделю, отправляемся в гастрольные туры по всему миру, а во время новогодних ёлок и разных других праздников мы даем спектакли каждый день, времени на учебу, конечно, остаётся меньше. Но я учусь на заочном отделении, весь материал во время всего года, и даже, когда идут летом каникулы, я стараюсь проходить сама: ищу разные материалы и готовлю презентации, пишу конспекты. Все для того, чтобы придя на сессионные недели, слушая лекции преподавателей, пополнять уже имеющиеся знания. Так, на мой взгляд, можно в большем объеме освоить пройденный материал.

Какое выступление для себя ты считаешь лучшим? Что ждешь от себя через 5, 10 лет?

*Смеется*

Наверное, моего лучшего выступления нет. Я считаю, что могу лучше, с каждым выходом на сцену в партии, я начинаю иначе чувствовать тело, эмоции и себя на сцене. Каждый раз как первый — я проживаю всю историю героя от начала до конца, снова и снова. И скажу — лучшее выступление — если выйдя сегодня на сцену, ты нашел новую эмоцию, вздох, взгляд, поворот кисти и так далее — ты продвинулся ещё на один маленький шажок к своему идеальному образу. Работа на сцене и есть лучшее выступление. По поводу будущего — не люблю строить четких планов, потому что жизнь очень непредсказуема. Огромное количество раз убеждалась в этом. Поэтому раскрывать имеющиеся у меня в голове идеи пока не буду. Но я уже начала двигаться к их осуществлению, посмотрим, как пойдет моя дорожка.

Что для современной балерины важнее всего?

Любовь к искусству! Возможность репетировать, двигаться к новому, возможность выходить на сцену, раскрывая себя в разных образах. Для меня это важнее всего. Ответить за всех не решусь, потому что у каждого свои цели и взгляды, все зависит от человека. Но, безусловно, для всех современных артистов главное — заработок, потому что наш труд нелегкий, как и у многих других профессий. Поэтому, конечно, хочется, чтобы твой труд был оплачиваемым. Это, наверно, один из общих аспектов, который важен всем артистам, да и всем людям в общем.

***

*Мюзик-холл — факультет в Детской школе искусств им. Балакирева (прим. ред)

Фото: из личного архива героини

Юлианна Андреева | 28 апреля 2020
 просмотров: 849 | комментариев: 1
комментарии
пишет sirodgh (28 апреля 2020 20:31)
Очень понравилось...чувственно...изложение талантливо...у тебя все получится !!!
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Cобытия

CобытияЕсли вы не знаете, как писать тексты или снимать сюжеты, в которых ...

Читать полностью

Люди

ЛюдиОсновной период карантинных мер в России уже позади. Кто-то сетовал на скуку ...

Читать полностью

Город

ГородС ранних лет знакома эта эмблема: Медный всадник в перекрестье света прожекторов. ...

Читать полностью

Хай-тек

Хай-текЕще 100 лет назад никто бы не подумал, что маленькая металлическая коробочка, ...

Читать полностью
Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?
Бесплатных карт для туристов
Указателей на английском
Цивилизованных мест для курения
Всего хватает
Все плохо

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.