English

Информационно-образовательный портал

Миссия журналиста не изменилась

Редакция газеты "Дважды два", 18 ноября 2011

18 ноября 1961 года был подписан приказ о создании факультета журналистики в Ленинградском государственном университете. О прошлом и будущем журналистского образования редакция «Дважды два» побеседовала накануне знаменательной даты с профессором Людмилой Петровной Громовой, и.о. декана факультета журналистики.

Людмила Петровна, какие самые яркие, ключевые моменты в 50-летней истории факультета и 65-летней истории отделения журналистики Вы бы отметили?

– Безусловно, самое начало, когда журналистика «прописалась» в стенах университета. То, что в Ленинградском государственном университете в 1946 году открылось отделение журналистики, – это событие трудно переоценить. Важно и то, что открылось оно именно на филологическом факультете, что изначально предопределило высокую планку в работе со словом. Преобразование отделения в факультет журналистики стало важной вехой в его самостоятельном развитии, приблизив теоретическое обучение к практике. Но успех любого дела во многом определяется его лидерами и командой. Нашему факультету очень повезло с первым деканом – профессором Александром Федосеевичем Бережным. То, что факультет успешно развивался в 60-70 годы, в этом огромная заслуга его как руководителя, а так¬же большого числа людей, создававших факультет. В их числе и ныне работающий на факультете Владилен Иванович Кузин, который в ту пору был заведующим сектором печати обкома КПСС и много сделал для развития факультета. В те годы сформировалась организационная структура, увеличился приём на факультет на дневное и заочное отделения, открылось вечернее отделение, шла подготовка иностранных студентов, студентов- целевиков для национальных республик.

Лучшие традиции факультета продолжают жить и сегодня. И в этом непрерывном общем процессе развития мы открываем новую страницу…

Какими мероприятиями завершится юбилейный год, что нас ждет «под занавес»?

– Поскольку мы решили, что это будет праздник в течение всего года, все мероприятия мы проводим «под флагом» этого юбилея. Завершится череда юбилейных мероприятий Днём факультета, подведением итогов практики. Пройдёт ещё не¬сколько интересных встреч и событий. Так, 17 ноября, накануне Дня рождения факультета, открылась фотовыставка нашего выпускника 1975 года, декана факультета фотожурналистики Павла Маркина, который недавно отметил своё 65-летие. В этот же день перед студентами факультета с лекцией выступил Почётный профессор факультета, выпускник 1974 года Геннадий Николаевич Селезнев. По сложившейся традиции он дал интервью, которое появится на сайте факультета в рамках юбилейного проекта «Встречи на 1-й линии». Среди героев этого проекта – Юрий Рост, Игорь Масленников, Всеволод Богданов, Леонид Парфёнов, Кирилл Набутов, Оксана Пушкина и другие наши выпускники. Эта «база данных» накапливается и, возможно, со временем появится и в печатном виде.

Юбилейный год ознаменовался созданием Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций. Понятно, что это некие структурные изменения, но есть и содержательная часть. Будут ли разрабатываться какие-то новые направления, стоит ли ждать появление новых кафедр?

– Существует определенное волнение в среде абитуриентов и выпускников, поскольку они поступали на факультет журналистики, а заканчивать будут уже Высшую школу журналистики и массовых коммуникаций. Но скажем сразу: они поступали в Университет на определенную образовательную программу – «Журналистика», или «Связи с общественностью и реклама». Диплом об окончании Университета они получают по одной из этих программ. «Структурные» подробности, какой факультет они окончили, и какая кафедра была выпускающей, в дипломе не указываются.

Что касается структурной перестройки, то она отнюдь не является механической. Я работаю в университете с 1977 года (а окончила его в 1974), то есть связана с факультетом достаточно долго и имею возможность наблюдать, как он развивался и реорганизовывался в течение этого времени, и знаю, какую дистанцию развития он прошёл. Занимаясь историей факультета с первых лет его основания, сначала как от¬деления, а потом с 1961 года как самостоятельного факультета, вижу, что мы постоянно находились в процессе строительства. Сначала выстраивали отделение, начиная с двух первых кафедр – истории русской журналистики и партийно-советской печати. Потом это обрастало инфраструктурой и появлялись лаборатории, кабинеты, новые кафедры. Например, кафедра стилистики и редактирования была открыта в 1961 году, когда факультет был реорганизован из отделения. И, мне кажется, символично, что именно в этом году, когда мы отмечаем 65-летие на¬чала подготовки журналистских кадров в нашем университете, происходят очередные изменения и, я бы сказала, системная реорганизация. Ведь время идет, и мы должны поспевать за ним, отражая новые запросы и в наполнении учебных планов, и в программах учебных курсов, и в технологиях и методиках обучения.

Долгие годы существовал факультет журналистики, на котором более 10 лет назад открылась специальность «связи с общественностью», затем «реклама», сейчас это единая образовательная программа «реклама и связи с общественностью». Появились запросы рынка труда, и мы отреагировали на них созданием новых специальностей. За прошедшие годы новое направление вызрело, и сейчас разрабатываются магистерские программы в рамках этого направления, обсуждается вопрос и об открытии новой научной специальности. Поэтому мне кажется вполне логичным и закономерным выделение из факультета журналистики нового факультета прикладных коммуникаций как самостоятельного структурного подразделения. Это позволит более чётко определиться с предметной областью преподавания по каждой образовательной программе. Необходимо было разделиться, для того, чтобы самоопределиться. Однако мы так долго существовали вместе и так глубоко интегрированы в организации и управлении образовательной и научной деятельностью, что для дальнейшего развития необходима была новая объединяющая структура. Так возник проект под названием Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», который включил в себя помимо двух факультетов довузовское обучение (малый журфак, профильный класс в средней школе, подготовительные курсы), а также готовящийся к открытию колледж и институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки. То есть, все эти звенья единой структуры позволяют обеспечить подготовку на разных уровнях, что вполне в духе времени: школьное, среднее и высшее образование, а также дополнительные постдипломные программы.

Один из запросов рынка сейчас – это медиаменеджмент и работа с цифровыми технологиями, сетевые СМИ, и так далее. Появятся ли новая кафедра или магистерская программа по этому направлению?

– У нас сейчас как раз идет процесс реорганизации кафедр в соответствии с более чётким определением направления их деятельности, что должно найти отражение и в их названии, отвечающем профилю их деятельности, перспективам развития и современным профессиональным тенденциям.

Например, кафедра радио и телевидения. Её название родилось еще в 60-е годы, когда приоритетным было радио, телевидение же только развивалось. Теперь это соотношение изменилось. Были предложены разные варианты названия. После долгих дискуссий нашли согласительный вариант – кафедра телерадиожурналистики, – так в новом госстандарте называется профиль профессиональной подготовки. Правда, в это название не попало ни одно из направлений деятельности кафедры – кинодокументалистика.

Есть на факультете кафедра визуальной журналистики и дизайна периодических изданий, которая раньше называлась кафедрой производства и оформления газет, организации СМИ. Существует также кафедра периодической печати. Очевидно, что здесь необходимо определиться с «пограничными» зонами деятельности. При этом у нас ни на одной кафедре не представлена сетевая журналистика и комплекс дисциплин, изучающих прикладные информационные технологии. Ни в на¬званиях, ни в деятельности кафедр это направление не отражено. Предполагаем развивать его на кафедре медиадизайна и информационных технологий с сохранением визуальной журналистики как традиционного направления деятельности кафедры.

А что касается менеджмента и медиабизнеса?

– Около двух месяцев назад Ученый совет факультета принял решение о создании кафедры медиаменеджмента. Дело в том, что учебные планы обеих образовательных программ в значительной мере представлены дисциплинами по менеджменту и экономике СМИ. Кроме того, уже несколько лет на факультете успешно реализуется магистерская программа «медиаменеджмент». Однако все эти учебные дисциплины в связи с отсутствием профильной кафедры обеспечиваются кафедрами международной журналистики, периодической печати, а также факультетом менеджмента, который, к сожалению, не может удовлетворить наши заявки даже по базовым курсам.

Таким образом, открытие кафедры медиаменеджмента для нас насущная задача. И я надеюсь, что в ближайшее время нам удастся довести процесс внутренней реорганизации до завершения.

Как Вам кажется, сколько времени может потребоваться на то, чтобы бренд «Высшая школа журналистики и массовой коммуникации» стал общеупотребительным?

– Насколько активно мы будем работать, с такой же скоростью будет укрепляться и бренд. Но ведь бренд существует не ради бренда. Важно, чтобы новая жизнь не начиналась с чистого листа. Словно до нас ни¬чего не было. Новая структура родилась на основе факультета журналистики, который имеет славную 65-летнюю историю. И это не должно забываться. У нас богатая история, нам есть чем гордиться.

Какими Вы видите нынешних абитуриентов через пять лет? Что это будут за люди, какими навыками будут обладать?

– Детально прогнозировать то, что будет через пять лет, конечно, очень непросто, особенно в условиях так быстро меняющейся технологической среды. Из¬меняются формы и форматы, но представления о сущности профессии, её природе остаются неизменными.

Если говорить о том, для чего существует журналистика, то она рождена самой жизнью для того, чтобы отражать эту жизнь, информировать людей, быть рупором общественного мнения и влиять на изменение жизни к лучшему. Журналистика во все времена базировалась на понимании важности своей миссии в обществе. Все те функциональные задачи, которые стояли перед ней раньше, выполняются и сейчас: информировать, просвещать, воспитывать, развлекать, побуждать к созиданию.

Мне нравится, какие студенты к нам приходят сегодня. Большинство из них – мотивированные, думающие, прагматичные, хорошо ориентирующиеся в информационно-технологической среде журналисты. Надеюсь, если эта тенденция сохранится, то мы и через пять лет увидим в наших аудиториях молодых людей с хорошим творческим потенциалом, которым нам предстоит дать не только профессиональные навыки и умения, но, прежде всего, воспитать в них уважение к профессии, которой они собираются посвятить свою жизнь.

Rating 0 Просмотров: 6498 | Комментариев: 1

Комментарии

п 4 декабря 2011

скучное интервью

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.