ПЕТЕРБУРГ ЗАПУСТИЛ СВОЕ "ПОСЛАНИЕ"
Варвара ШЕСТАКОВА, 22 сентября 2013
Вчера, 21 сентября в Петербурге состоялась церемония открытия XXIII Международного кинофестиваля «Послание к человеку». О том, как это было прямо с места события рассказывает корреспондент «Первой линии».
То, что в Петербурге проходит кинособытие международного уровня, было очевидно при приближении к станции метро Горьковская. Возле метро и рядом, в Александровском парке, где и расположился недавно открытый киноцентр «Великан», горделиво прогуливались гости фестиваля, которых можно было узнать по ярким бейджам с надписью “Message to a man”.
А около киноцентра «Великан», ставшего основной резиденцией фестиваля, уже задолго до начала церемонии открытия собралась толпа зевак, прохожих и просто горожан, не избалованных красными дорожками и столь звездными мероприятиями.
Внутри кинозала тем временем собралось настоящее светское общество. Журналисты, кинокритики, продюсеры и режиссеры. Вышки фотокамер, звон каблуков. То и дело взлетает в воздух пробка, и шампанское льется рекой. Вот так и протекают будни киношников. А их тут действительно много: то Учитель мимо пробежит, то Зайдль, то целая шведская делегация.
Открытие церемонии по расписанию в 19.00. На часах уже почти 20.00, но в зал никого не пускают. Гости слегка нервничают и продолжают пить шампанское. А оно здесь недурное. Видимо, все-таки бюджет фестиваля не так мал, как говорили.
Наконец, нас приглашают в зал. Начинается официальная часть. На сцену взлетает вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи, поздравляет гостей и организаторов. «Документальные фильмы, - отмечает он, - по популярности сегодня превосходят игровые». Зал охотно верит. Следующим у микрофона оказывается Вячеслав Тельнов, директор департамента кинематографии Министерства культуры России, с посланием от министра культуры, Владимира Мединского. «Я уверен, что кинофестиваль откроет много новых имен», - говорит министр голосом Тельнова.
А потом гаснет свет. И тишина. Вдруг со сцены вылетает голос Александра Гордона. Он жалуется, что совсем не успел написать сценарий открытия, но ему приснился сон. А во сне – как раз церемония открытия. Свет возвращается. И тут начинается шоу.
Каким вы помните Александра Гордона? Да-да, в костюме с пиджаком, стрижкой и в очках. Взгляд серьезный и даже немного строгий. А тут! На сцене клоун с красными волосами и носом.
Его соведущей становится певица Нина Карлсон, девушка с приятным густым голосом. Он, вроде как, общается с ней по скайпу – мы видим ее лицо на экране. Но в то же время она сидит на причудливом пуфе с другой стороны сцены. Сюрреализм.
Гордон объясняет Нине, в чем он видит смысл фестиваля: «Понимаешь, сейчас вокруг так много всего. И главная задача – отыскать художественные высказывания в этой куче спама». Их разговор плавно перетекает в песню. Я даже и не думала, что Александр Гордон еще и поет. Он размахивает руками, восклицает – образцовый шут. А на экране тем временем прыгают буквы, лица, световая игра.
Затем перфоманс прерывается. На сцену вызывают Алексея Учителя, президента фестиваля, и Михаила Литвякова, основателя «Послания к человеку». Михаилу вручают первую статуэтку «Золотой кентавр». Я бы даже сказала «золотой кетаврик» - настолько трогательно она смотрится в руках отца-основателя.
Приходит черед и главных судей фестиваля – жюри. Среди них немало известных в киношном кругу персон: Мира Наир, Нико фон Глазов, Мартин Снопек. Они миролюбиво улыбаются и делятся ожиданиями.
- Мы не хотим судить. Мы хотим смеяться, удивляться и плакать! – восклицает Марина Голдовская, председатель жюри национального конкурса.
- А мы очень надеемся, что поймем ваше послание, - обращается к участникам фестиваля Мария Годованная, член жюри конкурса экспериментального кино In Silico.
А после свет снова гаснет. Зал наполняется мистической тайной, и Александр Гордон продолжает свой сон. А снится ему рай. Причем не какой-нибудь простой рай, а именно «Рай» Уильриха Зайдля, выдающегося австрийского режиссера, известного своей трилогией: «Рай: Любовь, Вера, Надежда». В этих фильмах он показал необычную трактовку столь привычного для нас сочетания. Любовь покупается, вера переходит в желание, надежда остается. За необычный подход и кинематографические достижения Уильрих Зайдль тоже награждается статуэткой кентаврика.
- Я надеюсь, что этот приз все же не за мой вклад в киноискусство. Впереди у меня еще много. Я сделаю такие фильмы, чтобы вам мешать, чтобы они вызывали беспокойство. Ведь для этого и нужно кино, - улыбается он.
Свет приглушается. Раздаются голоса Александра Гордона и Нины Карлсон. «I’m waiting for a miracle”, – символично поют они знаменитую песню. Фестиваль объявляется открытым, и гости встают в ожидании чуда, которое будет длиться целую неделю. Чудо под названием Кино.
Хотя фильм открытия чудом назвать сложно. Да, он задевает, трогает. Но это точно не чудо. Подробнее об этом в рецензии нашего корреспондента: 1-line.spbu.ru./publicism/119-1054.html
Пока без комментариев