English

Информационно-образовательный портал

Ксеномания

Ольга Зубенок, 5 июля 2008

В числе важнейших мировых событий культуры появилось новое – запрет в США книг Марка Твена. Шум подняли из-за того, что Твен использовал в своих произведениях слово «негр», а оно, как известно, крайне нежелательно для употребления как в Америке, так и за пределами Штатов. Якобы «неграми» называли рабов, и термин этот чрезвычайно оскорбителен.


Как говорил в своем репортаже Игорь Рискин, «тут бессмысленно говорить, что Марк Твен был ярым противником расизма и всем своим творчеством подчеркивал равенство людей вне зависимости от цвета кожи, а "Приключения Геккельбери Финна" - главный литературный памятник борьбы за это равенство…».
Журналисты России также избегают слова «негр». Почему? Александр Кабаков в газете «Новые известия» выражал свою позицию на этот счёт так: «По-русски негр – значит, негр. Пушкин был потомком эфиопа, негра. И я не знаю другого русского языка. По-русски Таллин пишется с одним «н». И люди живут «на Украине», а не «в Украине», потому что Украина – это, по-старому, окраина. Нельзя жить «в окраине». И нет такой республики «Беларусь», есть «Белоруссия». Если мы должны говорить «Кыргызстан», то почему Францию мы называем до сих пор Францией, а не Франс?».
Как сообщает Википедия, «в русскоязычных текстах по антропологии, расоведению, в текстах специалистов по Латинской Америке и, особенно, в текстах об истории рабства слово «негр» всегда было нейтральным». И всё же споры и противоречия не унимаются.
25 июня на факультете журналистики СПбГУ обсуждали вопросы толерантности в политической журналистике. Марина Анатольевна Шишкина, декан факультета, согласилась начать интерактивный семинар только после того, как за стол вместе с экспертами сели простые студенты – очень важно было поддержать диалог. В итоге, проговорив не один час, пришли к незамысловатым выводам: воспитывать в себе этику, сохранять нейтралитет в освещении спорных тем и чётко обосновывать высказываемые мнения, бороться за толерантность. Но что представляет собой эта борьба?
В редакции городских газет ежедневно поступают сотни писем, затрагивающих тему расовой неприязни между людьми, живущими вместе. В России, разумеется, в немилость попали негры (или афроамериканцы, как их принято стало называть), кавказцы, таджики и другие. Они «строят нам дома, и не знают, что такое кирпич», они «захватили маршрутки и рынки» - подобные отзывы часто слышны от недовольных россиян. Так чего добиваются журналисты, проводя в массы «политику терпимости»? Ведь люди не смогут закрыть глаза. Означает ли, что борьба за толерантность представляет собой некоторую снисходительность?
Красивое слово звучит на каждом шагу, все возрасты заговорили на актуальнейшую нынче тему, взяли, кажется, курс на моральное самовоспитание, но вот главный вопрос, главная проблема, которую мало поднимают, заключается в следующем: на основе чего проявляют толерантность? Говоря о воспитании в людях уважения к разным национальностям, мы пытаемся разрешить ситуацию лишь на поверхностном уровне. Стоит задуматься, отчего бьют тревогу? То есть, откуда вообще возникла такая потребность, почему люди не уважают друг друга изначально, по умолчанию? Почему правительство сейчас выделяет огромные суммы в поддержку программ, направленных на популяризацию толерантности в современном обществе, ведь цвет кожи отнюдь не портит человека.
При страшном расизме, в котором мы слепо погрязли, в который вербуют новых и новых молодых парней, ослепляя их ненавистью, журналисты выступают зачастую лишь информаторами. Зная, что происходит в мире, по-прежнему понятия не имеем, как уберечь собственное поколение. За что погибают маленькие дети, за что убивают ни в чём не повинных взрослых, - все эти дела, проходящие в судах под общим штампом «расовой вражды», чему они приносят жертву?
Может быть, корень изначальной проблемы стоит искать вовсе не в национальности того или иного человека, а исключительно в его культурном уровне? Представим ситуацию: если на том же рынке вас обсчитает продавец славянской внешности, какова будет ваша реакция? Ну, непорядочный человек, скажите. А поставьте на его место какого-нибудь чеченца – разговор пойдёт уже иной, хотя где разница? И первый и второй совершили одинаковый поступок. Себе мы часто прощаем куда больше, чем окружающим, но почему русские настолько охотно подхватывают, почти как клише, тенденцию списать человеческий проступок именно на особенность расы?
Никогда не бывает всё хорошо или всё плохо. Недопустимо равнять население, недопустимо игнорировать индивидуальность характеров. Так зачем мы превращаем себя же в однородную толпу, в массу, где на каждом заведомо висят одинаковые ярлыки? Надо ли говорить, что тот способ, которым мы склонны возвышать себя, используя термин «титульная национальность», попросту низок. Достойный человек никогда не выиграет на слабости другого – именно на слабости, у нас в стране есть угнетённые слои общества, и никуда уже не деться от того, что темнокожие в проигрыше, их положение в целом куда опаснее, чем у славян. Не выиграет, потому что играть откажется сразу – непорядочно. Много ли людей в действительности задумывается о смысле обвинений, уже не говоря о последствиях, которые так легко слетают с уст? Нет, отнюдь. Зато удобно.
Не пора ли задуматься о том, что ксенофобия реально становится прикрытием, способом перекладывания ответственности? Это маска, которая всегда под рукой: зачем копаться в сути дела, когда представляется прекрасная, универсальная, возможность истолкования дел. А такие случаи не редки, поверьте. Диана Леонидовна Качалова, главный редактор газеты «Мой район», рассказывала случай, когда за подравшихся в шутку мальчишек – они были разной национальности – в милиции объяснялись уже их родители, письменно заверяя, что семьи повздоривших детей не испытывают друг к другу никаких претензий – дело уже готовились придать широкой огласки, и причина нашлась мгновенно – расовая вражда. Абсурд.
Не давайте повода оскорбить себя. Не роняйте человеческое достоинство – обвинения будут находиться всегда, дело тут по большей части от современной социальной атмосферы зависит и от политики. Если появляются лозунги «Убей хача – спаси Россию» - не факт, что не было когда-то повода обозвать человека не славянской внешности этим самым «хачом». Уважение к себе, оно одно на всех, одно у всех. Каждый день стоит выбор, как себя повести, как выразить своё «я» в этом мире, и бороться надо не за искоренение механического аппарата мести. Зерно проблемы кроется в нас самих: пока мы человечны, пока не распускаем язык и руки, ни одно разумное существо презирать и истреблять нас не начнёт.

Rating 0 Просмотров: 5785

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.