English

Информационно-образовательный портал

ЗАГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ

Алина КУРПЕЛЬ, 26 октября 2013

Untitled Откуда берутся люди, помогающие детям мигрантов

— Для этой игры нам с вами надо будет узнать, кто когда родился. Агабек, когда у тебя день рождения?

— Не знаю.

— Как так? Тогда пусть будет сегодня, 25 марта! Договорились?

Untitled

В благотворительном Музее варежки в Санкт-Петербурге проходит первое занятие по русскому языку для детей мигрантов из приюта «Транзит». Удивляет соотношение детей и взрослых: четыре ребёнка и шесть педагогов. Очень индивидуальный подход!

Все мальчики разного возраста: самому старшему — Мансуру — пятнадцать, Якубали двенадцать, Агабеку девять и маленькому улыбчивому Шахридину, который хуже всех говорит по-русски, семь.

Все сидят за большим столом — никаких школьных парт — атмосфера дружественная и немного расслабленная, ведь детям нужно раскрепоститься и перестать стесняться. Мальчики пишут на листах свои имена и даты рождения, но лишь те, кто знает. Не у всех получается с первого раза.

— А сейчас встаём из-за стола. Мы должны построиться в том порядке, в каком идут месяцы нашего рождения, — молодой учитель Дмитрий направляет ход занятия.

В комнате появляется седьмой взрослый — Александра Семёнова — человек, благодаря которому это занятие состоялось. Она с удовольствием играет с детьми, периодически отлучаясь на нескончаемые телефонные звонки.

Убежавшая от концертов

Александра в этом году заканчивает Балтийскую академию туризма и предпринимательства по специальности связи с общественностью, а в фонд «Время помогать» и Музей варежки попала совершенно случайно:

— Это была судьба, причём я не утрирую. Год назад я проходила практику в концертном агентстве. Мне не понравилось, и я решила пойти в другое место. В тот момент, когда в институте переписывала заявление, руководителю по практике пришёл документ из фонда «Время помогать». Она сразу его распечатала и предложила мне попробовать. Я согласилась. Подумала, ну что я потеряю. И ничего не потеряла, только много всего приобрела.

Сейчас Александра работает в благотворительном фонде «Время помогать»: курирует проект «Подари ребенку спорт» и является PR-менеджером Музея варежки. Когда у неё спрашивают, почему музей именно варежки, а не перчатки, например, она рассказывает, что цель музея — дарить добро, а варежка — это что-то теплое во всех отношениях и доброе:

— Когда бабушки вяжут варежки своим внукам, они дарят им тепло душевное, но и руки детей будут согреты от зимних холодов.

— А что вообще такое Музей варежки?

— Это пример социально ответственного бизнеса. Мы стремимся работать так, чтобы и самоокупаться, и обеспечивать фонд «Время помогать». На этой площадке мы можем организовывать любые благотворительные проекты.

Состарившийся «Крошка Енот»

Александра приводит нас в компьютерный класс. У мальчишек загораются глаза.

— Можно поиграть? — не теряясь, спрашивает Агабек.

— Скажи мне, а мы зачем сюда пришли? Чтобы играть? — Александра добрая, но строгая: учиться, значит, учиться.

Сейчас мальчики должны посмотреть мультфильм, а затем обсудить его с учителями. Включают «Крошку Енота».

— Это старый мультик! — расстроенно и почти возмущенно говорит Якубали. — Я люблю новые, американские.

Мультик смотрят не очень внимательно, переговариваются, но если кто-то закрывает экран, делают замечание. Если не действует — начинают толкаться. Лица у мальчиков немного скучающие. Только маленький Шахридин улыбается: ему мультик нравится.

Зазвучало знаменитое «От улыбки…», и Агабек начал подпевать. Слова он знает плохо, поэтому его пение больше похоже на невнятное мурлыканье.

В группе риска

— Александра, как пришла идея обучать детей мигрантов русскому языку?

— Очень просто. Помогать мы хотим всем, но всем помочь невозможно, поэтому пытаемся из каждой целевой группы выбрать кого-то. Кто такие дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию? Дети-сироты, дети наркоманов, алкоголиков. Инофоны (иноэтничные дети, дети мигрантов — прим. А. К.) из приютов тоже в группе риска: они в чужой стране, их бросили родители или у родителей нет возможности заботиться о них. Мы решили, что русский язык — это то, что в первую очередь необходимо этим детям, чтобы начать двигаться дальше. Сегодня учителя из Ассоциации молодых педагогов проводят пилотное занятие. Я надеюсь, что это войдет в традицию, потому что в работе с детьми нужна система. Разовые акции — это очень хорошо, весело, но чтобы в голове у детей что-то осталось, пошло им на пользу, все должно быть систематизировано.

— Почему сегодня так мало ребят (всего четыре) и шесть педагогов?

— Я думала, что приедет больше детей. Приют — это не детский дом. Здесь дети на реабилитации, они меняются постоянно: кто-то остаётся на месяц, кто-то на два, кого-то могут в любой момент забрать родители. Мне кажется, хорошо, что много взрослых, это разряжает обстановку. Обычно куча детей и над ними одна воспиталка господствует, здесь совсем другое: индивидуальный подход и молодые люди. А дети к молодёжи всегда тянутся.

Маленький праздник

После урока, который скорее походил на занимательные игры, мальчики, попрощавшись с учителями, отправляются на экскурсию по музею. В это время Александра вместе с помощниками накрывает для ребят стол в выставочном зале. Здесь десятки варежек, которые прислали дети со всей страны. Есть экспонаты из бумаги, пенопласта, глины, пластилина, вязаные, а самая большая варежка (примерно метр в длину), на которой разместился целый город с домами, машинами и деревьями, сделана ребятами из приюта «Транзит».

Пока идёт подготовка к чаепитию, расспрашиваю Александру о другом её детище — проекте «Подари ребёнку спорт». По эмоциональности и запалу, с которым она говорит, видно, что он ей далеко не безразличен:

— Я за него болею всей душой. Во-первых, в рамках этого проекта дети из Всеволожского интерната каждый месяц ездят знакомиться с новыми видами спорта, расширяя таким образом свой кругозор. Они узнают, например, об авто- и судомодельных соревнованиях. Раньше они даже не представляли, что такое есть, а сейчас пытаются сами что-то сделать. Во-вторых, раз в месяц они занимаются с трёхкратным чемпионом мира по джиу-джитсу Павлом Коржавых. Ребята его безумно любят. В день занятий, они просыпаются на час раньше, ни спать, ни есть не могут, только скорее бы заниматься. Ещё в рамках этого проекта к ребятам приезжают волонтеры и проводят занятия по профориентации. Это очень важно, потому что эти дети даже не знают, что существуют разные профессии, что можно самому решать, кем ты будешь, что можно любить свою работу или не любить. Ведь на самом деле им говорят: «Ты пойдешь туда-то, ты туда-то». И никто им не рассказывает, что есть что-то другое. Так они ничего и не хотят, потому что не знают, чего можно хотеть.

Стол накрыт, и мальчики как раз уже возвращаются с экскурсии. Александра на мгновение выходит из зала и появляется уже с охапкой шаров:

— Агабек, ты ещё не забыл, что у тебя сегодня день рождения? Поздравляем!

Untitled

ФОТО Ирины СОЛИНИНОЙ

*Текст - лауреат конкурса "Журналисты пишут сердцем"-2013

Rating 5 Просмотров: 7607

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.