English

Информационно-образовательный портал

Дома хорошо, а в гостях лучше

Ольга Зубенок, 2 августа 2008

Те, кого я спрашивала, почему же они уехали получать высшее образование за границу, начинали ответ с фразы, которая мне крепко запала в душу. Они говорили: «Россия – не страна возможностей». Нет, ну кого-то, предположим, семейные обстоятельства вынудили, кому-то охота на мир посмотреть… Я разговаривала с теми, кто решил посвятить себя искусству танца, бизнесу и экономике, изучению иностранных языков. Спрашивала, а сложно ли им вдали от семьи, дорого ли это – учиться за рубежом? И, в конце концов, много ли вокруг таких же русских ровесников, как к ним относятся в чужой стане? И никто не пожаловался, никто не пожелал вернуться обратно. Им нравится там. Они в один голос твердят, что получают то, чего не могут отыскать для себя здесь.


Для того, чтобы учиться за границей, действительно стоит приложить некоторые усилия: помимо сданного сертификата, который подтверждает ваш уровень владения необходимым иностранным языком, определённой суммы денег (здесь и дорога, и, скорее всего, плата за обучение) и более менее успокоенных родительских нервов, в силу некоторых несовпадений в системах образования разных стран, бывает, приходится закончить один курс высшего учебного заведения в России, а уж потом только подавать документы в выбранный ВУЗ за рубежом. Как правило, такие идеи молодого поколения поддерживаются обеими сторонами: и за границей нас, перспективных и умных, готовы принять, и на Родине отпускают с Богом. Правда, тут вдруг приходит мысль, уж не это ли те самые возможности, о которых пестрят плакаты по городу?
Так сложилось, что мой близкий родственник с раннего детства живёт с семьёй во Франции, ходит во французскую школу городка, что недалеко от Парижа, ну и ВУЗ выберет – это уже понятно - не российский. Когда пару лет назад он приезжал навестить тут в Питере бабушку с дедушкой, я его, разумеется, тормошила и забрасывала вопросами: как, что, да почему. На что родственник воодушевлённо рассказывал про «четырёхдневку» (ну это ещё ладно, они 12 лет учатся) и «Гарри Поттера» в школьной программе по литературе. Я удивлялась и даже как-то уважать его меньше стала.
Потом мне открывали тайны учебного процесса в Сорбонне. Я в школьную пору сама туда рвалась, подыскивая репетиров по французскому, – в школе язык, увы, давали слабенько. Моя пожилая педагог говорила мне, вспоминая своих бывших учениц, которые мои мечты о Франции воплотить кое-как уже успели, что в Сорбонну идут все мечтатели и гуманитарии. Тут надо отметить, что «гуманитарии» у неё вообще приравнивались к мечтателям. Суть в том, что по её рассказам, Сорбонна позволяла учиться в ней чуть ли не бесконечно. Разгадка проста: если ты не усвоил один курс, ты имеешь полное право пройти его заново, и никто на тебя пальцем не покажет. Не усвоил со второго раза – начинаем заново. И так - пока не получишь нужные тебе знания. Только изюминка, согласно рассказам, заключалась в том, что не тебе решать, усвоил ты курс или нет. И твой педагог на самом деле может оставить тебя на второй, а то и третий год. А то и четвёртый…
Когда я подвела небольшой итог всем этим отзывам, особенностям, повоображала себе суммы, которые придётся вложить в заграничный ВУЗ, выбор был сделан в пользу России.
Но студенты уезжают. Значит, проблема рассмотрена лишь с одной стороны.
Два года назад судьба свела меня с Максом. Он из Владикавказа, начинающий программист, к моменту нашего знакомства оканчивал четвёртый курс дневного отделения СПбГУ и паковал чемоданы в Финляндию. Поехал в небольшой городок Йоэнсуу за вторым высшим. Он кандидат физико-математических наук, кроме того, в Финляндии имеет звание доктора философии. И по прошествии некоторого времени, мне показалось, что нет, пожалуй, лучшего человека, который объяснит толком, что в России до сих пор не так и почему люди уезжают. Просто потому, что он прошёл через это сам и добился успеха, на котором останавливаться не собирается.
Есть конкретные моменты, в которых наша система образования «категорически не права»: ну не может человек, особенно молодой с девяти утра до пяти вечера сидеть в университете, потом делать домашнюю работу, потом ещё и бытовые проблемы решать, деньги откуда-то доставать и по всем предметам успевать. Стало ясно: надо на что-то «забивать». Но вместо того, чтобы, казалось бы, разгрузить себя, Макс неожиданно нашёл новые пути движения вперёд.
История с Финляндией была такая: о программе он услышал от друга, дальше помог Интернет, поддержал отдел по международным связям в ВУЗе, Макс отправил требуемые документы и стал ждать экзаменатора. К слову, в Финляндию тогда собрались уже человек 10. Готовились к собеседованию серьёзно, предвкушали. Такое дело - из-за границы профессор едет! Друг перед другом английские книжки читали-пересказывали вслух, костюмы достали красивые. На деле всё проще оказалось, и взяли ребят без проблем.
Университет в Йоенсуу – провинциальный, достаточно маленький, приезжие студенты – практически возможность выжить. Университету платят за выпускников.
Важное отличие, важный момент, который сразу хочется отметить, - более активная градация студентов. Ты выбираешь то, что ты хочешь узнать. Чему ты хочешь обучиться. Существуют педагоги (тьюторы), к которым можно обратиться за помощью в выборе индивидуального курса. Русские, приезжающие за дипломом, – явление редкое. Чаще выбирают курсы на полгода-год и уезжают. Аналогично много финнов едет за рубеж.
Основные аспекты, которые выделял Макс, говоря о плюсах образования в своём ВУЗе, таковы: студент «строит» свою программу сам. Получается, что ходит на занятия с удовольствием, а преподаватель же старается сделать свой курс интересным. Стоит ли сейчас припоминать наши списки «обязательных для посещения предметов», где хочешь - не хочешь, а идти надо. Преподавателю глубоко безразлично на студентов, предмет сам по себе скучен, и все его ненавидят, а никуда не деть… В России не считается обязательным общаться с другими ВУЗами, другими факультетами («Если на наш соседний Физфак приедет какой-нибудь знаменитый профессор и будет читать лекции, то у нас ни одного студента не отпустят послушать: вот ты сидишь тут – и сиди» - вспоминал Максим). В Финляндии же предоставляется и ценится эта самая свобода мобильности, общения.
Второй важный плюс: в Интернете есть все учебные материалы. Все лекции доступны, поспевать записывать каждое слово за преподавателем не нужно. Экзамены проводятся письменно и результаты оглашаются через, неделю, когда всё будет спокойно и чётко проверено профессором. Грубо говоря, что ты написал – такую оценку тебе и поставят. В России зачастую, иначе, а ведь при устном экзамене редко идёт речь об объективности оценки студента…
Ещё одно важное отличие, о котором нельзя смолчать, – система сдачи «долгов». При ней в Финляндии нет никакой необходимости в натягивании оценок. Если ты не сдал курс в этом году – ничего страшного, сдашь в следующем. Напоминает Сорбонну? А вот и нет. Несмотря на долг, ты переводишься на следующий курс! А «долг» имеешь право сдать тогда, когда подготовишься точно. Причём, Максим рассказывал, что, в крайнем случае, можно сдать в качестве альтернативы вообще другой предмет - в самом деле, зачем себя насиловать тем, к чему уж никак не лежит душа? При этом нет возможности устраивать «показуху»: один делает вид, что учит, другой – что учится, потом все делают вид, что сдали экзамен и хорошо всё усвоили.
Диплом не защищают очно. Готовый диплом оценивается рецензентом и научным руководителем, и ответ приходит по электронной почте. Такова система, и мне кажется, она хороша. Вряд ли за 15 минут устной защиты можно полно раскрыть тему работы, над которой трудился долгое время. Колени дрожат, за дверью очередь, да преподаватели уже и сами торопят.
Особый разговор – быт. В Финляндии Максим получал стипендию, на которую мог снимать себе квартиру в частном секторе. Или через университет – это немного дешевле. В целом, условия очень приятные, жить там в удовольствие. Сравнивать ли с Россией?..
Я много сказала о конкретной стране, о впечатлениях конкретного человека, но очень сложно опросить подобным образом студентов других стран. Да и надо ли, ведь, кажется, что теперь ответ на вопрос, почему из России уезжают, стал яснее.

Rating 0 Просмотров: 5738

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.