Информационно-образовательный портал
Всегда на Первой
20 сентября 2017 г.
КАК ЭТО ПО-РУССКИ

Недавно в социальных сетях появилось сообщение о том, что в Петербурге есть служба помощи людям, испытывающим затруднения в родном языке. Эта запись мгновенно распространилась по Интернету, очевидно, вызвав шквал звонков от пользователей социальных сетей, страдающих от безграмотности. На самом деле такая возможность для петербуржцев существует уже десять лет. Ежедневно по будням сотрудники Института лингвистических исследований РАН абсолютно бесплатно консультируют по вопросам пунктуации и орфографии. Обращаются в службу не только специалисты в области языкознания, но и рядовые граждане, которые хотят писать и говорить правильно.

Существует легенда, согласно которой Служба русского языка появилась с подачи журналиста в 70-е годы. Якобы корреспондент одной из городских редакций задал сотрудникам Института вопрос, могли бы они консультировать петербуржцев по телефону. Как бы то ни было, служба действительно имеет давнюю историю, но в 90-е ее работа практически сошла на нет, и только в 2003 году усилиями ученых, в частности Николая Васильевича Соловьева и Владимира Николаевича Сергеева, проект снова ожил. Корреспондент «Первой линии» выяснил, в чем заключается специфика работы дежурного Службы русского языка.

- Вопросы, которые нам задают, обычно сложные. Шуточные или нелепые обращения вспомнить трудно, - рассказывает Ирина Кузнецова, научный сотрудники Института, руководитель службы русского языка. В качестве забавного примера можно вспомнить, пожалуй, телефонный звонок от пенсионера: «Почему если есть слово «губернатор», то нет слова «губернатрица»? Мы же говорим «император» и «императрица», – не понимал мужчина. Он хотел, чтобы Валентина Матвиенко была губернатрицей Санкт-Петербурга. Не так давно девушка, поспорив с мужем, интересовалась, почему кошка ходит на четвереньках, а ребенок ползает.

- И правда, почему? – вырывается вопрос на автомате.

- Такое словоупотребление определяется традицией, - отвечает Ирина Евгеньевна.

Порой звонят любители кроссвордов. Ко всем вопросам работники относятся серьезно, но иногда они вынуждены просить любителей сканвордов искать ответы самостоятельно. Некоторые обращаются с жалобами: сейчас слишком много людей не знакомы с элементарными правилами русского языка. Однако половина всех «заданий» приходит от профессионалов: редакторов, корректоров, телевизионных и печатных журналистов.

Каждый будний день в течение четырех часов (с 12.00 до 16.00) сотрудники Института принимают по восемь - десять звонков. В какой-то день больше, в какой-то меньше. В основном вопросы касаются значения тех или иных слов, правил грамматики, постановки ударения, согласования членов предложения, иногда даже просят назвать автора литературного произведения. Что касается журналистов, то, по наблюдениям Ирины Кузнецовой, они чаще задают вопросы, касающиеся употребления кавычек и заглавных букв.

Ирина Кузнецова показывает электронный журнал учета звонков: вот кто-то спросил, как оформить поздравление на Новый год, другой «клиент» интересуется, как грамотно обособлять запятыми деепричастный оборот. В остальных графах журнала записывается ответ дежурного, его комментарий по теме вопроса, информация о том, кто обратился в службу.

- Мы не спрашиваем имя, возраст человека, его социальный статус. Отвечать на такие вопросы некоторым людям может быть некомфортно. Но если они сообщают об этом сами, то данные фиксируются, - говорит Ирина Кузнецова.

Антон Лорер уже три года консультирует граждан по вопросам правописания. В составе группы он работает над Большим академическим словарем и параллельно успевает дежурить в Службе русского языка.

- Сегодня меня спрашивали, как разобрать слово по составу. Такие задания мы все делали в школе. Некоторые начинают спорить и доказывать свою точку зрения, но мы пытаемся объяснить людям, что все знать невозможно, - говорит он. - Если вопрос сложный, то иногда нужно его обдумать и обсудить с коллегами. В таких случаях мы просим человека перезвонить или позже связываемся с ними сами. - Антон признается, что помогая людям разобраться в дебрях русского языка, он и сам открывает для себя много нового.

Главное правило работы в Службе русского языка – проверять достоверность ответа, используя словари и справочники. Большой академический словарь русского языка словари Даля и Ожегова, словообразовательные и орфографические словари, словари трудностей русского языка – это далеко не весь перечень научных источников, имеющихся в распоряжении Института.

Дарья Сатюкова – аспирантка Института лингвистических исследований РАН, работает в отделе теории грамматики и так же, как и Антон, периодически заступает на дежурство в Службу русского языка.

- Часто задают вопросы по поводу склонения фамилий, но наиболее интересные «задания» поступают от корректоров и редакторов, - признается девушка. - Для меня работа в этом проекте - это возможность понять, что думают не лингвисты о русском языке.

Для того, чтобы задать вопрос сотрудникам Института, нужно позвонить по номеру 328-16-12 (коммутатор) и попросить связать со Службой русского языка. Правда, номер бывает занят, и дозвониться с первой попытки иногда сложно.

Елена ПОПОВА | 29 декабря 2013
 просмотров: 1030 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Cобытия
1 сентября студенческие билеты получили первокурсники бакалавриата и магистратуры института ...
Люди
Геолог и путешественник Сергей Демченко рассказал "Первой линии" о своих таёжных приключениях ...
Город
Четвероногие врачи несут службу в петербургском центре «Романтики» для детей с расстройством ...
Хай-тек
Откровенный разговор с астрофизиком о Боге, фантазии, душе и жизни после смерти ...