КУЛЬТУРА «НА ПАРУ́»
Александра СУББОТИНА, фото автора, 25 октября 2014
Стимпанк (или паропанк) появился в конце 80-х как направление научной фантастики, моделирующее альтернативный вариант развития человечества – паровую реальность конца 19-го века, слитую с совершенным развитием , пейзажами, интерьерами и модой Англии Викторианской эпохи. Вдохновленные культом паровой тяги современные художники воплощают свои фантазии в виде картин, статуэток, панно, одежды, скульптур и украшений. Все это можно увидеть на соответствующей выставке «Стимпанк или параллельная реальность», проходящей в Петербургском планетарии.
Экспозиция рассказывает о моде мира паропанка, галерея с картинами позволяет почувствовать себя частью неведомой вселенной, а разнообразные «изобретения» авторов, окутанные флёром чудачества, вызывают улыбки на лицах.
На выставке представлено большое количество работающих экспонатов от известных арт-механиков Андрея Сикорского, Вадима Войтеховича, Александра Мушкина, Олега Каторгина, и других. Опробовать механизмы действии к сожалению не получится, т.к. в целях безопасности они закрыты стеклянными витринами. Единственное, что посетители могут увидеть – полёт «Стимпанк-Икара» Виктора Григорьева.
Предназначение одних творений угадывается сразу, других – погружает в бездну раздумий. Часть экспозиции удивляет тем, что является похожей на трэш-арт – мусорное искусство, а её взаимосвязь с паропанком представляется весьма смутной.
Художники сумели перенести в мир стимпанка даже героев и сюжеты разнообразных литературных произведений: посетители могут познакомиться с Брандашмыгом, увидеть реального пацака и данайцев, дары приносящих. Одни герои становятся частью нового мира, кто-то остаётся чужеродным элементом, но всё вместе создаёт ещё более тесную связь нашего мира с ПАРаллельным.
Мнения посетителей о выставке разделились. Например, молодые люди Вера и Костя остались не совсем довольны, потому что, по их мнению, создатели выставки отразили только эстетику данного стиля, забыв о значении логики.
- Стимпанк должен работать! - такую позицию отстаивал Костя, отметив к тому же, что за стремлением к красоте и привлекательности, художники забыли про такие неотъемлемые составляющие культуры, как смог, грязь, пар. Однако ребята отметили, что выставок, посвященных стимпанку, мало, и многие работы художников заслуживают внимания.
Студент Артём вдохновенно рассказывал о работах Вадима Войтеховича. Молодой человек увидел в них тот самый мир паропанка, который рисовало ему воображение, и очень удивился точности, с которой автор передал на картине мельчайшие детали и атмосферу несуществующей эпохи.
В разговоре с Еленой Вильд, заведующей галереей RatioArt, удалось выяснить, что не слишком широкий размах выставки связан с тщательным отбором произведений авторов, работающих в этом стиле. А уклон экспозиции в эстетическую сторону Елена объяснила желанием обратить внимание людей, привыкших к сглаженным углам и поверхностям, на красоту необычную – шероховатую.
Впечатления у экскурсантов остаются самые разнообразные, одно можно сказать точно: равнодушных замечено не было. А тех, кто только собирается разобраться, что такое стимпанк, и что в нём важнее: логика, эстетика или их совокупность, галерея RatioArt ждет до 31 октября.
Пока без комментариев