English

Информационно-образовательный портал

ПОИСКОВЫЙ ГОГЛАНД: МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВ ПОСЛЕ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

Дарья ПОЛУДИНА, 27 августа 2015

100 морских миль или 180 километров яхта «Селенга» преодолевает за 13 часов. Для людей, непривычных к морю, это достаточно длинный переход, и поэтому даже при сходе на землю остается ощущение качки. Поисковый отряд «Доброволец-Политех» прибыл на остров Гогланд для проведения совместной экспедиции с поисковым отрядом «Уголек».

Untitled

Остров Гогланд на горизонте

Поисковое движение официально существует в нашей стране уже более 25 лет. Первую Всесоюзную Вахту Памяти провели в мае 1989 года близ деревни Мясной Бор в Новгородской области, в Долине Смерти, где в 1942-м трагически погибла 2-я Ударная армия. Это не значит, что пропавших без вести и оставшихся на полях сражений солдат и командиров Красной Армии не искали раньше. Было движение красных следопытов, были люди, которые занимались этим сами, без официального признания государством. За много лет стало привычно слышать о поисковых вахтах в Ленинградской и Новгородской областях, под Волгоградом, Курском, Смоленском, в Крыму. Но об экспедициях на Внешние острова Финского залива заговорили совсем недавно. Наравне с масштабным совместным проектом Министерства обороны, Русского географического общества и Поискового движения России по исследованию островов Гогланд, Соммерс и Большой Тютерс отдельные экспедиции проводятся и силами одного-двух отрядов.

Гогланд – крупнейший из Внешних островов Финского залива. Их стратегическая важность объясняется расположением на линии фарватера при подходе к устью Невы. В XVII-XVIII веках за них велась борьба между Россией и Швецией, хотя проживали на этой территории в основном финские рыбаки. Острова были закреплены за Россией по условиям Ништадтского мирного договора 1721 года. После распада Российской империи Финляндия стала претендовать на эти земли, которые получила в 1920 году по Тартускому мирному договору. Но уже в 1940-м советско-финская война вернула Внешние острова Финского залива в состав нашей страны. Во время Великой Отечественной войны на островах и в их районе постоянно велись бои. Значение же Гогланда в том, что с него просматриваются южные берега Финляндии, в том числе порт Котка, Нарвский залив, побережье Эстонии. Когда мы поднимаемся на одну из скал, то ближайшие соседи оказываются будто на ладони. До Котки 36 километров, говорят жители острова. Неудивительно, что на вершине скалы телефон ловит сигнал исключительно финской связи.

Untitled

Untitled

Вид на бухту Сюркюлялахти в 1920-е годы и в 2015-м

Яхта подходит к пристани ближе к закату. Рядом с более современным пирсом сохранился старый, действовавший в деревне Сюркюля (в переводе с финского «большая деревня»). На фотографиях 1924 года в бухте Сюркюлялахти жизнь кипит: большой поселок, в котором было даже казино, у пристани немало кораблей, на пляже яблоку негде упасть. Сейчас бывшая Северная деревня представляет собой десятка два домов и хозяйственных построек. Здесь, а также при двух маяках – Северном и Южном – и живет все современное население Гогланда, около сорока человек. Это военные, пограничники, маячники, метеорологи.

Палатки разбиваем в соседней бухте – на карте она называется Каппельлахти. Лагерь, доставшийся по наследству от предыдущей экспедиции, стоит рядом с финским кладбищем. Самые старые могилы датируются XIX веком. Самые новые – 1945 годом. Необычным это кладбище делает то, что по соседству с финскими захоронениями – православные братские могилы. «Здесь покоятся рабы Божия… погибшие у острова Гогландъ съ транспортом «Америка» въ ночь с 15 на 16 Октября 1856». Транспорт «Америка» прослужил в российском флоте 26 лет. В начале октября 1856 года судно отправилось в Таллин с грузом бревен, краски и железа. «Америка» попала в шторм и дала течь. Капитан П. Тироль принял решение укрыться от бури, обогнув Гогланд с северо-запада, но ветер оборвал паруса и обрек судно на гибель. Потеряв управляемость, «Америка» ударилась о скалы и затонула в районе Северного маяка. Из 130 человек погибли 4 офицера и 34 матроса. Они и покоятся в этих трех православных братских могилах. А неподалеку захоронение уже советских моряков, погибших при разминировании острова сразу после Победы в мае 1945 года.

Untitled

Поисковый лагерь

Одна из территорий, на которой отряд в течение недели проводит поисковую разведку, это участок леса между двумя бухтами – Сюркюлялахти и Каппельлахти. На этом небольшом квадрате велись активные бои. На местности несколько траншей, огневых точек, заграждений из колючей проволоки – и все это «усыпано» гильзами и от финских, и немецких, и советских патронов. Одна из находок – рубашка от советской гранаты РГД-33. Найдена она на границе леса и берега залива в месте, где, по данным карт, в 1944 году высаживались немецкие войска. Но двумя годами ранее здесь вели бои советские солдаты.

Осенью 1941-го с Гогланда были эвакуированы советские гарнизоны. Во время войны в результате действий финских и немецких войск Балтийский флот оказался практически запертым в Кронштадте. Большой урон был нанесен подводному флоту от минных заграждений между Гогландом и Коткой, а также между Гогландом и Курголовским полуостровом. 19 декабря 1941 полковник Алексей Андреевич Баринов получает приказ Военного совета Краснознаменного Балтийского флота о проведении операции по захвату острова Гогланд. На острове Лавансари (Мощный) был сформирован штурмовой отряд из 170 человек. 30 декабря начинается переход на остров Большой Тютерс. Новый 1942 год отряд встретил на Тютерсе. В 5.00 2 января разведгруппа отряда Баринова перерезает связь между Северной и Южной деревнями. Финны эту группу упускают. Последующая атака была организована тремя группами. И как раз одна из групп окружала деревню Сюркюля. Финны пытались оказать сопротивление, но были вынуждены отступить. И к 9.00 Гогланд полностью перешел в руки штурмового отряда Баринова, который удерживал его до конца марта.

Исследования окрестностей деревни Сюркюля с металлоискателями приносят несколько довольно интересных находок. Так, например, попадается коробочка с пуговицей и советской монеткой 1943 года. Группа полковника Баринова пробыла на острове до 28 марта 1942 года. То есть коробочка оказалась здесь либо после окончания войны, либо в качестве финского трофея. Здесь же обнаруживаются и следы далеко не военных лет – шведские монеты конца XVI и второй половины XVII веков. А в предпоследний день – настолько же старая пуговица, открывшая после чистки довольно необычный узор.

Untitled

Шведские и советская монеты, найденные в ходе поисковых работ

Поисковые работы на Гогланде осложняются тем, что отсутствуют так называемые «верховые бойцы» – те, кто пал на поле боя и был оставлен там. Почти всех погибших смогли похоронить, но неизвестно, где. Уже не один год поисковики, ориентируясь на случайные упоминания каких-либо фактов, исследуют любые возможные места, где могли обустроить могилу. Существуют списки красноармейцев и краснофлотцев, лежащих где-то на Гогланде. Но где же – пока еще не знают даже поисковики.

Untitled

Поисковые работы на местности

Немаловажная работа – это исследование истории острова. В этом помогает не только поисковая разведка и изучение архивных данных, но и обследование военных укреплений на местности. Так, в течение нескольких дней отряд работает в нескольких подобных пунктах: на финском блиндаже и предположительной казарме. Особенность гогландского грунта такова, что это либо мягкий и податливый песочек – в районе бухты, либо сплошные камни – почти на всей остальной территории. И таким образом военная археология превращается в тяжелый физический труд. Финские постройки – это всегда произведение крепкое, глубокое, «на века». И если в блиндаже еще можно работать женскими руками (в какой-то момент пригождается даже совочек на смену лопате), то на раскопе казармы способны выстоять только мужчины. Два пробных шурфа производятся по бокам от печки. Возвышающийся посередине холмик – это, несомненно, именно она. Да и много предметов солдатского обихода в таких укреплениях складывались у печки. Камней становится все больше, сил выкидывать их лопатой – все меньше. Дальше в ход идет ведро, которым идет выгрузка со дна ямы наверх. Когда ребята углубляются вниз на добрые два метра, их встречают три огромных валуна. И наступает момент признать техническое поражение. Гогландский грунт на некоторое время победил. Следующий заход сюда надо делать только с лебедкой и машиной, которая сможет их оттуда вытащить. Если ребята дошли хотя бы до крыши, то какова же в итоге будет глубина всей казармы?

Untitled

Произведения пробных шурфов блиндажа

Прогулки вдоль дороги от деревни Сюркюля в сторону Северного маяка приводят к еще одному блиндажу, принадлежавшему уже советским солдатам. Здесь нет типично финской поразительной глубины, каменной кладки. Крыша, покрытая рубероидом, обвалилась и открыла недурно сохранившиеся деревянные перекрытия. Степень сохранения позволяет определить, где находилась печка, нары… и даже кровать. Кровать, хотя и заваленная бревнами крыши, удивительным образом выстояла за 70 лет. Шурф рядом с ней приносит детали от телефона, много проводов. В других углах несколько патронов, обрывки ткани или кожи, подсвечник. Небогат блиндаж на находки.

Еще одна особенность исследований Гогланда – нечастые визиты поисковых групп. В Кировском районе Ленинградской области по лесу идешь и его читаешь. Если знаешь его язык. Считываешь, что в одной воронке поднимали бойца, а вот в стороне от тропы раскоп, в котором были останки десятерых. А у той траншеи поработали недобросовестные люди, «черные копатели». Ценные вещи забрали, а кости, вот они, лежат, прикрытые листвой, рядом с обрывками солдатских ботинок. Гогландский лес так не расскажет о себе. Относительно нетронутый человеком, он не готов открываться даже в процессе поиска, противится. Металлоискатели периодически «фонят на скалы» – начинают издавать неестественно сильные сигналы разной высоты. Щупом проверять почву бесполезно, камни не позволят. А ведь 70 лет назад сражавшимся здесь нужно было рыть траншеи, строить ДЗОТы (деревянно-земляная огневая точка) и ДОТы (долговременная огневая точка), борясь с таким сложным грунтом. Перемещаясь по острову, встречаешь не один десяток таких фортификационных сооружений.

Untitled

Вид на побережье из долговременной огневой точки (ДОТ), находящейся на скале

Но больше всех других укреплений восхищают те огневые точки, что на вершинах скал. Так, взобравшись на одну из них, перед собой видим, будто на ладони, бухты Сюркюлялахти и Каппельлахти. Две амбразуры направлены соответственно в сторону одной и другой. Подходы к ДОТам укреплены заграждениями из нескольких слоев колючей проволоки. Даже спустя более 70 лет она не дает так просто пройти. А когда над головой свистят выстрелы, достать того, кто сидит высоко на скале с пулеметом, разве возможно? Представление и анализ этих процессов на местности тоже важны. Поисковая работа многогранна.

Коварная Балтика шумела и разбивалась волнами о камни, грозив обернуться штормом. Неделя пролетела, как одно чуть затянувшееся мгновение. Солнце вставало над Сюркюлей. Яхта «Селенга» увозила поисковиков домой. Экспедиции на Внешние острова Финского залива еще не закончены. Ведь где-то на Гогланде лежат те, кто стояли за него всю зиму 1942-го. А это значит, что поиск должен продолжаться.

ФОТО автора

Rating 0 Просмотров: 8835 | Комментариев: 1

Комментарии

Андрей 5 ноября 2018

А как вам финские окопы вырубленные в карельском граните?

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.