English

Информационно-образовательный портал

ЗАЧЕМ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ОПЯТЬ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ?

Алена РАНГАЕВА, 20 ноября 2015

Почему выпускники не работают по специальности, выяснял корреспондент «Первой линии».

Untitled

Недавно моя знакомая, отучившись на менеджера и проработав по специальности несколько лет, вдруг решила уволиться и пойти учиться на ветеринара. На вопросы друзей о том, почему она решила променять престижную профессию на несколько лет изучения латыни и штудирование учебников, она ответила просто: «Поняла, что не мое. Хочу лечить животных».

А другой мой знакомый, закончив экономический факультет, вдруг решил стать актером и устроился работать в театр. На вопрос о том, почему не пошел по специальности, отвечает коротко: «Мне это неинтересно».

Эти случаи не исключение. Согласно данным Росстата, более половины – 60% россиян – работают не по специальности. А морально удовлетворены своей работой менее 55% опрошенных. Только 9% россиян, согласно опросу Superjob, занимаются работой, о которой мечтали в детстве.

Так почему же, потратив кучу времени, сил и средств на учебу в вузе, выпускники вдруг решают идти работать не по специальности?

Не хочу в юристы, хочу в артисты

Выбор специальности во многом зависит от мнения родителей. Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии политических и социальных процессов СПбГУ Ольга Безрукова поясняет, что многие абитуриенты хотят пойти по стопам родителей:

– Человек, родившийся в определенной семье, не мыслит себя в отличной от профессии родителей, поскольку с детства существовал в рамках определенной профессиональной культуры, – в большинстве случаев это касается людей творческих специальностей. – Ведь мотиваторами и заказчиками услуг зачастую являются именно родители, – отмечает социолог.

Именно творческие люди, повторяя опыт родителей, в большинстве случаев становятся знаменитостями и получают удовольствие от работы. Наследственность, талант и желание быть похожим на маму или папу помогают сделать карьеру и стать поистине счастливым человеком.

Но в некоторых случаях, выбирая за ребенка специальность, родители,наоборот, создают большую проблему. Она кроется в том, что мамы и папы, советуя своему чаду профессию, чаще всего не знают, какие из них будут востребованы через 6–8 лет на рынке труда.

Еще одна сложность состоит в том, что большинство родителей пытаются определить ребенку ту специальность, которая, по их мнению,обеспечит ему стабильность и всегда принесет доход.Однако при всем желании помочь абитуриенту родители могут совершить ошибку, заставив будущего талантливого дизайнера или гениального режиссера стать бухгалтером или адвокатом.

Неопределенный выбор

Выбрать профессию, которая в будущем принесет удовольствие, задача непростая. По данным опроса, который проводила Ольга Безрукова, в 2012 году 55% людей шли работать не по специальности. Дело в том, что у абитуриентов нет необходимых знаний о профессиях – они знают около 15 самых распространенных. И в результате могут выбрать не ту профессию, которая им интересна, в силу того, что просто не знают о ее существовании.

Образовательные учреждения не предоставляют достаточно информации о профессиях – одна из ключевых проблем. Лишь в некоторых школах России выделяется несколько академических часов в год для учеников 8-9 классов, где социальный педагог рассказывает о всевозможных профессиях и проводит тесты, которые помогут примерно понять, в какой сфере ребенок сможет себя достойно проявить. В рамках этого предмета – «Основы выбора профессии» – также приглашают специалистов с биржи труда, которые рассказывают о реальной ситуации на рынке труда и прогнозируют, какие профессии будут востребованы спустя 5-7 лет, когда нынешние школьники закончат высшее учебное заведение. Это позволит заранее выбрать специальность, которая будет нужна, а также добавит уверенности, что по окончании вуза выпускник найдет себе работу и не будет вынужден работать не по специальности.

Мотивы выбора будущей профессии различны. Так, по данным исследования, проведенного социологическим факультетом СПбГУ, 44% абитуриентов – это люди, которые идут на факультет социологии потому, что им посоветовали родители или знакомые; 21,7% – потому, что было проще поступать по сравнению с другими факультетами; 20,6% – потому, что им нужен диплом о высшем образовании; 9,4% – потому, что не смогли поступить на другой факультет; 6,6% – потому, что им было все равно, куда поступать, и 2% – потому, что их родители профессиональные социологи. У 26% выбор профессии социолога является осознанным выбором.

Велика доля студентов с неопределенной мотивацией. «Это может быть связано с неопределенностью жизненных планов», – поясняет автор исследования Ольга Безрукова.

Недостаток знаний

Сегодня далеко не всегда интересная специальность совпадает с высокооплачиваемой профессией.

– Есть большая разница между амбициями и желанием кушать. Оклад молодого специалиста может не соответствовать его потребностям. Особенно это касается тех, кто получает гуманитарное образование, – говорит президент Ассоциации психологов Петербурга Екатерина Брянцева.

Пытаясь устроиться на работу, выпускники вузов, как правило, являются не единственными кандидатами – на одно место претендует около десятка человек. А в условиях перенасыщенности менеджеров и юристов работодатель имеет возможность выбрать сильнейших – тех, у кого больше практических навыков, есть опыт и престижный диплом.

Сложность состоит в том, что после окончания вуза у студента нет достаточного опыта и практики. Для работы в компании необходимы практические навыки, а разные вузы дают разные компетенции. Поэтому важна производственная практика, которую не все вузы проводят. Во-первых, месяц работы в определенной сфере дает возможность студенту понять, а этим ли он хочет заниматься всю свою жизнь, совпадают ли его представления о профессии с реальностью. Если нет – то студент может поменять специализацию и не тратить время на то, что ему не пригодится. И чем раньше студент это поймет, тем же для него лучше. Поэтому желательно проводить первую производственную практику сразу же после первого курса. Иначе потом в игру вступает фактор «но я ведь уже закончил второй курс, грех бросать дело на полпути». Во-вторых, для тех, кто уверен в своем выборе, производственная практика дает опыт, запись в трудовой книжке и навыки, наличие которых сыграет им на руку при приеме на работу.

Прогнозы

Согласно прогнозам экспертов, через несколько лет ситуация может измениться, и выпускники будут точно знать, что им нужно.

– Мы придем к поколениям, которые будут отсекать то, что им не нужно. Сейчас тринадцатилетние подростки уже четко знают, чего хотят, а чего – нет. Они оценивают свои способности адекватно. Я думаю, что, когда сменится следующее поколение, все будут работать по специальности, – оптимистично описывает будущее рынка труда Екатерина Брянцева. – Но сейчас, пока мы в кризисе, люди будут там, где деньги.

Однако некоторым заново выбрать профессию, которая будет в радость, не помешал и кризис. Так сделалии мои знакомые. Один читает стихи со сцены, другая – учится перевязывать лапы животным.Оба ходят счастливые, глаза блестят, улыбаются. Наверное, они осознали, что сделали для себя правильный выбор.

Rating 5 Просмотров: 6879

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.