English

Информационно-образовательный портал

НА ЧЕТЫРЕХ НОГАХ

Алиса ШЕНГЕЛАЙ, 10 октября 2016

Репортаж о тех, для кого конный спорт – смысл жизни.

Что может объединять совершенно разных людей: крупных бизнесменов в дорогих костюмах, бесхитростных загорелых трудяг в потертых штанах и шлепанцах «на босу ногу», человека в инвалидном кресле?.. Любовь! К древнему, трудному, безумно красивому делу – конному спорту. Несмотря на то, что сегодня лошади встречаются на улицах только в качестве «аттракциона», человечество более двух тысячелетий было тесно связано с этим особенным животным. Конь был основным средством передвижения, надежным товарищем в бою и кормильцем. Теперь же лошадь профессионально используется в основном только в спорте, который включает в себя огромное количество дисциплин, в том числе три олимпийские. Кто и почему становится конником сегодня – выяснила корреспондент «Первой линии».

Untitled

«Королева Елизавета вручала нам куртки на память»

– Сына, дай! – командует Рем, и рыжий жеребчик Цезарь несется карьером (самый быстрый аллюр, быстрее галопа – прим. автора).

– Вы прямо как Фрэнк Хопкинс, – улыбаются туристы, имея в виду одного из самых известных американских всадников своего времени, специалиста по мустангам.

– Да нет, просто я без ума от того, чем занимаюсь.

Рем профессиональный жокей, у него своя небольшая конюшня у подножья горы Чатыр-Даг (неподалеку от города Алушта в Крыму). Казалось бы, что может быть необычного? Улицы крымских курортных городов пестрят рекламными объявлениями о конных прогулках, тут и там чуть ли не тянут за рукав, приглашая в какой-нибудь конный клуб. Предложения на любой вкус: можно отправиться в горы, в лес, в поля, на озера или море. Некоторые умудряются совмещать все это вместе, предлагая маршруты длительностью от нескольких часов до нескольких дней.

Рем с первого взгляда показался самым обычным крымским «покатушником», развлекающим туристов – растянутая выцветшая майка, джинсы на два размера больше нужного, пыльные шлепанцы (самая неподходящая обувь для верховой езды), смуглая кожа и загрубевшие руки. Но первое впечатление часто бывает обманчивым.

Цезарь – любимый конь Рема – реагирует на голос хозяина сиюсекундно. Создается впечатление, что между ними неразрывная связь.

– Цезарь у Вас, наверное, с рождения?

– Я у него шестой хозяин, он полгода у меня, – небрежно кидает Рем, мягко покачиваясь в седле.

– Да ну! И как же Вы добились такого контакта с лошадью?

– Его хотели сдать на мясо, потому что никто не мог с ним справиться. Это лошадь с совершенно расшатанной психикой. Месяца два я не мог к нему даже подойти, но потом, несмотря ни на что, решился выехать с ним в поля и там его «сломал». С тех пор это конь одного хозяина, он мне как сын. Да все они мне как дети, – Рем крепко прижимает руку к сердцу. – К слову, все мои лошади были выкуплены у мясников, их считали безнадежными. Я доказал, что это не лошади безнадежны, а люди, которые не могли с ними справиться. У меня единственная конюшня в окрестностях, где почти все лошади участвуют в скачках. Вот Аскер, например, хоть и на пенсии, так и остался непобежденным. Цезарь – двенадцатикратный чемпион Крыма. Все кони титулованные.

Никаких сомнений в том, что кони – чемпионы, не было. Группа из нескольких всадников стремглав неслась по горным пыльным тропинкам, усыпанным гравием. Мы очень быстро преодолели четырехкилометровый подъем на Чатыр-Даг и спешились, чтобы передохнуть и полюбоваться видом, открывающимся со смотровой площадки: цепь серо-изумрудных скал, бледнеющих в солнечной дымке, плавно уходит в синеву морских волн. У подножья горы раскинулись бескрайние лавандовые поля – от обилия фиолетового цвета и сочной зелени захватывает дух.

– А сами Вы, когда решили связать свою жизнь с лошадьми? – спрашиваю я Рема, когда мы примостились в тени под кронами деревьев.

– В 12 лет, дурной был, коня у соседа украл… Отец мне тогда серьезную взбучку устроил… Но после всего отправил на ипподром. В 16 лет мне присвоили звание мастера-наездника международного класса. Я работал везде, где есть лошади. Сначала была Монголия, потом Украина, Польша, Чехия, затем Голландия, Англия, Ирландия… Два года работал у Эйдана О'Брайена (знаменитый ирландский тренер скаковых лошадей), могу сказать, что это великий тренер. Он заставлял нас участвовать во всех скачках, никакой передышки, но я благодарен ему за бесценный опыт. Наверное, одно из самых ярких воспоминаний – скачки в Англии на лошадях Эйдана, после которых королева Елизавета вручала нам куртки на память. Таких курток в мире всего 12.

– Как Вы зимой выживаете?

– Зимой, конечно, тяжелее. На содержание десяти лошадей у меня уходит около полумиллиона в год. Это немного, но только потому, что я сам выполняю некоторые работы, за которые нужно платить. Я и коваль, и ветеринар – не раз за всю мою жизнь приходилось делать лошадям операции. От кастрации до удаления межпозвоночной грыжи. Но на корма для своих питомцев я никогда не скупился.

После присоединения Крыма к России Рем решил вернуться на родину.

– Странное, наверное, чувство патриотизма, но очень захотелось вернуться до-мо-й, – чеканит по слогам жокей. – Да, условия тут не заграничные, но, может, оно и к лучшему. Я даю надежду тем лошадям, которых люди посчитали ненужными и бесполезными. Не всем, к сожалению, но хотя бы некоторым…

У Рема много учеников, которые показывают высокие результаты на скачках. Кто знает, может когда-нибудь имя одного из них прогремит на весь мир, и Россия сможет гордиться тем, что в скаковом сообществе зажглась еще одна звезда.

Untitled

«У меня есть равновесие и конь, который не подведет»

Ранним утром над аптечными дверьми звякнул колокольчик, и молодая женщина с ярко-синими глазами прошла на костылях в специальную комнату, где надела белый халат и поставила греться чайник. Нина Ануфриева – старший провизор (фармацевт с высшим образованием, аптечный работник.). В 12 лет она перенесла неудачную операцию, как результат – нарушение спинномозгового кровообращения и частичная парализация ног. Но инвалидность – не повод опускать руки, просто жизнь становится немного другой.

В детстве Нина очень любила танцевать, и даже врачебная ошибка не смогла помешать ей дальше заниматься любимым делом. В 2004 году она завоевала серебро Кубка Мира по танцам… на колясках. В 2002-ом Нина Ануфриева впервые села на лошадь и поняла: это именно то, что она искала – вместо двух больных ног она получила четыре сильных, быстрых и надежных ноги. Девушка решила заняться конным спортом профессионально.

– Естественно, я много падала на первых порах – по три раза за занятие. Лошадь только повернула голову – я уже лежу на земле. Сейчас, конечно, не так: несмотря на то, что ноги совершенно мне не помогают удержаться в седле, у меня есть равновесие и конь, который не подведет.

На большом манеже негромко играет легкая современная музыка. Голос тренера отражается от стен и заполняет все пространство: «Давай сейчас заходи на приветствие, потом ездой налево и диагональку от H до F». Высокий темной-гнедой конь рысит по мягкому грунту. Я чувствую, как от лошади исходит приятное тепло, когда она проезжает мимо.

Не знай я про то, что Нина передвигается только на костылях или коляске, я бы подумала, что это совершенно обычный спортсмен – осанке можно только позавидовать, да и держится в седле девушка не хуже многих всадников-профессионалов. Поэтому меня ничуть не удивило, что Нина входит в сборную страны по паралимпийской выездке, а в 2012 году получила звание Абсолютного Чемпиона России. Она уже не раз достойно показывала себя на международных турнирах, в том числе в Великобритании и Италии, но, как признается всадница, не променяла бы Санкт-Петербург и любимого тренера на заграницу.

– Я в основном занимаю призовые места, но мне не столько приятно получать награды, сколько нравится сам процесс выступления. Когда ты понимаешь, что вы с лошадью едины, у вас полное взаимопонимание в каждом движении, вы пытаетесь друг другу помочь. Когда все гладко, легко и непринужденно, ты словил музыку и паришь в ней – это непередаваемые ощущения.

Нина сама ухаживает за любимцем, кобылой Эластикой. Конечно, таскать тяжести она не может. Но в том, что касается чистки и седловки, она обходится без посторонней помощи. Перед выходом на манеж она нежно проводит ладонью по бархатному носу лошади, и «Ластуша» широко раздувает ноздри и вдыхает знакомый запах хозяйки.

Два солнца в одном доме

– Держи-держи! Горячо! – Екатерина в ярко-красном переднике сжимает ярко-красные губы и балансирует с горячим пирогом, который только что вынула из духовки.

– Ловлю! – Любомир бежит к жене через всю кухню.

– Смотри, какой красивый получился!

– У красивой женщины и пироги красивые получаются, – Любомир чмокнул супругу в нос.

Кажется, что Лаловы совершенно не платят за освещение, потому что энергии их улыбок и смеха хватило бы для обеспечения целой электростанции. Живут они в Подмосковье, в уютном двухэтажном деревянном доме. Катя во всем поддерживает мужа, а тот, в свою очередь, души не чает в своей второй половинке.

Я не думала, что к моему приходу будут так тщательно готовиться – массивный дубовый стол уже ломится от угощений, а Екатерина все еще порхает по необычной дизайнерской кухне: в беленую русскую печь вмонтирована новомодная плитка с духовкой, повсюду фигурные полочки со всевозможной утварью и декоративными вещицами. Все подоконники заставлены цветами, но на одном оставлено специальное место для самого важного (судя по его выражению морды-лица) обитателя этого дома – мехового серого кота.

Чета Лаловых – конкуристы, мастера спорта. Конкур – преодоление препятствий на лошади. Любомир родом из Болгарии, первый раз сел на лошадь в 10 лет и решил, что навсегда останется в седле. В семье мальчика никто не занимался конным спортом, но препятствовать желанию ребенка не стали, и вот в 14 лет он уже чемпион Болгарии среди юношей. Позже он перебрался в Россию, в Ставрополь, а затем, уже окончательно, в Волоколамск (Московская область).

– С Катюшей мы встретились, когда учились в спортивном училище. Собственно, с того момента я редко стал употреблять «я», когда меня просят рассказать о себе, потому что у нас все проекты общие, – обнимает Любомир свою эффектную белокурую супругу.

– В начале девяностых мы немного отошли от конного спорта, завели свой бизнес – продавали пирожные, а потом получилось открыть ресторан. Правда, кони нас никогда до конца не отпускали, поэтому ресторан называется «Ранчо «Бешеная кобыла», – Екатерина заливается звонким смехом. – У нас там все в ковбойском стиле оформлено.

Untitled

В 1997-ом Любомир решает подарить жене тракененского жеребца по кличке Помпей, а в 1998-ом она отвечает мужу взаимным подарком – кобылой Аргентиной, и в 2001 году пара едет на Кубок «Газеты Россия» в Москву.

У Лаловых своя небольшая конюшня на 35 голов, есть крытый манеж, плац, четыре левады – все очень по-домашнему, но хозяева с большим энтузиазмом относятся к своему делу.

Любомир сосредоточено мерит шагами тренировочное поле, и его блестящие кожаные сапоги поскрипывают при каждом шаге.

– Мы здесь совсем скоро еврогрунт засыпим. Лошадям и спортсменам совсем хорошо станет. А знаете, что мне в еврогрунте еще нравится помимо качества? Детская, наверное, какая-то причуда, но в нем кусочки разноцветного текстиля! Не знаю, зачем его цветным делать, но это так глаз радует! – полноватый мужчина широко улыбается, ожидая от меня ответной реакции, и я не могу с ним не согласиться.

Поразительная все-таки штука – имя. Екатерина – от греческого «чистота», Любомир – «любимец всего мира». Так оно и происходит. У Кати всегда безукоризненный порядок во всем, а про Любомира все знакомые говорят, что надежнее и позитивнее человека не сыщешь. Их небольшое семейное хозяйство привлекает множество спортсменов, причем к Лаловым приезжают в равной степени как на тренировки, так и просто в гости. Ведь их двери всегда открыты для всех, кто приходит к ним с благими намерениями и добрыми помыслами.

Rating 4 Просмотров: 51645

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.