English

Информационно-образовательный портал

ЕСТЬ ЧТО СНИМАТЬ

Марина АЛАГИРОВА, Евгения БРАТКОВА, 15 января 2017

31 декабря официально и технически завершился год российского кино, а это значит, что самое время подвести итоги.

«В прошлом (2015 году) году был продан 31 миллион билетов, в этом (2016) году мы эту цифру уже превысили, и я надеюсь на результат в 34–35 миллионов. Для нашего кино – это хороший рост. Кроме того, выросло количество российских релизов – в 2016-м мы насчитали 136, включая региональное кино, ограниченный прокат и так далее. В прошлом году было 123», – рассказал в своем интервью Антон Малышев, руководитель Фонда кино, опубликованное на официальном сайте «Год Российского кино».

Он также отметил, что кассовые сборы российских фильмов в 2016 году должны были цифру в 8 миллиардов рублей. К слову, за 2015 год отечественные картины собрали 7,2 миллиарда.

А еще в 2016 году стали выше оценки российских фильмов зрителями, в сравнении с тем же 2015. Например, военная драма «28 панфиловцев» заняла первое место в рейтинге российского интернет-ресурса «Кинопоиск» среди российских фильмов 2016 (оценка в 8.6 балла, а так же 8.2 балла в рейтинге IMDb). Картина собрала в прокате более 299 милионов рублей, при относительно небольшом бюджете – около 106 миллионов рублей. Для сравнения, военная драма Мэла Гибсона «По соображениям совести» (рейтинг 8,2 балла) обошлась в 2,5 миллиарда рублей.

Наиболее коммерчески успешным российским фильмом в ушедшем году стал «Экипаж», ремейк первого советского фильма-катастрофы Александр Митта «Экипаж» (1979 г.). Новая экранизация заслужила 7.8 баллов на «Кинопоиске» и собрала 1,5 миллиарда рублей при бюджете 650 миллионов.

А вот лучшим фильмом за 2015 год стала работа Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь» (рейтинг 7,5 балла, кассовые сборы – более 435 миллионов рублей, при бюджете 124 миллиона), которая уступает фильму «28 панфиловцев» в рейтинге на 0,7 балла, а «Экипажу» в сборах более чем на 1 миллиард рублей.

Тем не менее, несмотря на то, что хорошие фильмы становятся лучше, плохие так и остаются на прежнем уровне. В прошлом году худшими фильмами оказались: «Криминальный блюз» (1,2 балла), «Что творят мужчины2» (2,2 балла) и «Воин» (2,9 балла), Провальными картинами в 2016 можно назвать «Дизлайк» (1,4 балла), «Взломать блогеров» (2,5 балла) и «Разборка в Маниле» (2,8 балла).

Что интересно, руководитель Фонда кино, Малышев, считает, что главной проблемой рынка киноиндустрии является пресыщенность:

«Мы сталкиваемся с тем, что у нас в год в российском прокате присутствует больше 300 иностранных картин. Причем они не просто присутствуют, а ставят нас в ситуацию, когда нам на нашем рынке приходится выкраивать себе место, чтобы не помешать «большим». В общем, сейчас нам необходимо своих защищать – благо есть кого».

И, по его мнению, если раньше они работали над тем, чтобы российских картин было больше, чтобы росло их качество, то сейчас можно сказать, что эти цели так или иначе достигнуты.

Так ли это на самом деле? Мы считаем, что фильмов хоть и становится больше, самые успешные из них можно разделить всего на несколько тематических групп. И как правило, это исторические и военные драмы. А это значит, что рынок отнюдь не заполнен. Более того, он нуждается в новых идеях, подходах и решениях.

Чтобы это доказать, вспомним российские фильмы, вынесенные в 2016 году на суд зрителей.

Тематическое разнообразие российских фильмов

О расширении круга кинотем в 2016 году стоит судить, только сравнив его с тематическим разнообразием 2015 г.

В 2015 году, в продолжение многолетней тенденции, важнейшее место в сфере отечественного кино занимало патриотическое воспитание граждан. Соответственно, одним из ведущих направлений была военная тема. На экраны страны вышли проекты, посвященные не только Великой Отечественной Войне, но и гражданской, Первой мировой, Отечественной.

В 2016 военные драмы продолжают занимать лидирующие позиции среди всех вышедших за это год картин. Наибольшее внимание привлек к себе прогремевший совсем недавно и упоминавшийся выше фильм «28 Панфиловцев», красноречивый рассказ об отваге и подвигах солдат. Также в текущем году вышли еще две картины о войне – «Герой» и «Осенью 41-го».

Другая, косвенно связанная с патриотизмом, популярная тематика – биографии. В центре таких картин, как правило, – культовая для нашей страны личность. Не то что бы биографии не снимались в России до 2016, но в текущем году они, кажется, вышли особенно хорошими. Об этом можно судить по успеху фильма, «Экипаж», побившего все рекорды проката в России. В текущем году вышла и другая картина, также посвященная исторической личности, – работа Николая Хомерики «Ледокол» с Петром Федоровым в главной роли. К сожалению лента не превзошла успех «Экипажа», получив оценку в 6,56 баллов и собрав чуть более 348 миллионов рублей при бюджете более 600 миллионов.

Среди фильмов-биографий мы хотим отдельно выделить большую группу кинолент, посвященную героям-спортсменам («Молот», «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее», «Коробка», «Эластико», «Спарта»). Однако, не все работы оказались на уровне. Например, «Молот» в прокате провалился (сборы в России около 85 миллионов рублей при бюджете почти – 300 миллионов) и положительной оценки от российских критиков не заслужил. Дмитрий Сосновский в «Российской газете» отозвался об этой картине так:

«Наверное, заядлым любителям сосредоточенного побивания людей и предметов кулаками под неизбывный русский рэп (без него вообще никак, дело известное) фильм режиссера Нурбека Эгена может показаться не самым бестолковым способом провести время. Но и они должны быть готовы к необходимости стойко и без жалоб выслушивать ту банальную чепуху, которая здесь заменяет функции диалогов».

А вот в фильме «Чемпионы: быстрее, выше сильнее» диалоги, по всей видимости, оказались более искренними, и истории героев тронули отечественного зрителя. Эта картина практически во всех кинорейтингах набрала от 70% до 80% из 100% и в прокате окупилась (сборы 172 миллиона рублей при бюджете 90 миллионов). Не стоит забывать о мощной рекламной кампании и активной господдержке. Не исключено, что это связано с тем, что руководство страны заинтересовано в пропаганде здорового образа жизни. А это вполне соответствует курсу на вышеупомянутый «гражданский патриотизм».

Можно сказать, что все эти фильмы так или иначе относятся к жанру исторической драмы. Впрочем, некоторые исторические фильмы ориентированы не столько на демонстрацию общенацтональных ценностей, сколько на драматическое и философское осмысление ушедшей эпохи. Среди таких лент – работа Алексея Мизгирёва «Дуэлянт» (рейтинг 6,7 балла), который обсуждался горячо, с жаром и практически во всех СМИ России. Отметим, что большая часть оценок положительные, и есть даже восторженные. Например, Антон Долин, прославленный «Вечерним Ургантом» кинокритик, пишет:

«Дуэлянт» – очень красивый фильм. Нет, даже не так. «Дуэлянт» – самый красивый, самый стильный, самый эстетически выверенный фильм, если говорить о нашем массовом кинематографе последних лет. К тому же, он – хотя и не ставит своей задачей шокировать зрителя навороченными спецэффектами – по-американски высокотехнологичен».

Однако, сам сюжет киноэксперты не спешат хвалить, отмечая, что в каких-то моментах фильм «объективно провис». Предположительно, поэтому «Дуэлянт» не окупился, собрав в кинотеатрах лишь около 370 миллионов рублей при бюджете 725 миллионов.

Не хвалили критики и вышедший совсем недавно исторический блокбастер «Викинг». Не смотря на активную рекламу и поддержку государства фильм провалился, заработав только 5 баллов из 10.

Возможно, большего результата достигнет другой ожидаемый боевик «Богатырь».

Все обозначенные выше темы ориентированы на активное прививание любви к родине. Думается, что они будут актуальны в кинематографе ровно столько, сколь актуальна и крепка будет связь кино и государства.

Джаник Файзиев, режиссер, продюсер и руководитель киностудии КИТ высказал интересное мнение о патриотических фильмах:

«Патриотическое кино – это не то кино, где люди сражаются за родину и погибают. Патриотическое кино – это любое кино, которое на два часа делает жизнь зрителя приятнее. В этом смысле мы в КИТе выполняем некую социально-медицинскую работу: мы продаем людям эмоции».

Впрочем, в российском кинематографе 2016 года все же представлены знаковые работы другого формата, не связанные с демонстрацией героического пафоса. Речь идет о редкой в российском кино теме – о судьбе простых людей со знакомыми большинству из нас проблемами, о которых важно говорить. Из известных, громких фамилий можно было услышать только Литвинову, которая, вместе еще с 6 талантливыми женщинами-режиссерами, сняла фильм о жителях северной столицы «Петербург. Только по любви». Ленту не о героях-ленинградцах, а о обычных петербуржцах: о женщинах в пуховиках, мальчиках в джинсах, ну и Боярском в перьях. Герои в картине не голодали, не совершили подвигов, у них есть вкусная еда, теплая квартира, а главное – их истории зрителям понятны и близки.

Другой фильм про житейские будни – «Хороший мальчик», режиссер которого опять-таки женщина – Оксана Карас. Ее работа уже успела получить заслуженное гран-при на «Кентавре» и любовь критиков. Но, несмотря на признание на крупнейшем фестивале, в рейтинге «Кинопоска» «Хороший мальчик» набрал лишь 6,9 из 10 возможных.

Последней темой, затрагиваемой в отечественных фильмах, которые часто остаются в стороне от большого проката, является религия. В этом году о взаимоотношениях граждан большой страны с церковью задумался Кирилл Серебряников – фигура в российском кино молодая, но достаточно известная, а что еще лучше – неоднозначная и, стало быть, интересная. Возможно, что с размышлениями, а уж тем более, что с выводами нового фильма Кирилла «Ученик» согласятся не все. Но тут важно, что тема затронута и поле для рассуждений создано.

К сожалению, помимо отмеченных нами направлений, отечественный кинематограф больше не показал ничего выдающегося. Нет в этом году значимых фильмов таких жанров как: вестерн, фентези, научная фантастика, нуар, ужасы и детектив. Конечно, есть какие-то попытки производителей занять и эти ниши, но они успехом не увенчались. Так, например, активно рекламируемый фильм ужасов «Маршрут построен», набрал только 4,1 балла, собрав чуть более 50 миллионов рублей, при, однако, сравнительно малом бюджете в 1 миллион рублей.

Как итог, 2016 год на сферу российского кино повлиял неоднозначно, режиссеры не расшили круг охватываемых проблем и тем в кино. Скорее качественно улучшили производство фильмов внутри уже существующих тем. Теперь зритель вправе не делить кино на "свое" и "голливудское", российские фильмы максимально близко встали с зарубежными, но этого ли ожидала публика?

Мнение

Мы решили узнать мнение молодого режиссера, выпускника КБГУ им. Бербекова факультета режиссура и ученика Александра Сокурова – Дохова Анзора, об итогах года кино в России.

– Закончился год кино и все официальные лица говорят о том, что приток аудитории на российские фильмы увеличился, количество и качество фильмов стало выше, деньги потрачены не зря. Ты с этим согласен?

– На мой взгляд, американская кинопродукция по-прежнему вытесняет российское кино – это проблема отсутствия проката для российских картин. Кинотеатры берут русское с неохотой, если это не фильмы, созданные по лекалам голливудских блокбастеров. И в этом смысле, можно отметить, что да, русские научились снимать «картинку» не хуже, чем на Западе. Но спецэффекты, взрывы и прочие дизайнерские элементы в кино не гарант художественности. Поэтому не могу сказать, что какой-то существенный прорыв за Год Кино в России случился. Наоборот, наблюдаю только рост тревожных симптомов – идеологизация кино, запреты на показы определенных картин, прокатные ограничения для некоторых режиссеров. Все это – реальность, в которой Год Кино завершается.

– И как тогда быть российскому режиссеру, чтоб быть успешным, знаменитым и состоятельным, если в кино только блокбастеры берут, а он их снимать не хочет. Вот ты какое кино хочешь снимать?

– Российскому режиссеру надо работать. Проблема ведь не в том, что только кинотеатры не хотят брать в репертуар русское кино. Сами режиссеры хотят снимать кино «как на Западе». Сложных тем, осмысляющих жизнь страны, жизнь народа, никто практически не затрагивает. Если затрагивают – получается или истерический выплеск, напоминающий по содержанию некогда популярную газету «СПИД.инфо», или просто спекуляция на больных мотивах современного общества. Ответов эти картины не дают, а просто льют с экрана всю ту же грязь, что есть и без того в повседневной нашей жизни. А ответа "почему это так" режиссеры таких лент дать не в силах. Нужно простое кино. О простых взаимоотношениях людей. Нужно кино о молодёжи, о семье, о мужчине, о женщине. Этих фильмов нет. Нет, потому что простые темы – самые сложные. Нет, потому что сверху установка на кино другое – на кино военное, на патриотическое, на идеологизированное. Не знаю, как быть современному режиссеру... Работать – это все, что я могу ответить.

– Ты говоришь о простом кино, неужели у нас ни один режиссер не снял ничего подобного? Есть на кого ровняться молодым?

– Лично для меня 2016-й год стал прорывным из-за моего близкого знакомства с творчеством Киры Георгиевны Муратовой. Её картины для меня стали открытием, откровением, если так можно выразиться. Она Мастер. Её кино – пример сюжетно простого, но содержательно глубокого кино. Ну и Сокуров. Кирилл Серебренников еще – из молодых.

– А вот положим, написала я хороший сценарий про простых людей. Куда мне с ним идти? Государство профинансирует? Пытался ли ты когда-нибудь какие-нибудь деньги получить из фонда кино?

– У нас есть Минкульт. Есть множество продюсерских компаний. Откажут в одном месте, дадут согласие в другом. Это долгий путь, если, тем более, ты дебютант. Но, если хочешь и работаешь – все будет. Главное хотеть и работать. Работать, работать, работать.

– То есть у тебя получается, что государственные деньги на кино получить вполне себе задача реальная? Вне зависимости от темы? Пускай это будет не патриотические фильмы, все равно денег государство выделит?

– Я не верю, что в стране сидят люди с очень крутыми сценариями, но им не дают снимать. Не совок все-таки, кто бы что ни говорил. Снять кино сейчас можно и на телефон, если есть что снять. Если есть что сказать.

Rating 0 Просмотров: 6240

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.