English

Информационно-образовательный портал

О НЕПОПУЛЯРНОСТИ РОССИЙСКИХ ПОЛНОМЕТРАЖНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Марина АЛАГИРОВА, Евгения БРАТКОВА, 20 января 2017

1 января в прокате стартовал российский полнометражный мультфильм «Три богатыря и Морской царь». На данный момент его посмотрело уже более 100 тысяч человек.

Мультфильм стал седьмой частью о приключениях героев былин. И, несмотря на любовь аудитории к данному циклу анимационных картин, новая часть оказалась хуже предыдущих и получила плохие отзывы, как от критиков, так и зрителей. А среди пользователей российского Интернет-ресурса «Кинопоиска», крупнейшего русскоязычного сервиса о кино, мультфильм удостоился скромной оценки в 5,3 бала из 10,0.

Для сравнения, наиболее успешной отечественной работой 2016 года стала анимированная сказка дебютантов Максима Волкова и Андрея Галата «Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение», заработавшая 6,9 бала. А, например, а такой «титан» анимации как «Король Лев» имеет 8,8 балла.

К слову, возглавляет общемировой рейтинг мультфильмов на упомянутом сайте «Кинопоиск» русская короткометражка «Жил был пес» (1982 года), рейтинг которого 9.0.

К сожалению, за последние пять лет подобного успеха не достигла не одна мультипликационная работа отечественных производителей, а русские мультфильмы собирают в разы меньше зрителей, чем западные, в первую очередь речь идет о США. Самый кассово-успешный российский мультфильм, вышедший за это время – «Три богатыря: Ход конем» (2014 г.), рейтинг которого составляет 5,7 балла, в российских кинотеатрах посмотрело чуть более 4,200 миллиона человек, в то время как недавно выпущенный «Зверополис» – более 9,3 миллионов.

В чем же причина того, что отечественные мультфильмы пользуются гораздо меньшей популярностью, чем Американские?

Для начала стоит отметить, что российские мультфильмы выходят в свет гораздо реже. По данным того же «Кинопоиска», в период с 2011 по 2017 года в России вышло 407 мультипликационных фильма (включая короткометражки и многосерийные проекты), в то время как в США – 2073 мультфильма. Одна только студия «Дисней» выпустила более 30 мультфильмов (19 из которых полнометражные), а одна из крупнейших Российских студий – «Мельница» за это же время создала 16 работ (8 из которых полнометражных). Этот разрыв можно оправдать относительной молодостью российской компании, так как она оформилась только в конце 90-х годах прошлого века, и стоит рассчитывать на последующее увеличение объемов производства.

С другой стороны, американская студия «DreamWorks Animation SKG», которая старше «Мельницы» всего на 5 лет выпустила уже 34 проекта, из 11 которых – полнометражные мультфильмы.

Кризис мультипликации в России

Небольшие объемы производства мультфильмов России становятся поводом для разговоров о кризисе в этой сфере. Но основная причина данной тенденции в российской анимации – сложное положение старейшей компании «Союзмультфильм», выпускавшей в свое время основную массу анимированной продукции, и которая после 90-х практически полностью приостановила свою деятельность. Сейчас студия существует преимущественно за счет использования авторских прав на «золотой фонд» отечественной мультипликации. Больше 10 лет длится работа над полнометражным, кукольным мультфильмом «Гофманиада», который был начат в 2001 году, а его премьера была запланирован на конец 2016. На данный момент, мультфильм все еще находится в стадии производства.

Однако, «Союзмультфильм» всего лишь одна из многочисленных анимационных студий России и по ее состоянию никак нельзя судить об отрасли в целом. Та же «Мельница», зародившаяся в кризисе, стала на данный момент самой успешной студией в России. Помимо этого, в настоящее время стране имеется и ряд других перспективных компаний по производству мультфильмов, таких как «Анимаккорд» (создатели «Маши и Медведя») или «Петербург» (создатели «Смешариков»).

Вопрос качества

Тем не менее, если говорить не о количестве, а о качестве и сравнивать оценки мультфильмов, выпущенных уже ранее упомянутыми «Мельницей» и «DreamWorks Animation SKG», то результаты их будет не в пользу первой. Так среднее арифметическое оценок 6 фильмов мельницы – 6,1 балл, а «DreamWorks Animation SKG» – 7,3. Среднее количество зрителей, смотревших мультфильмы в кино, тоже разнится в пользу американской компании.

И если посещение можно объяснить малым бюджетом российский анимационных фильмов, и как следствие – меньшим масштабом рекламы (бюджет фильма «Волки и овцы» – 4,2 миллиона долларов, а того же «Зверополиса» – 150 миллионов), то на рейтинг влияют другие факторы.

Сюжеты российских мультфильмов

Именно ограниченность поля тем в российской мультипликационной продукции является одной из основных причин непопулярности наших мультфильмов. Как отмечают зрители, сюжеты их зачастую слишком просты и неновы, так как часто напоминают известные зарубежные продукты.

Комментарий пользователя «YNWA-1994» к ленте «Волки и овцы», опубликованный на сайте «Кинопоиск»:

«Сюжет «Волков и овец» прост до неприличия. При этом он вобрал в себя, вероятно, максимально возможное число штампов, встречавшихся в других мультфильмах, которое можно было уложить в 80 минут. «Король Лев», «Шрек», «Мадагаскар» — при просмотре я неустанно пытался отгадывать, чем вдохновлялись авторы при создании той или иной сцены.

Герои прописаны настолько неубедительно, что даже отчаянный вопль «Ну это же детский мультик!!!» не спасает ситуацию. … Главный антагонист старательно пытался корчить из себя льва Шрама, но, если тот действительно обладал мощнейшей харизмой, то строящий козни Безухий лишь рождал желание отбивать руку и лоб отборными фэйспалмами».

С другой стороны, истинно русские истории о похождениях традиционных персонажей отечественной истории (богатырях) также уже не способны покорить зрителей. Средние сборы историй о трех храбрецах и Иване Царевиче – около 4 миллионов человек, однако оценки последних частей не поднимаются выше 6,5 баллов.

«Анимационная студия «Мельница» вот уже несколько лет подряд выпускает на новогодние праздники мультфильмы, основанные на русских народных сказках: то про богатырей, то про Ивана Царевича и Серого Волка. Предыдущая часть серии, вышедшая в 2013 году, отличалась тоннами потрясающего и абсурдного юмора, а также изрядной долей сатиры по отношению к отечественным реалиям. Однако к 2014 году силы студии поисчерпались, поэтому «Три богатыря: Ход конем» многие обвинили и во вторичности, и в отсутствии смешных шуток. Это, впрочем, не помешало мультфильму стать самым кассовым в России. «…» С одной стороны, это детская сказка, но для юного зрителя тут предназначены разве что сцены с падениями героев и прочие гэги. Взрослым отсыпали побольше – множественные обыгрывания отечественных реалий, стеб то над русскими, то над всеми остальными, кучу политики и любопытных анахронизмов… список звучит интригующе, вот только удобоваримая для детского просмотра форма не позволила реализовать все это полноценно», – прокомментировал мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк 3» Павел Соломатин, журналист газеты «Новый Взгляд».

Также хотелось бы уточнить, что анимационные продукты других российских студий и вовсе демонстрируют довольно низкие показатели популярности. Самыми успешными стали мультфильмы студии «Каропрокат» «Чародей равновесия» (6,1 балла) и «Крякнутые каникулы» (5,7 балла), с бюджетами в 65 миллионов рублей и 120 миллионов соответственно. И если «Чародея» ругают преимущественно за ту же клешированность:

«В сюжетном отношении мультфильм тоже не оригинален. Действие разворачивается по законам волшебной сказки, обязательными компонентами которой являются фантастические испытания, своенравная принцесса, нуждающаяся в постоянном обуздании, магический помощник (его роль играет ходячая консервная банка по прозвищу Кубик) да глуповатый герой, спасающий мир. Только вместо архетипичного Ивана-дурака нам теперь предложен эдакий Волшебник-недоучка», – пишет критик Денис Ступников в газете «Новый взгляд».

«Крякнутые Каникулы» вызвали у зрителей и критиков полное недоумение:

«Сюжет мультфильма не отличается ни логикой, ни целостностью… Крайнее недоумение вызывает юмор в картине, которая все-таки позиционируется как детская. Зрители могут обратить внимание на то, что в трейлере мультфильма указано ограничение по возрасту 6+, однако накануне премьеры Минкульт все-таки присвоил "каникулам" ограничение до 12 лет. Держа приветственное слово перед московской премьерой, режиссер Виктор Лакисов выразил непонимание относительно такого решения. Но уже в первые три минуты мультфильма звучат шутки про размер «мужского достоинства» и про «миссионерскую» позу», – отзывается о работе Екатерина Савченко в «Российской газете».

«Богатырша» от «Парадиз Медиа», с, казалось бы, рабочей темой былинных героев и вовсе провалилась в прокате, также была обвинена в примитивности сюжета, а главное – в плохой проработке мира и антуража и низкокачественной анимации.

Данную проблему в своем интервью интернет-изданию «pravmir.ru» прокомментировала кинокритик, программный директор Большого Фестиваля Мультфильмов Дина Годер:

«А у нас – государство дало деньги, и, по-хорошему, фильм нужно через год сдать. Ну, или через два года. То есть здесь уже не до «продумывания мелочей». У нас полнометражный мультфильм снимается в состоянии пожаротушения, как однажды сказал режиссер Константин Бронзит. Причем пожаротушение безостановочное. Тут заткнул «дырку», там заткнул. Главное – успеть, уложиться в короткие сроки, при том, что настоящих профессионалов в этой области у нас не хватает.

А в целом наши сценарии пока имеют вид самодеятельности. Написал один человек, потом продюсер включился, режиссер влез, снова продюсер. Иногда просят написать сценарий профессиональных писателей, потом написанное ими, перелопачивают сто пятьдесят раз: продюсер решает, что, пожалуй, этот персонаж должен быть постарше, тот помладше, надо изменить конфликт, заменить финал. В итоге получается криво-косо».

Качество анимации

Вопрос качества анимации, а также уровня 3D в российской обсуждается довольно давно. Учитывая успешное рисованное прошлое советских мультфильмов, россияне ждут от современных мультиков уровня мировых прокатчиков и «Крякнутые Каникулы» и «Волки и Овцы» планку удержали. Однако российские аниматоры далеко не всегда способны приятно удивить своей работой. В той же «Богатырше», как уже упоминалось выше, или мультфильмах «Савва. Сердце воина» и «Необыкновенное путешествие Серафимы» уровень детализации ощутимо страдал.

На данный момент проблемы в работе студий как кино так мультфильмы связаны с кризисом и недостаточным финансированием.

«Условно говоря, дают в поддержку 100 рублей – а другой рукой забирают 40 рублей, в чем и заключается возвратная основа. – рассказал в программе «Индустрия кино» продюсер Сергей Сельянов. – «Другими словами, просто сокращают поддержку на те самые 40 рублей. Мы должны конкурировать с американским кино, а половина бюджета голливудского блокбастера – это вся сумма господдержки. Мы научились делать большое кино – но теперь нам почти не помогают. Пока это незаметно, потому что у киноиндустрии есть инерция: масштабные фильмы могут делаться несколько лет. Это скажется примерно во второй половине 2017 года. В своей же компании я ощущаю это уже сейчас: пришлось сократить половину проектов. Грубо говоря, российское кино таким образом теряет 50% производственного бюджета, ведь частные инвестиции следуют за государственными».

Но после проведенной в марте конференции «3D для российских проектов: тренд, преимущество или бонус?», состоявшейся в Москве ожидаются позитивные преобразования. Кинокомпания «ВОЛЬГА» объявила о своих намерениях развивать кинопрокат 3D фильмов в качестве одного из стратегических направлений своей деятельности. В особенности, в компании подчеркнули интерес к сотрудничеству с российскими проектами.

Конечно, мультфильм не должен обязательно быть представлен в 3D формате, что бы он мог конкурировать на рынке, зрители до сих пор любят и классическую 2D анимацию, которой придерживались «Богатыри» и «Иван Царевич». К тому же, существует и ряд других видов анимации, таких перекладная анимация («Ежик в тумане»), живопись на стекле («Старик и море»), кукольная анимация («Кошмар перед рождеством») и много другое. Речь идет, прежде всего, о желании и возможностях создателей работать над качеством продукта.

Проблемы трудоустройства

Помимо того, что мест, где обучают мультипликации в стране не так много, в них не так просто попасть. Например, во ВГИКе на специальности «Художник мультипликационного фильма» всего 5 бюджетных мест. Но и после выпуска молодых специалистов ожидают трудности:

«В России все только начинается. В сущности, все, что у нас есть индустриального — это студия «Петербург», которая делает сериал «Смешарики»; «Мельница» снимает полнометражные мультфильмы и еще несколько компаний есть. Но чаще всего это не индустриальное, а совершенно кустарное производство», – рассказала Дина Годер, программный директор Большого фестиваля мультфильмов, театральный критик, преподаватель.

По этой причине многие художники уезжают за работой заграницу. Анна Эстер, 24-летняя москвичка, победившая во всероссийском конкурсе студенческих работ «АртВышка’12», переехала в Ангилию. В беседе с журналистом официального сайта «Областной газеты» (г. Екатеринбург) девушка говорит следующее:

«В России тяжело выучиться на мультипликатора. В вузах бюджетные места на специальность «аниматор» единичны. В работе тоже трудно найти поддержку. Когда в России я публикую объявление о наборе художников для фильма, половина отзывов — это не предложение своей кандидатуры, а комментарии в духе «вы что, это же невозможно», «ерунда какая-то, а не проект». Но всегда находятся те, кому это интересно, и мы делаем достойные работы».

Rating 0 Просмотров: 6576

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.