Информационно-образовательный портал
Всегда на Первой
22 сентября 2017 г.
МАСТЕР-ПОФИГИСТ И КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Любая идея, даже самая нелепая на первый взгляд, для кого-то может стать истиной. Мысль не новая, но вполне актуальная – её подтверждает существование разнообразных эзотерических учений, сект, полунаучных дисциплин, которые не признает официальное академическое сообщество. Одной из таких дисциплин является соционика.

Соционика делит всех людей на 16 типов, образованных сочетанием в разных комбинациях трёх пар признаков: сенсорика – интуиция; этика – логика; экстраверсия – интроверсия. Сенсорика отвечает за взаимодействие с физическими величинами (расстоянием, скоростью, плотностью, силой и т. п), процессами, протекающими в организме человека, одним словом, с материей. Интуиция имеет дело с потенциалом, предчувствиями, прогнозами, состояниями, одним словом, с идеями. Логику волнует работа с информацией, анализом понятий, связей между ними, вопросы эффективности и целесообразности. Этику волнуют чувства, эмоции, мораль и нравственность. Экстраверсия – это установка на изменение существующих отношений между субъектами и объектами. Интроверсия – это противоположная установка, то есть, на наблюдение этих отношений, на невмешательство в них.

В паре признаков один противоположен другому. Нельзя сидеть одновременно на двух стульях, потому у логиков слабая этика, у сенсориков – интуиция и далее по тексту. Из сочетания каждого из пар противоположных признаков складывается определенный тип мышления, который не меняется в течение жизни. Тип назван по имени самого, как считается, характерного его представителя, к примеру: «Достоевский», «Дюма», «Жуков», «Бальзак» и так далее. Поэтому неподготовленному зрителю соционические собрания напоминают отделение психиатрической больницы, где каждый пациент мнит себя определённым персонажем.

Типы объединяются в группы (квадры) и расположены в столбик сверху вниз в определенном порядке. Получается некая модель общества, в котором есть агитаторы, философы, торговцы, управленцы и так далее. Подписано даже название, кто есть кто («Критик», «Лирик», «Политик», «Советчик» и остальные). И если правильно определить тип, то можно найти в этой иерархии место, которое соответствует склонностям. Теоретически.

Впрочем, в жизни эта система, так или иначе, реализуется. Определив свой тип, я отчасти поняла, чем был продиктован мой тот или иной выбор. Я – сенсорик-логик-интроверт, он же «Мастер» в соционике, главный пофигист среди других типов, и с этим лучше научиться жить. Зато этот тип мышления идеально пригоден для того, чтобы следовать китайской философии даосизма, чьим основополагающим принципом является недеяние. Правда, разница между обыкновенным пофигизмом и даосским недеяним огромна.

Само название типа «Мастер» уже отсылает к сюжету из книги «Чжуан-цзы» (книга второго после Лао Цзы основоположника даосизма) из главы «Главное для долголетия».

«Повар царя Вэнь Хоя (Прекрасномилостивого) принялся разделывать тушу быка. Каждый взмах руки и наклон плеча, каждый шаг ноги и сгибание колена сопровождались треском отделяемой от кости кожи, стуком ножа. Работа шла в чётком ритме, точно танец «В тутовой роще».

– О, твое мастерство поистине совершенно! – воскликнул Прекрасномилостивый, любуясь работой, похожей на танец.

Опустив нож, повар сказал:

– Я, ваш слуга, привержен пути более, чем своему мастерству. Когда я стал впервые разделывать быка, то видел лишь тушу. Прошло три года, пока я перестал видеть громаду мяса. Прошло время, и теперь я не смотрю на то, что под руками, не воспринимаю органами чувств, а действую лишь разумом. Следуя за естественными волокнами, режу сочленения, прохожу в полости, никогда не рублю то, что слишком твердо, – центральные жилы и связки, а тем более большие кости. Посредственный повар рубит, и поэтому меняет нож раз в год. Ножу вашего слуги ныне девятнадцать лет, я разделал им много тысяч бычьих туш, а лезвие у него словно только что заострено на точильном камне.

И все же всякий раз я осторожен и тих перед началом, не отвожу глаз, веду нож медленно, едва шевеля. И вдруг быстро заканчиваю разделку, точно рассыпаю ком земли…».

А теперь постараюсь перевести сопоставления Чжуан-цзы на язык соционики. Есть два элемента, на которых строится восприятие типа «Мастер». Один из них – основной, который работает постоянно - интровертная (или белая) сенсорика - и вспомогательный, который помогает осуществлять главный - экстравертная (или черная) логика. Интровертную сенсорику, в отличие от экстравертной, интересует не форма туши и её внешнее взаимодействие с лезвием ножа, а соединение пустого и заполненного в пространстве. Повар Вэнь Хоя взаимодействует не с тушей, а с естественным внутренним устройством живого организма. В этом и состоит даосское мастерство при уходе от всякого мастерства.

А вот экстравертную логику, в отличие от интровертной, интересует не место объекта в существующей системе координат, а в первую очередь вопросы целесообразности, пользы, ведения дел. В даосской философии в недеянии пребывает не тот, кто запустил дела, а тот, кто управляет собой и делом без лишних движений. Вспомогательная черная логика отвечает за отличное понимание того, как именно используются ресурсы.

В Чжуан-цзы описана целая теория бесполезности. Все «полезное» может кому-нибудь пригодиться и использоваться в корыстных интересах другого. Поэтому следующему дао важно понимать, когда лучше быть бесполезным. «Гора грабит сама себя деревьями. Масло сжигает само себя в светильнике. Корицу срубают оттого, что она съедобна. Лаковое дерево срубают оттого, что оно полезно. Все знают, как полезно быть полезным, но никто не знает, как полезно быть бесполезным».

«Мастеру» не требуется глубоко вникать в отношения между окружающими или испытываемые ими эмоции. Мышление так устроено, что одинаково сильное развитие логики (разума) и этики (чувства) невозможно, они будут друг с другом спорить. У «Мастера» слабо развиты этические компоненты восприятия: чувства и эмоции. Сильные эмоции вообще мешают приблизиться к дао.

«Поэтому тот, то свободен от страстей, видит чудесную тайну дао, а кто имеет страсти, видит их только в конечной форме» («Дао дэ Цзин»). Как видите, даже описание весьма скупое, по сравнению с теорией бесполезности. С точки зрения соционики это объясняется просто: та функция, что отвечает за эмоции, находится у «Мастера» в числе воспринимаемых очень-очень дозированно. Чужие эмоции не считываются, а свои плохо осознаются и не удерживаются в памяти. Даосское человеколюбие также своеобразно: «Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью» («Дао дэ Цзин»).

В любой, даже самой странной, идее есть доля истины. Вот для оправдания себя соционика идеально подходит.

Наталья ТАРАКАНОВА | 29 августа 2017
 просмотров: 182 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Cобытия
1 сентября студенческие билеты получили первокурсники бакалавриата и магистратуры института ...
Люди
Геолог и путешественник Сергей Демченко рассказал "Первой линии" о своих таёжных приключениях ...
Город
Четвероногие врачи несут службу в петербургском центре «Романтики» для детей с расстройством ...
Хай-тек
Откровенный разговор с астрофизиком о Боге, фантазии, душе и жизни после смерти ...