English

Информационно-образовательный портал

Хаяо Миядзаки: легендарные сказки о грустном

София Рушоник, 17 июля 2023

UntitledАниме, как известно, довольно специфичная японская анимация, которая приходится по вкусу не каждому человеку. Чаще всего всё упирается в особенности рисовки и стереотипы, которые сформировались в обществе из-за самых ранних или откровенно неудачных фильмов. Но что, если я скажу, что есть ряд аниме-фильмов, которые завоевали сердца миллионов людей по всему миру независимо от их отношения к анимации страны восходящего солнца? Более того, многие даже не знают о том, что это аниме, хотя всё те же отличительные черты в фильмах присутствуют. Хаяо Миядзаки — человек, который смог разрушить грань, проведённую людьми между мультфильмами других стран и Японии, совершил революцию в истории мультипликации, превзошёл всем известную компанию «Disney» и подарил миру глубокие картины, поразившие многих.

Режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель и мангака* в будущем, Хаяо Миядзаки родился в семье владельца авиационной фабрики в 1941 году. Он с раннего детства увлёкся рисованием японских комиксов и анимацией. Позже, совместно с Исао Такахатой он основал «Studio Ghibli», от лица которой и были выпущены шедевры Миядзаки. В числе его наград есть и два «Оскара», один из которых – внеконкурсный почётный «Оскар» «за оказание глубокого влияния на мировую анимацию, вдохновляя целое поколение художников работать в этой области и освещая её безграничный потенциал». Так чем же фильмы Хаяо Миядзаки так потрясли мир?

Первой отличительной чертой работ японского режиссера является то, что фильмы актуальны для людей разных возрастов, хотя в большей степени ориентированы на взрослую аудиторию. Всё это не звучало бы так необычно, если бы не один факт: все они являются сказками. Получается, сказки для взрослых? В точку. Почему же тогда сказки актуальны взрослым, а взрослые сказки — детям? Дело, в очередной раз, в необыкновенности этих фильмов. Действительно, это добрые сказки с красивой рисовкой, зачастую медленно развивающимся сюжетом без динамичных действий, что идеально подходит детям. Красивая добрая картинка и волшебные герои — идеально! А для взрослых – сюжет и подтекст. Дети не понимают глубинный смысл этих произведений, а вот взрослые –

сполна. И вот мы аккуратно подошли ко второй отличительной черте – смысл. Хаяо Миядзаки в каждом своем фильме освещает глобальные проблемы и поднимает животрепещущие темы. Потребительское отношение людей к природе и ужасающее будущее, которое ждёт всех нас, если мы не пересмотрим свою позицию, тема семьи и любви, проблема бесконтрольной жадности человечества и его ненасытности, глубокая депрессия, ненависть и безжалостность людей по отношению друг к другу, войны, смерть, зло и многое другое. Именно поэтому многие называют работы творца «сказками для взрослых» или «грустными сказками». Дети видят в них только добрую картинку, волшебных существ, магию и чудеса, взрослые же видят серьёзные проблемы в сказочной обёртке, которые освещает Хаяо Миядзаки. Один факт всегда остаётся неизменным: режиссер призывает людей к добру и человечности, которой в нашем мире так мало. Третья, не менее важная, но более эстетическая отличительная черта, это рисовка невероятной красоты. Не вынести её отдельным пунктом было бы преступлением с моей стороны. Захватывающие пейзажи, оригинальные и волшебные герои, животные, духи — всё это нарисовано от руки.

Графика, конечно, отстаёт от современной, но, во-первых, не стоит забывать, что работы были выпущены давно, а во-вторых, даже это не будет мешать вам. Будьте готовы влюбиться в эти картины и музыку на фоне и проникнуться культурой Японии. Четвёртой чертой, которая перевернула индустрию мультипликации, как раз стало отсутствие яркой динамики сюжета. Раньше считалось, что удержать внимание зрителя возможно лишь при «резко меняющемся» сюжете с большим количеством действий и чередующихся кадров, однако японский сценарист доказал, что необязательно перенасыщать картину, чтобы зритель не отрывался от экрана. Фильмы сценариста в большинстве своём можно назвать спокойными и «неторопливыми». Пятой чертой, которая является обобщающей, становится планка работ, которую Хаяо Миядзаки поднял так высоко, что не многие могут выйти на этот уровень даже спустя десятилетия. Что уж говорить о том, чтобы превзойти мастера, чьи фильмы вошли в золотой фонд кино.

Таким же преступлением с моей стороны было бы не рассказать подробнее о моих любимых и культовых картинах Хаяо Миядзаки.

«Мой сосед Тоторо» - сказка о двух маленьких девочках, переезжающих вместе с отцом в новый дом, поближе к больнице, в которой лежит их мама. В лесу одна из героинь встречает Тоторо — хранителя леса, который знакомит девочек с миром чудес и волшебных существ.

«Принцесса Мононоке» - история, полностью посвященная противостоянию людей, уничтожающих природу, и девушки, выращенной волками. Юноша из деревни поблизости влюбляется в неё и понимает, какое зло всё это время творило человечество. Вы познакомитесь с кодамами — духами деревьев, разгневанным древним богом Оккотонуси и лесным богом, способным даровать и отбирать жизни.

«Унесённые призраками» - фильм о волшебном мире, скрытом от людских глаз. Однако главной героине и её родителям удаётся попасть в него по нелепой случайности. Теперь девочке необходимо спасти маму и папу, которые были превращены в свиней из-за своей жадности. Здесь вас ждёт храбрая Тихиро, волшебные существа, любовь и необычайные приключения.

«Ветер крепчает» - драма о жизни юного авиаконструктора, который во время землетрясения встречает и влюбляется в прекрасную девушку Наоко. Жизнь разлучает их, но начинается Вторая Мировая война и они вновь встречаются. Эта история о жизнях, размышлениях, взрослении, мечтах и любви, которая разобьёт вам сердце. Наверное, это самая печальная работа из всех. Эта картина особенна тем, что имеет прямое отношение к жизни Хаяо Миядзаки, ведь его отец руководил фирмой по изготовлению запчастей для тех же самолётов Zero, использовавшихся во времена войны, что и в фильме.

«Ходячий замок Хаула» - фильм об искренней любви, войне и депрессии. Ходячий замок, демон огня Кальцифер, волшебник Хаул, прекрасная девушка Софи и невероятные пейзажи — это то, что откроется вам при просмотре картины.

«Рыбка Поньо на утёсе» - эта история расскажет о приключениях волшебной девочки-рыбки, дочери морского колдуна, и маленького мальчика, который помогает ей в борьбе со злым отцом. Фильм погрузит вас в необыкновенный подводный мир и чистые чувства маленьких детей, противостоящих могущественным взрослым.

«Ведьмина служба доставки» - фильм о взрослении маленькой ведьмочки, храбро отправляющейся в сложную взрослую жизнь вместе со своим говорящим котом Зизи.

«Ариэтти из страны лилипутов» - картина о жизни волшебных маленьких человечков, живущих бок о бок с обычными людьми. Лилипутам запрещено контактировать с ними, потому что человечество охотиться за волшебными существами, однако юная девушка Ариэтти знакомиться с юношей-человеком, и они становятся лучшими друзьями. Чем обернётся эта дружба для её семьи?

В этом фильме Хаяо Миядзаки выступил сценаристом и продюссером, режиссёром же стал Хиромаса Ёнэбаяси.

«Как поживаете?» - работа, вышедшая в Японии в июле 2023 года, но пока не показанная в других странах. Спустя долгие годы Миядзаки выпустил свой последний фильм, который очень ждал весь мир. Картина рассказывает о мальчике, который обнаруживает заброшенную башню в своем новом городе и попадает в фантастический мир с говорящей серой цаплей.

О картинах Хаяо Миядзаки можно говорить вечно, а приведённые мной фильмы — лишь часть работ художника-сценариста. Всех их объединяет одна черта: несмотря на серьёзные проблемы, освещаемые там, вы погрузитесь в сказку с волшебными существами, которая окутает вас добром и теплом, ощущаемом так ярко лишь в детстве.

*мангака — человек, рисующий мангу (японские комиксы)

Rating 5 Просмотров: 260

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.