English

Информационно-образовательный портал

В потайных комнатах «Ленфильма»

Алена МАРЧЕНКО, Лада ФАРФОРОВАЯ, фото авторов, 6 декабря 2011

Untitled Афиши российских городов сегодня пестрят плакатами американских блокбастеров. Киноиндустрия за век существования не утеряла своего лидерства, а, напротив, лишь набирает обороты и расширяется. Только вот незадача: в то время как американский бестселлер «Сумерки. Сага. Рассвет» на каждом сеансе собирает полный зал зрителей, отечественный продукт едва ли набирает полный зал в день премьеры. Но эти залы все равно никогда не будут пусты. Ведь никакие голливудские блокбастеры с многомиллионным бюджетом, нереальными зрительскими сборами и созданными по суперсовременным технологиям спецэффектами никогда не сравнятся с нетленными шедеврами русского кинематографа.

Ведь куда приятнее в тёплом семейном кругу посмотреть старый добрый «Полосатый рейс», а новогоднее настроение скорее создаст чёрно-белая «Золушка», а не зелёный «Гринч – похититель Рождества».

В чём же секрет очарования советского кино? Что было такого в российском кинематографе прошлого, чего нет в современном? Чтобы ответить на этот вопрос мы посетили недавно открывшуюся на киностудии «Ленфильм» выставку «Как делается кино».

Едва переступив порог легендарного здания, мы сразу погрузились в чарующую атмосферу старого кинематографа, в ту его пору, когда братья Люмьер только начали показывать свои короткометражки, а движущиеся в кадре картинки воспринимались как волшебство. Это ощущение чуда навеял на нас маленький закуточек в стене - гримёрка. Зеркало старого трюмо, почти полностью заклеенное чёрно-белыми фотографиями настоящих маэстро. Творческий беспорядок из баночек с гримом, парик, череп и муляжи рук.

Основное помещение со старым монтажным столом, киноплёнками и завешанными знаменитыми кинолентами стенами, впрочем, производит не менее сильное впечатление.

UntitledРоскошное бархатное платье королевы Гертруды с лежащим рядом черепом того самого Йорика из «Гамлета», декорации к фильму «Гойя, или тяжкий путь познания» и, конечно, скрипка, клетчатый костюм и колбы для опытов из нетленной киноленты «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Далее расположен макет для комбинированных съёмок «Продление рода».

UntitledНа стене против макета красуется вывеска «Аквариумъ» – так назывался ресторан, некогда располагавшийся в этом павильоне, которому уже перевалило за 100 лет. Сюда съезжался «весь Петербург», выступали известные драматические и оперные артисты, балерины и танцовщицы, мастера эстрады. Летом 1919 г. здесь состоялись съёмки первых агитационных фильмов новой России, позднее тут заработал кинотеатр.

В 1925 г. в этом павильоне началась регулярная кинематографическая жизнь. Он получил название киносъёмочного ателье №1 и стал старейшим из кинопавильонов на рождающейся кинофабрике.

В глубине зала, в стене за стеклом нас ожидало ослепительное платье блистательной Элизабет Тейлор к фильму-сказке «Синяя птица». Там же помещены многочисленные международные награды, отданные создателям за фильм.

Соседний зал – настоящая картинная галерея! И это не просто сравнение: здесь разместились многочисленные эскизы костюмов и интерьеров к фильмам «Шерлок Холмс», «Роза и крест», «Мёртвые души», «Молот ведьм», «Алиса в стране чудес» и др. Но самый настоящий восторг посетитель испытывает при входе в этот зал – в глаза сразу бросается раритетный чёрный жук.

UntitledНо самое захватывающее нас ждало впереди: специально для «Первой линии» организатор выставки, режиссёр и журналист, Александр Поздняков провёл экскурсию в святая святых «Ленфильма» – четвертый съёмочный павильон.

Untitled«А теперь, Дамы и Господа, синематограф братьев Люмьер!», - прозвучало тут 4 мая 1895г. на первом кинопоказе в России. Здесь некогда ступала нога самой Элизабет Тейлор, а только что прошли съёмки сериала «Шерлок Холмс». Посторонним вход сюда, разумеется, воспрещён, но для нас, корреспондентов «Первой линии», было сделано исключение.

Лада: Почему вообще появилась идея показать, как снимается кино?

Александр Николаевич Поздняков: Потому что это всем интересно. Все знают наши фильмы, но как они создавались – никому неизвестно. Вот как выглядит монтажный стол? И вот, мы его сохранили, не выбросили, и теперь показываем вам. Конечно, сейчас технологии другие, цифровые и техника другая. А раньше резали, клеили негативы.

Алена: Не теряется ли уникальность кино из-за новых технологий?

А.Н.: Дух старого кино, без сомнения, уходит. У пленки особый запах. И декорации, весь этот антураж.

Л: Как вы считаете, у русского кино вообще есть будущее? И какова роль уготована там Ленфильму?

А.Н.: Мы стараемся, снимаем. Конечно, фильмов не очень много. Но Ленфильм верит, что молодые дарования, вроде вас, а так же, эти самые технологии принесут новое видение, новое понимание. Нельзя находиться в статичном состоянии, нужно осваивать современные виды съемки, цифровую технику. Сейчас существуют, к примеру, сверхчувствительные камеры. И, конечно же, должна произойти революция в умах. Будущее не за фильмами, рассчитанными на пару тысяч интеллектуалов, а за кино для масс, для широкого зрителя, как это было в Советское время.

Л: Да, советский кинематограф, безусловно, был богат на фильмы для народа. Сейчас нишу этого «нормального» кино для нормального человека все больше занимают заморские блокбастеры…

А.Н.: В этом плане, конечно, лидируют американцы. Но они правильно делают! Ориентируются на аудиторию. Изучают BoxOffice и делают выводы. Нашему кино просто необходимо развиваться: вширь, вглубь, вдаль, куда угодно.

Коренная переработка просто необходима. Нужно работать с аудиторией, понимать ее. И на основе этого всего снимать хорошее увлекательное кино с внятным сюжетом и талантливыми актерами.

Л: Насчет актеров, как вы считаете, много действительно талантливых?

А.Н.: К этому вопросу надо подходить шире. Берется, к примеру, симпатичная девушка, которая подходит по типажу, и из нее делается Звезда. Это технология, которую придумали американцы еще в 10-е годы двадцатого века, еще в немом кино. Весь вопрос в том, что сделать и как. А именно самобытных Звезд мало, почти нет.

А: Но почему так происходит? Мы просто штампуем средний фильм?

А.Н.: Повторюсь, к кино сейчас нужно подходить, как к массовому искусству. Нужно создавать мощную киноиндустрию, машину, которая будет реально работать. Выстреливать! На все это вкладываются огромные средства. Не только деньги, важен способ преподнесения. Из этого растет настоящее кино, а там уже появляются и Звезды.

Л: Вы не считаете, что у нас уже существует некая предвзятость к отечественному кинематографу?

А.Н.: Она выработалась именно потому, что оно ничем не радует. В большинстве своем, бедное кино, усталые лица. Нет изюминки. Нет искусства, с которого все начинается. А надо воспитывать художников разного типа, но браться за это дело со всех сторон! Перестать бесконтрольно финансировать проекты только за то, что его снимают хорошие люди. Есть темы, которые уже просто приелись, и их неинтересно больше обсуждать в кино. Нужно снимать то, что трогает человека.

Л: Браться со всех сторон... А как? Приходить в тоже училище, где готовят, к примеру, художников по гриму, и отбирать «вручную»?

А.Н.: Человеку, который хочет посвятить себя кино не достаточно только образования. Во-первых, он должен смотреть много кино: американского, итальянского, отечественного, любого. Во-вторых, он должен идти и практиковаться. Например, устроиться на съемочную площадь хоть и чернорабочим, хоть подавать кисти…и делать выводы. Мастером становится тот, кто помогает мастеру. Многие художники начинали именно так: их бросали в воду, и они плыли. Человек сам должен прийти, сам этого захотеть.

Л: И люди приходят?

А.Н.: Сейчас снимается много сериалов, особенно здесь – много павильонов, тысячи разных костюмов. Люди приходят, а им и говорят: «Твоя работа катать вот эту тачку туда-сюда». Он и катает. Потом смотрят - вроде и собранный, и исполнительный, и креативный. В течение года человек вырастает до помощника режиссера. А дальше – уже сам. Может, что-то записал, показал. Совершенно не обязательно иметь образование. Кто-то просто хорошо знает жизнь, умеет о ней рассказать.

Л: Кстати, как к сериалам относитесь?

А.Н.: Положительно. Есть сериалы бедные, там режиссер плохо работает с актерами, оператор плохо снимает. Но некоторые зрители вообще не смотрят, что на экране творится. Они знают главных героев, как они выглядят, как разговаривают и сами дорисовывают себе сериал, попутно занимаясь своими домашними делами. Как радиопередачу. Есть и хорошие сериалы, качественные. Как правило, они сейчас идут отдельным жанром – многосерийный фильм, телемуви. Они не могут появиться на пустом месте, нужны деньги. А деньги делаются как раз из тех «плохих» сериалов, которые за две копейки сами, зато рекламы полно. Это бизнес.

А: А с арт-хаусом как быть?

А.Н.: Арт-хаус – это другое. Это не нужно ни рекламодателю, ни широкой аудитории. Ведь, оно не тиражируется, не идет в прокате. Необходимо отвести какую-нибудь нишу для этого кино. И те, кто заинтересован, будут обращаться туда и смотреть. Тот же самый интернет.

Прокатчики – не звери, не плохие люди. Просто, запросы потребителя зачастую расходятся с тем, что производит сегодняшний арт-хаус. На то он и арт-хаус. Есть исключения, конечно…Но, в любом случае, все кино - это искусство. Заставить миллионы людей в один момент сесть у телевизора и смотреть один и тот же фильм – эти целая философия. Нельзя разделять на «высокое искусство» и «низкое». Необходимо избавиться от этих старых легенд. Весь мир уже избавился.

Л: А какие, по вашему мнению, в этом плане особенности русского менталитета?

А.Н.: В России есть Великая Русская литература. Это подробные медленные описания. Лев Толстой, Федор Михайлович Достоевский. Это литература чувств, когда один брошенный взгляд играет роль больше, чем знаковый монолог в кульминации. Мы близки к Востоку в этом плане – любим погружаться в чувства, сопереживать. Наверное, именно в этом. Это привычка такая. В Европе - просто история, интересная, но логичная и понятная. А нам нужна зашифрованность повествования, надо вдуматься, самому домыслить. Это все изобразительный язык Востока.

Rating 5 Просмотров: 7229 | Комментариев: 1

Комментарии

Елена 9 декабря 2011

Очень интересный материал. Спасибо авторам.

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.