English

Информационно-образовательный портал

Молодые исследователи расстались до следующей весны

, 11 марта 2012

UntitledНа XI международную конференцию «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи» было подано 330 заявок. В сборнике опубликованы тезисы 172 человек. На саму конференцию добрались 165 студентов и аспирантов. «Первая линия» публикует отчеты студентов факультета журналистики о том, что они увидели, услышали и поняли из серьезных речей собравшихся на трехдневном мероприятии…

В списках участников были обнаружены не только ученые, но и практикующие журналисты, в том числе корреспондент газеты «Вечерний Брест» Анна Петроченко и ее коллега из газеты «Ставропольская правда» Лусине Варданян.

Из стран СНГ приехали жители Астаны, Львова, Минска, Вильнюса, Тарту. Самые многочисленные делегации – из Южно-Уральского государственного университета и МГУ имени М. В. Ломоносова.

Конференция началась с торжественного открытия, которое плавно перешло в пленарное заседание. Основные тенденции развития медиарынка, влияние сетевых коммуникаций, а также вечный вопрос о доверии к журналистам обсудили профессора и редакторы.

Со вступительным словом выступила и.о. декана факультета журналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций профессор Людмила Петровна Громова. Она рассказала о Высшей школе и пояснила, что ждёт собравшихся в ближайшее время. Участников также поприветствовал и.о. декана факультета массовых коммуникаций ВШЖиМК профессор Сергей Николаевич Большаков, поздравивший всех с тем, что они имеют такую прекрасную возможность – быть сегодня здесь и заниматься наукой: «Когда мы росли, такой научной среды у нас не было. Вам повезло больше».

На открытии конференции также прошло награждение победителей V конкурса научных работ ВШЖиМК в номинациях «Студент», «Магистр» и «Аспирант».

«Время собирать надгробные камни»

Первое слово взяла профессор Марина Александровна Бережная. С облегчением отметив окончание «долгого предвыборного марафона», она перешла к главной проблеме своего доклада – теме доверия к СМИ. Выбор медиа может быть обусловлен отсутствием выбора, привычкой или решением другого члена семьи, заметила Марина Александровна – «этот выбор не всегда оправдан доверием». Содержательная наполняемость материалов не может не влиять на отношение к источнику, заявила профессор. Тогда что же определяет выбор аудитории - доверие к источнику или к качеству информации?..

На этот и другие вопросы попытался ответить заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе профессор Дмитрий Петрович Гавра. Название доклада звучало зловеще: «Печатные СМИ: измениться или умереть». Печальную судьбу периодическим печатным изданиям предсказывают уже довольно долгое время. Одни всё равно продолжают верить, что интернет никогда не будет способен вытеснить «газетную» периодику, другие смотрят на вещи менее оптимистично.

Так и уважаемый докладчик приводит малообещающую статистику: «За последнее время доходы американской печатной прессы снизились с $19,6 млрд. до всего лишь $6 млрд.» Связано это с тем, что старая бизнес-модель умерла уже окончательно и необходимо создавать качественно новую модель, по которой СМИ смогут полноценно функционировать.

Что такое старая бизнес-модель? Это привычная всем система, когда вместе с продуктом читатель получает некую рекламу. Но теперь, когда доступ в интернет имеет почти каждый, людям не нужно покупать газеты или журналы. Они и в интернете-то их не читают. Их чаще интересуют отдельные статьи или публикации, а не газета в целом. Что же остаётся делать печатным изданиям? Переезжать в Сеть? Но online-реклама издание не прокормит… А тем более в наш нынешний век. Профессор справедливо отметил, что сама базовая парадигма кардинально изменилась. Если раньше человек искал информацию – чтобы найти её, он вставал рано, завтракал и шёл в библиотеку, то теперь информация охотится за обществом. Ведь не зря же говорят «Новость должна быть «кликабельной». Читатель должен заинтересоваться ею с первого взгляда.

Гавра неутешительно подводит итоги: «Мы живём в эпоху последнего «газетного» периода. Впереди – первое цифровое поколение. Социальную привычку к прессе газеты больше не удовлетворяют». Руководствуясь научными исследованиями зарубежных коллег, докладчик дал прогноз, что в 2020 году 80% СМИ будут цифровыми.

В итоге получается парадоксальная вещь. «Обществу не нужны газеты и журналы, – делает вывод профессор Гавра, – обществу нужна журналистика. И эту журналистику (именно journalism) нужно и можно спасать». Потому что есть, для кого спасать. Потому что как ни крути, а остаётся человек, у которого есть потребности, в том числе и в информации».

Будущее журналистики Дмитрий Петрович Гавра видит в мультимедийности. И приводит примеры зарубежных коллег: французское издание «20 minutes», английское «The Guardian», где в наличии сразу и печатная версия, и сетевая, и веб-телевидение.

«Мы находим в интернете истории»

Untitled

«А что же я тут делаю?» – в ответ на доклад Дмитрия Петровича, улыбаясь, спросила Диана Качалова, редактор «Новой газеты» в Санкт-Петербурге. В своем докладе она поставила вопрос – как социальные сети могут помочь журналисту?

– Быстрые СМИ – это хорошо, однако о качестве нужно думать тоже. Стремление к сути очень важно. Лечить умеют все. Учить умеют все. И писать у нас тоже могут все, – начала Качалова разговор о блоггерах. – Они прошли путь к улучшению качества, начали понимать ответственность за написанное. Стартовал проект «Паблик пост» (Publicpost.ru), в рамках которого взаимодействуют блоггеры со всей страны с профессиональными корреспондентами из небольших редакций. Уровень дискуссий, заданный журналистами, предполагает повышение уровня качества материалов блоггеров.

Журналистика не может сейчас существовать без поддержки социальных сетей, но что может получить журналист от социальной сети, спросила Диана Качалова. И сама же ответила: «Мы находим в интернете истории. И как мы жили раньше без этих социальных сетей?.. А как мы раньше жили без сотовых телефонов».

– Хорошо жили, – тихо добавил профессор Гавра.

Теория ближнего круга

В своем выступлении редактор медиапроекта «Полит-грамота» (http://полит-грамота.рф/), Андрей Сошников в теме «Российское и американское телевидение во время выборов глазами аудитории» решил рассмотреть самого себя, как подопытного кролика, в качестве обыкновенного зрителя.

– Оценка людей ближнего круга определяет мой выбор, – заявил он. – Меня интересует две вещи – то, что я смогу увидеть и то, какое послевкусие после увиденного у меня останется». Отсюда логически вытекают шесть вопросов и ответов ленивого зрителя (по версии Андрея Сошникова):

1. Буду ли я смотреть передачу в нужное время? Если никто не смотрел, я тоже смотреть не буду.

2. Будут ли задействованы в программе люди, которые мне интересны? Если эти люди не интересны моему ближнему кругу, то и мне не интересны.

3. Затрагивает ли меня эта тема? Если эта тема затрагивает мой ближний круг, то и меня тоже.

4. Могу ли я использовать информацию передачи в своих целях? Если эта информация интересует мой ближний круг.

5. Буду ли я осознавать то, как манипулируют моим сознанием? Если я буду явно это ощущать, то я не буду смотреть.

6. Будет ли мне комфортно смотреть видеоряд? Если нет, то я переключу канал.

В зависимости от ответов на эти вопросы отношение к источнику информации может в ту или иную сторону измениться.

Спасение утопающих…

Все докладчики отметили хотя бы намёком прошедшие президентские выборы. Диана Качалова и Андрей Сошников находились на избирательных участках, профессор Гавра отслеживал процесс голосования в твиттере. Жаль только, что на пленарном заседании не хватило времени обсудить то, что произошло в прошедшее воскресение. К теме выборов вернулись уже во время проведения «круглых столов» и секций. Пока на улицах митинговали, в аудиториях Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций обсуждали роль СМИ в освещении выборов и протестных волнений. Главное, что профессор Гавра дал надежду: хоронить журналистику рано, пора её спасать. Надгробные камни можно отложить в сторону. Молодые учёные неожиданно для себя оказались в роли спасателей. Неплохой результат для научной конференции.

Екатерина Бородина, Станислав Курочкин

От «малой прозы» до музыкальной журналистики

Untitled

«Новые звуки» на факультете журналистики: студенты крупнейших вузов представили свои научные работы на обозрение петербургской аудитории. Секция «Журналистика в сфере досуга» привлекла особое внимание.

«Вы Альфия Нажмутдинова?» – услышала я вопрос в свой адрес, еще не успев войти в аудиторию. Руководитель секции, доцент Наталья Сергеевна Цветова мило улыбалась мне, подавая лист, предназначенный для выставления оценок докладчикам. «Нет, что Вы, я журналист из студенческой газеты» – последовал мой ответ.

Несмотря на небольшое количество докладчиков, аудитория была переполнена заинтересованными студентами. Представление четырех докладов растянулось на целых два часа, но сократить программу оказалось невозможным, оживленные дискуссии не позволяли заскучать. Рассмотрение журналистики в сфере досуга довольно – вопрос редкий и любопытный. В этом убедится каждый, если только попробует обратиться к искусству, литературе, музыке, кино или спорту. Такие сферы деятельности предоставляют обширное поле для изучения журналистики в абсолютно другом ключе. Студенты именно это и продемонстрировали.

Первое, что бросилось в глаза, конечно же, присутствие эмоционального и представительного молодого человека среди женского коллектива. Им оказался студент Сибирского университета Дмитрий Смурага. Его доклад на тему «Информативные и оценочные высказывания в текстах СМИ медиаимиджа ФК «Локомотив» позволил увидеть спорт с другой стороны. Работа Дмитрия вызвала немалое оживление среди участников секции, которые высказали свое особое мнение по поводу иронии в современных спортивных изданиях и других средствах выразительности, используемых сегодня в различных изданиях.

А вот на долю студентки Санкт-Петербургского института гуманитарного образования выпало немало творческих испытаний. Елене Зайцевой пришлось активно доказывать и аргументировать некоторые положения из своей работы, так как участники конференции посчитали их невозможными для сравнения. Например, аспекты, связанные с составлением мужских и женских кинорецензий. Оказывается, что мужские рецензии содержат больше негативных оценок, женские более эмоциональны. Именно данный вопрос заставил еще одну участницу, Алину Новик, приехавшую к нам из Вильнюса, вызвать исследовательницу на своеобразную словесную дуэль. Гостье показалось невозможным говорить об особенностях кинорецензии по гендерному признаку.

Алина Новик очень умело держала аудиторию на протяжении всего своего выступления. Её работа, посвященная «малой прозе» в глянцевом журнале, никого не оставила равнодушным. Представленный Анной термин «интеллектуальный глянец» вызвал споры. Публика долгое время сокрушалась на тему того, что сегодня не существует данного вида печатных СМИ и позволительно ли вообще применять к глянцу понятие «интеллектуальный».

Настоящей находкой стала та самая Альфия Нажмутдинова, за которую меня поначалу и приняли. Увидев ее, я была поражена в хорошем смысле этого слова. За довольно яркой и нестандартной внешностью скрывается милейший и очень доброжелательный человек. «Новые звуки» стали изюминкой в работе секции. Это музыкальный журнал, главным редактором которого является сама Альфия. Она приехала в Санкт-Петербург из Челябинска, чтобы рассказать о музыкальной журналистике. Мечта открыть свой журнал, посвященный музыке, воплотилась в жизнь, и вот первый номер «Новых звуков» от декабря 2011 года я держу в руках. «Я всегда за идею, за голый энтузиазм», – утверждает Альфия. «Новые звуки» – самый маленький журнал в стране, из 44 страниц и содержит всего лишь 14 рубрик. Периодичность выхода – раз в два месяца, электронная версия раз в месяц. Распространяется совершенно бесплатно. Сейчас журнал выходит не только в Челябинске, но и в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Своеобразный формат журнала и неформальная обстановка, которую удалось создать Альфие, породил множество дискуссий и интересных вопросов из зала о самой большой творческой удаче студентки как главного редактора «Новых звуков», о советах начинающим журналистам, работающим в музыкальной сфере.

В итоге лучшим докладчиком на секции признана Алина Новик. Победила не простая «малая проза», а «малая проза» в глянцевом журнале.

Валерия Костромицына

Пишите о науке

Untitled

В секции, посвященной проблемам науки в современном обществе, приняли участие студенты из Тюмени, Томска, Архангельска, Москвы.

Всего выступало четверо ребят. Право открыть семинар досталось представительнице Томского государственного университета Евгении Башмаковой. Её доклад был посвящён специфике российских научно-развлекательных телепрограмм. В качестве примеров она выбрала популярную телепередачу «Галилео» (СТС) и совсем недавно вышедшую на экран передачу «Механический апельсин» (Рен ТВ). «Современное российское телевидение – говорит Евгения – находит инновационные формы в представлении такой сложной темы, как наука, переводя ее из «серьезной» сферы в развлекательную, и тем самым привлекая к ней все новых и новых зрителей самого разного возраста и уровня образования. Примерами программ, применяющих данный «перевод» могут являться «Галилео» и «Механический апельсин»».

Следующим доклад прочитал аспирант МГУ Владимир Култыгин. Тема, которую он затронул, касалась проблемы науки и культуры в СМИ в целом. По его словам, главная проблема состоит в том, что «место науки в общественно-политической журналистике, как правило, ограничивается такими темами, как важные открытия и вручения премий ученым. Но глубоко тему науки раскрывают лишь единицы. А почему? Потому что людям неинтересно, когда им приводят сухие цифры, факты и домыслы. Для решения данной проблемы необходимо, чтобы журналист производил поиск приемов адаптации специфических терминов науки для их восприятия массовой аудиторией. Тогда освещение науки в СМИ выйдет на новый уровень».

Доклад магистрантки СПбГУ Аллы Карягиной был посвящён общественно-политическому вещанию, точнее говоря, популяризации политики в СМИ. На мой взгляд, именно этот доклад был наиболее ярким и информационно наполненным. «СМИ осуществляют влияние на политику через воздействие на информационный процесс, что позволяет определенным образом формировать общественное мнение, то есть популяризируют для массового читателя политическую информацию» – говорит Алла. При этом она даёт вполне точное определение популяризации, как изложения политического события в общедоступной форме. В качестве примера был показан видеоролик, получивший широкое распространение в интернете – обращение Ксении Собчак, Леонида Парфёнова и звезды интернета Васи Обломова к президенту Дмитрию Медведеву. Ролик получил неоднозначные отзывы, но, тем не менее, сполна продемонстрировал политическую популяризацию.

В конце конференции был проведён опрос присутствующих на тему поиска информации в современном мире новых технологий.

Лучшим докладчиком в итоге была названа Евгения Башмакова из Томска.

                            

Виктория Буткевич

Молодая журналистика в лицах

Untitled

В рамках XI международной конференции студентов и аспирантов «Средства массовой информации в современном мире» состоялась секция «Петербургская журналистика в лицах». Молодые исследователи выступали со своими научными работами в Музее истории печати.

Встреча началась с экскурсии по зданию музея, в котором с 1723 года располагался полиграфический комплекс. Студенты узнали, что здесь издавалось множество известных газет, таких как «Сельский вестник», «Правда» и «Русь», а в одной из квартир в свое время располагался кабинет главного редактора газеты «Правда» Владимира Ленина.

После экскурса в историю участники секции продолжили изучать вопросы русской журналистики уже на примере научных докладов, представленных за «круглым столом». Не только познавательной, но и развлекательной получилась работа Ольги Назаркиной. Она рассказывала про образ славянофила в русской журнальной карикатуре второй половины ХIХ века. Сами карикатуры, которые продемонстрировала Ольга, были уникальны: студентка работала с архивами и, по ее словам, с большим трудом смогла их отсканировать. Кроме того, образ славянофила в русской карикатуре оказался действительно смешным и занимательным.

Фельетоны Н.А. Лейкина как способ привлечения читателей «Петербургской газеты» в 1870-х годах решила изучить другая участница конференции, Нина Сомина. Согласно ее исследованию, Н.А. Лейкин был невероятно работоспособным издателем, он писал по шесть рассказов в неделю. Им восхищался и с ним советовался сам Чехов. Для наглядности Нина предоставила всем присутствующим фельетон Н.А. Лейкина «Айвазовский». Стоит заметить, что работы Н.А. Лейкина также найти было не просто. Они сейчас почти не издаются в России.

Елена Сафронова выступила с работой «Берлинский конгресс в публикациях А.В. Каировой на страницах газеты «Голос» (1878 г.)». Помимо профессиональной деятельности участников конференции очень заинтересовала личная жизнь А.В. Каировой. В частности, подняли вопрос о том, была ли она замужем. Оказалось, что именно трагические, на первый взгляд, события привели А.В. Каирову в журналистику. Какое-то время она даже находилась в сумасшедшем доме, где вела дневник; ее талант заметил издатель, предложивший дальнейшую работу.

Секция проходила в зале, где была представлена выставка «Лукоморье», посвященная советскому детству. Конференцию курировала Елена Сонина, доцент кафедры истории журналистики СПбГУ, которая затем устроила экскурсию по самой выставке. Завершилась встреча музыкальным выступлением Максима Муравьева, магистра кафедры истории журналистики.

    Лучшим докладчиком в итоге была признана Нина Сомина.

Наталия Калукова, Любовь Знахарева

Rating 5 Просмотров: 7897

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.