English

Информационно-образовательный портал

Ведущие московские практики о состоянии дел в журналистике

команда "Первая линия", 23 марта 2012

МАСТЕРА НАМ ДОСТАЛИСЬ ПРОСТО КЛАСС!

От количества мастеров пера, распределенных по разным классам и аудиториям, у нас голова пошла кругом. Столпившись над планом мероприятий дня, мы ломали головы над тем, как объять необъятное? Спустя полдня мы уже несли в клювиках свои впечатления, чтобы соединить их в один большой обзор и пролить свет на основные «КАК» отечественной медиасферы.

КАК НАЙТИ ПЕРВУЮ РАБОТУ?

Два десятка юных, но уже не по-детски целеустремленных «пингвинят» собрались на матер-класс главного редактора портала YoJo Людмилы Жуковской «Как найти первую работу». Она рассказала о поджидающих начинающих журналистов трудностях и дала практические рекомендации по их преодолению.

«Сегодня монстры медиабизнеса постоянно твердят о кризисе в профессии, -подметила Людмила Жуковская, - но они не расшифровывают, что конкретно имеют в виду». По ее мнению, найти работу в сфере журналистики не так уж сложно. Сложно – зарабатывать на ней деньги. С развитием интернета стало возможно найти работу, не вставая с места, но вот «монетизировать» свой труд - это сегодня особое искусство.

Людмила Жуковская посоветовала не бояться начинать работу бесплатно, если она поможет сделать себе имя в крупном имиджевом проекте и вписать в резюме впечатляющий потенциального работодателя опыт. Если бесплатная работа не дает профессионального роста, то не стоит тратить на нее время.

Кроме того, редактор портала YoJo посоветовала молодым журналистам постоянно участвовать в мероприятиях, либо связанных с интересующей их тематикой, либо на профессиональных журналистских «тусовках», потому что «никогда не знаешь, где тот клад, который ты ищешь».

Один из самых ценных советов, который услышали пингвины и намотали на клювы, касался саморедактуры.

- Относитесь к собственным материалам так, как будто вы самый въедливый и противный редактор, который хочет заметить не достоинства, а все недостатки работы.

КАК АНТОН НОСИК ОСТАВИЛ НАС С… НОСОМ

На мастер-классе «Блогинг и СМИ» собралось довольно много участников, ожидавших появления легендарного топ-блогера и медиадиректора SUP Media Антона Носика. Он появился – но не вживую, а на экране. Видимо, мэтр решил продемонстрировать, что интернет-технологии стали привычной частью жизни журналиста, поэтому делился секретами мастерства, сидя перед Ipadом в Нижнем Новгороде.

Поскольку время на общение с «пингвинами» у Антона было ограничено, он без долгих проволочек стал разъяснять, что в принципе не признает разделение на интернет-журналистику и традиционные СМИ. Ведь очень многие профессиональные журналисты ведут блоги, но не уходят в виртуальную реальность «с концами». Разница лишь в том, что когда они пишут статью в печатное СМИ, они работают на чужого дядю, а когда ведут блог – исключительно для себя, так как пишут о том, что хотят, сколько хотят и когда хотят. Никто им не говорит: «Напиши-ка ты, дружок, 3000 знаков в блог!».

Казалось бы, публикациям в блогах сам бог велел быть наиболее свободными и непредвзятыми. Но Антон предупредил, что не стоит заблуждаться на этот счет. Любая статья в официально зарегистрированном СМИ является «ребенком» профессиональной команды, состоящей не только из автора, но и из редактора, корректора, фактчекера и так далее. А перед тем, как запостить очередную запись в блог, никто не будет проверять правдивость информации, привлекать экспертов и освещать разные точки зрения. Также никто не может гарантировать, что блогеру никто не заплатил, чтобы он осветил определенное событие именно так, а не иначе. Никто ни за что не отвечает – в этом и состоит обратная сторона свободы.

Кроме того, Антон Носик пояснил, почему он отказывается признавать существование интернет-журналистики как таковой. По его словам, грамотно излагать свои мысли, чтобы из «А» следовало «Б», это не профессиональный, а общегуманитарный навык, поэтому у хорошего рассказчика будут читатели и в газете, и в блоге.

- Многие думают, что между новыми медиа и профессиональными СМИ такое же противостояние, как в фильме Горец. Выжить может только один. Это полная чушь!

Антон мог бы еще много чего рассказать, но звонок по скайпа сорвался. Видимо, пока что виртуальная реальность все-таки проигрывает настоящей. К слову, связь пропала в Москве, а не в Нижнем Новгороде, хотя организаторы ожидали, что будет наоборот. Вот тебе и новые технологии!

КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ НА МИТИНГАХ?

Инспектор отдела информационных технологий и взаимодействия со СМИ лейтенант полиции Сергей Рыбалко в рамках мастер-класса «Полицейская пресс-служба: как она работает и как работать с ней» рассказал, в чем суть работы полицейской пресс-службы и дал несколько советов для корреспондентов и фотографов, находящихся на митингах.

«Как начинается рабочий день? Часов в 9 я прихожу на работу и первым делом сажусь за компьютер», - говорит Сергей. «Все самое интересное случается ночью. С самого утра надо мониторить все новостные ленты, сайты газет и телеканалов».

Помимо работы в офисе сотрудники пресс-службы присутствуют на всех мероприятиях, в охране которых задействован ОМОН. Если на митингах задерживают журналистов или блогеров, пресс-служба содействует их освобождению из автозаков и КПЗ. Чтобы не попасть в заключение, нужно следовать нескольким правилам:

- Во-первых, всегда слушайте, что говорят в мегафон, - учит лейтенант. Во-вторых, не лезьте в гущу толпы. Найдите сотрудников пресс-службы, и они покажут вам места, откуда можно сделать хорошие снимки и оградят вас от попыток задержания. И помните, что сотрудники ОМОНа не звери, а такие же люди. Давайте относиться друг к другу по-человечески, и тогда наше сотрудничество будет плодотворным.

КАК И ГДЕ РАБОТАЕТ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

Заместитель главного редактора журнала «ВВП» Дмитрий Бавырин провел мастер-класс «Политическая журналистика в России», на котором рассказал о ее особенностях в сети.

Почти половина населения нашей страны – активные пользователи Интернета. Но большинство из них посещают соцсети, читают новости, смотрят фильмы. Нельзя точно сказать, какой процент этих пользователей интересуется политикой. Напрямую политическая пропаганда в традиционных медиа – газетах, журналах, на радио и ТВ – не работает, но создает эффект присутствия. В Интернете же этого эффекта мало, и агитаторы стараются распространить свое влияние дальше.

- Ошибочно полагать, что в соцсетях политическая агитация эффективна: круг друзей в сетях аналогичен тому, что есть в жизни. Это люди, которые мыслят так же, находятся в той же информационной полярности. Своему сектору человек доверяет и его сложно переубедить информацией извне. Если бы я выбирал друзей по политическим убеждениям, у меня бы их не было, - с улыбкой добавил журналист.

КАК ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ СПЕЦИАЛИСТ В МЕДИАСФЕРЕ

Наталья Чернышова, председатель Союза журналистов Подмосковья, на своем мастер-классе рассказала о конвергенции СМИ и о том, почему современным журналистам приходится так много работать.

В век информационной революции традиционные СМИ теряют свою популярность, и все более востребованными становятся новые медиа. С переходом на цифровую технику многие профессии исчезли: наборщик текстов, макетчик. Все больше обязанностей ложится на плечи корреспондентов. «Меняются требования к журналисту. Он обязан уметь производить мультимедийный продукт для любых платформ», - пояснила Наталья.

В современных редакциях и сбор информации, и текстовый набор, и фотографии, и верстку должен делать один человек. Это значительно экономит средства редакций и позволяет охватить больше информации. По словам Натальи Чернышовой, сегодня в медиасфере нет журналиста как специалиста, есть универсальный работник.

- Мне жаль ребят, которые все время сидят за компьютером и работают сверх нормы. Я работаю в такой организации – Союзе журналистов - как раз для того, чтобы что-то сделать для этих ребят.

КАК ЗАЩИЩАТЬ ПРАВА ЖУРНАЛИСТОВ

Роман Серебряный, советник Председателя Союза журналистов России и координатор молодежных программ СЖР на мастер-классе «О работе профессиональных журналистских организаций» поведал, что главная проблема Российского союза журналистов состоит в том, что он фактически не выполняет свою основную функцию – защиту прав журналистов.

В мировых профессиональных журналистских организациях есть тенденция к разделению на региональные союзы. Это относится, например, к Африке и Европе. Кризис на современном медиарынке обусловлен технологическими проблемами и отношением владельцев СМИ, которые вмешиваются в контент. Для борьбы с этим явлением нужны специальные профессиональные организации. Формально профсоюзы в России есть, но на деле они не работают.

- Если в нашей стране удастся создать профсоюз, то и пресса перестанет быть бизнесом. Надеюсь, такой профсоюз станет центром защиты гласности и будет серьезно заниматься мониторингом нарушений прав журналистов.

КАК ПОПАСТЬ В «ЯЩИК»

На мастер-классе Эдуарда Бергхоффа «Телеведущий: профессия или искусство?» ведущий телеканала «ТНТ» рассказал, в каких амплуа может воплотить свой творческий потенциал журналист-телевизионщик и дал несколько ключевых профессиональных советов.

Эдуард открыл тайну: учиться мастерству нужно на самых непопулярных каналах: «На «России» вы засветите своё лицо! Смотрите как надо и как не надо делать – учитесь на ошибках». Он подчеркнул, что интервью – это фундаментальный кирпич журналистской профессии, то, что помогает стать профессионалом.

- По профессии нужно идти шагами, но если вы почувствовали, что достигли в профессии вершины, не задерживайтесь на ней. Только движение, только вперёд!».

КАК ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ЭЛИТУ

Создатель уникальной типологии авторской колонки, старший преподаватель кафедры международной журналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Инна Тимченко на мастер-классе «Авторская колонка в современных СМИ» поведала, за кем будущее журналистики и как стать брендовым автором.

Инна начала с того, что сегодня читатель скучает по персональному общению с автором. «Не верьте тому, что новостная журналистика востребована больше авторской! Люди сегодня покупают газеты и журналы не ради новостей – их они читают в Интернете».

Кроме того, она рассказала об истории жанра авторская колонка. В начале прошлого столетия российские и американские авторы колонок были способны влиять на мнения элит. Однако в Америке колонка продолжила набирать популярность, а в России на долгие 70 лет вышла из профессионального оборота. Расцвет этого жанра в России начался в середине 90-х и сегодня колонка – один из самых востребованных авторских жанров в отечественной журналистике.

- Яркие авторы-колумнисты – главное конкурентное преимущество газеты или журнала на рынке. Если раньше брендом было само издание, то сегодня абсолютными брендами становятся авторы. Издания нуждаются в колумнистах – именно они привлекают постоянную, верную изданию аудиторию! Мы должны растить поколение Авторов!

КАК СТАТЬ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ЖУРНАЛА

Антон Трубкин, руководитель International Media Agency «Shalom news» на своём мастер-классе «Журналистика и PR-технологии невозможного» провёл курс молодого бойца о том, как с червонцем деревянных в кармане построить свой бизнес, и доказал, что отказавшись от мечты, человек превращается в неудачника.

Антон рассказал, что не обязательно иметь деньги, чтобы организовать собственное дело. «Множество отличных мастеров в разных областях, у которых пока нет репутации профессионалов, готовы работать на вас бесплатно, взамен получая раскрутку. Намного выгоднее работать за гроши, но там, где есть возможность заполучить ценные контакты».

- Призываю всех больше думать о самореализации и меньше о том, что кушать. Да, мамы и бабушки говорят, что иллюзии нужно отбрасывать, и это правильно. Но без самореализации люди чувствуют себя неудачниками! В самом начале карьерного пути нужно, прежде всего, забыть о своих страхах, а не о мечтах. Всегда помните – ничего невозможного нет.

КАК РЕАНИМИРОВАТЬ ЖУРНАЛИСТИКУ

Журналист и член правления Союза журналистов Подмосковья Алексей Сокольский на мастер-классе «Журналистика: жива, умерла или… в реанимации?» поделился своими мыслями о цензуре, современной политике и о том, каким должен быть журналист, чтобы пережить эти нелегкие для профессии времена.

- Многие журналисты сегодня считают, что их дело убили, что их унижают и заставляют обслуживать власть. Я так не считаю, – пояснил Алексей Валерьевич, – как говорится, если больной хочет жить – медицина бессильна. Есть профессионалы, которые пройдут через всё, даже через цензуру. Хороший журналист сможет найти способ донести свои мысли до читателя. Главное - стремиться делать то, что тебе нравится. Тогда мы добьёмся самых больших результатов.

КАК IPHONE И TWITTER ПОМОГУТ СТАТЬ ПРОФИ

Современный корреспондент – это молодой человек или девушка, чаще всего с первого или со второго курса факультета журналистики. Он прекрасно умеет обращаться со всеми девайсами, с диктофоном, с телефоном, камерой, фотоаппаратом, потому что обычно ему приходится писать небольшие заметки. Так считает Екатерина Староверова – интернет-маркетолог «Газеты.ru», которая провела мастер-класс на тему «Современная мультимедийная редакция. Каким должен быть журналист?»

Екатерина заметила, что для профессионального успеха нужно прекрасно знать английский язык и иметь большой пул спикеров. Но самое главное – это интернет.

- Вся журналистика постепенно уходит в глобальную сеть, в приложения для смартфонов и планшетников. Это говорит о том, что очень скоро тиражи печатных изданий окончательно упадут. Если вас нет на Facebook’е, нет на Twitter’е, если вы ещё не начали пользоваться благами всемирной паутины – вы аутсайдер.

КАК СТАТЬ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ЖУРНАЛА

Журналы в формате PDF – распространённое явление на Западе. Сегодня это направление начало широко распространяться и в России. Об этом на мастер-классе «Как создать свой PDF-журнал: взгляд редактора» рассказал Дмитрий Лященко – главный редактор сервиса продвижения творческих проектов «CityCelebrity». Он открыл участникам фестиваля секрет, как создать свой собственный журнал.

Дмитрий пояснил, что принцип работы с таким изданием почти не отличается от выпуска обычного журнала. Нужна хорошая команда умелых разработчиков и интересные идеи.

- Людей привлекает возможность видеть свои материалы в печатных изданиях, но когда я начал заниматься PDF-журналом, я был удивлён тем, что у них возникает та же самая мотивация, чтобы печататься в моём журнале. Это интересный формат, который привлекает сегодня многих.

Москва, фестиваль «Пингвины пера».

команда "Первой линии" - Оксана Ольшевская, Алевтина Никонова,

Анастасия Самойлова, Алена Марченко, Павел Друш

Rating 5 Просмотров: 7374

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

Игорь Кузьмичев: о Ленинграде и андеграунде

20 января в Михайловском замке прошла первая лекция курса «Ленинградский андеграунд. Места и люди», лектором ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.