English

Информационно-образовательный портал

Огюст Роден: «Нагим пришел я»

Анастасия ДУДИНА, 2 июля 2012

В эти дни жители северной столицы своими глазами могут увидеть выставку бронзовых фигур самого известного французского скульптора, открывшуюся 15 июня в Атриуме Комендантского двора Петропавловской крепости в Петербурге. Все желающие могут познакомиться с сорока самыми известными скульптурами мастера, отлитыми в бронзе. Инициаторами выставки Родена в России выступают Патрик Карпентье, Серж Гольденберг и Светлана Рисунова при поддержке fashion-event-агентства PARSADANELLi. На ее организацию потребовалось около пятнадцать лет.

У входа в павильон встречают гостей «Граждане Кале». Чтобы оценить композицию, нужно ее обойти. Шесть знатных жителей французского города, осажденного англичанами в 1347 году – босые, в лохмотьях и с верёвками на шее. Впереди всех гордо и непреклонно шествует Жан д'Эр. Он несёт ключ от родного города. Рядом, склонив голову, идёт старик Эсташ де Сен-Пьер. За его спиной – Андрье д'Андр и Жан ди Фиенн: они в страхе закрыли лицо руками. Рядом ещё одна пара – братья Виссан: преодолевая страх, они решили поддержать и взбодрить устрашившихся – один из братьев, подняв руку, призывает идти вперёд. Эта скульптура не имеет аналогов в истории ваяния. Во-первых, потому что она посвящена побежденным, а не героям. Во-вторых, потому что персонажей шестеро, а не один. Существует двенадцать копий этой скульптуры. На ее сооружение ушло одиннадцать лет.

Здесь же, на улице, выставлен памятник Оноре де Бальзаку. Великий романист шествует закутанный в монашескую рясу, грубый, могучий, подобный скале. «Статуя Бальзака в точности представляет то, как выглядит или должен выглядеть писатель, –пишет Оскар Уальд в воспоминаниях, – падший ангел с львиной головой и в домашнем халате…» Это последняя крупная работа скульптора. Статуя, выставленная в Салоне в 1898, вызвала очередной скандал. Никто не хотел узнавать Бальзака в этом «снежном человеке», «паяце», «чудовище». «Утверждение, что я небрежно выполнил своего Бальзака из-за озорства, – выступал художник в свою защиту, – оскорбление, которое прежде заставило бы меня вскочить от негодования... Если истина должна умереть – последующие поколения разломают на куски моего Бальзака. Если истина не подлежит гибели — я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь...». В последнем Роден оказался прав, хотя потребовалось сорок лет, прежде чем статуя увидела свет.

В основе творческого стиля Родена – глубокое преклонение перед человеческим телом и внутренней правдой, которая, по словам скульптора, просвечивает сквозь внешнюю форму. Эта правда и есть сама красота.

На выставке представлена статуя «Бронзовый век», которая переродилась из «Побежденного, который был выполненной под влиянием Микеланджело. Роден переделал скульптуру, убрав копьё из левой руки раненого воина – и образ мгновенно изменился: это был уже прекрасный юноша – символ пробуждения человечества, в котором, по словам современника запечатлён «...переход от дремоты к жизненной силе, готовой претвориться в движение. Медленный жест пробуждения... должен передать – и самое название статуи на это указывает – первый трепет сознания в молодом человечестве, первую победу разума над животными инстинктами в „доисторические времена"».

В павильоне, подперев голову рукой, сидит «Мыслитель», в мучительном раздумье пытаясь понять законы человеческого бытия. Эта теперь самостоятельная скульптура входила в грандиозный скульптурный образ грехов человеческих, запечатлённых в «Божественной комедии» Данте Алигьери, – «Врата Ада». Художник попытался воплотить всё многообразие человеческого бытия, черту которому подводит смерть.

«Врата Ада» представлены на экспозиции в виде эскизов в эксклюзивном альбоме Гупиль. Многие из них воплотились в самостоятельные образы. Внимание посетителей привлекает «Поцелуй». «Когда я смотрю на два обнявшиеся тела, – пишет Роден, – мне интересны не мужчина и женщина сами по себе, а та новая, третья субстанция, которая порождается этим взаимоотношением двоих и которая без их контакта возникнуть не может»…

Роден любил говорить: «Руки говорят о человеке». Они имеют экспрессивно-символическое значение, поскольку создают жест. Руки поражали воображение Родена: придавая форму идеям, они «становятся настоящим инструментом».

Выставка уже посетила страны Европы и Китай. На этом ее путешествие не заканчивается: порадовав петербуржцев, 15 августа оригиналы второго литья «перекочуют» в московский музей-заповедник «Царицыно».

Как сообщалось ранее, одну из скульптур планировали подарить Петербургу. По словам организаторов, на благотворительном вечера маленький «Мыслитель» был отдан в дар Российской Академии Художеств.

Справка «Первой линии»:

Всемирная промышленная выставка 1900 года в Париже. Мир демонстрировал свои научные, технические и индустриальные достижения, а также успехи в области искусства. Ее символом стала встреча нового, ХХ века. У моста Альма в отдельном павильоне были представлены работы Огюста Родена. Ему было шестьдесят лет, сорок пять из них он отдал скульптуре. Этой выставкой, состоявшей из ста шестидесяти восьми работ, Роден подводит итог своей творческой деятельности.

Rating 0 Просмотров: 7071

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.