После любви – дорога на север!
Виктория ФОМЕНКО, 29 сентября 2012
Какие фильмы конкурса тронули сердца жюри и зрителей, почему кино такое темное и возьмет ли приз единственный российский фильм программы «Я тоже хочу» Алексея Балабанова – такие вопросы волновали собравшихся возле «Авроры» гостей закрытия Санкт-Петербургского Международного Кинофестиваля.
29 сентября большой зал кинотеатра «Аврора» стал точкой притяжения для всех киноманов, кинокритиков и кинематографистов Северной столицы, да и не только. Среди гостей оказались иностранные гости: члены жюри, участники и журналисты. Да и немудрено: в конкурсной программе была представлена всего одна российская картина – работа известного режиссера Алексея Балабанова о поиске счастья в жестоком мире. Кстати, о жестокости картин говорили еще на пресс-конференции, посвященной закрытию фестиваля.
Тогда Эрика Грегор, член жюри, сказала, что фильм должен заставить зрителя думать, плакать и задавать вопросы. Тем не менее, все члены жюри пришли к выводу, что тренд этого кинофестиваля – любовь.
- Все фильмы сделаны с любовью,- отметил Аку Лоухимиес.
- Действительно, кино стало дружелюбным к публике, - добавила Елена Яцура.
Итак, занавес поднят, освещение настроено, двери большого зала раскрылись перед гостями, но никто не спешит занять места. Это естественно, ведь в малом зале непринужденный разговор, смех, а там, в этом огромном помещении с тусклым голубоватым светом, будет торжественное и напряженное молчание. Наконец, в третий раз голос откуда-то сверху пригласил нас пройти в зал, и гостям пришлось подчиниться.
И вот прекрасные звуки фортепиано заставляют зал умолкнуть – началось! Гости на сцене сменяют один другого, каждый что-то говорит, но их мало кто слышит – все ждут. Наконец, главная минута приближается, и приз зрительских симпатий увозит в Финляндию Мика Каурисмяки. Всю прошедшую неделю зрители могли проголосовать за понравившийся фильм, лучшую оценку (4, 81 балла) получает фильм о непростом путешествии «Дорога на север». И снова, как и на закрытии «Послания к человеку», Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков, вручает статуэтку слона, теперь уже фильму «Внутри» режиссера из Турции Зеки Демиркубуза, снятому по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Записки из подполья». «За художественное исследование темной стороны человеческой души», - так Виктор Матизен объясняет выбор гильдии.
Подходит время вручения главных призов – статуэток Санкт-Петербургского Международного Фестиваля. И за лучшую женскую роль награждается Эмили Декен, сыгравшая в фильме бельгийского режиссера Хоакима Лафосса «После любви». А лучшим актером признан Мераб Нинидзе (картина Дито Цинцадзе, долгие годы работающего в Берлине, «Вторжение»). Члены жюри признались, что хотели отдать два приза, так как мужской дуэт Мераба Нинидзе и Бургхарта Клаусснера, пожалуй, лучший дуэт фестиваля. Но регламент позволяет наградить только одного актера, поэтому последний получил лишь специальное упоминание.
И, наконец, подошел момент, которого так ждала российская часть публики – на сцену поднимается Алексей Балабанов. Он – лучший режиссер «за проявление художественной воли и свободы». Гилли Мендель, член жюри, выразила надежду, что когда-нибудь Алексей Балабанов порадует зрителей картиной о самом счастье, а не только о том, как легко его потерять. Мы, зрители, тоже надеемся на светлое продолжение истории, а пока наслаждаемся превосходной режиссерской работой.
Зависший в воздухе вздох, и лучшей картиной названа работа режиссера из Латвии Юриса Пошкуса «Крутая колка», черно-белая работа о сложных человеческих взаимоотношениях в рыбацкой деревушке. Да, будничная жизнь этих героев далеко не так безоблачна, как можно было себе представить.
Награды вручены, организаторы сказали свое прощальное слово, и теперь президент фестиваля Мария Авербах может сказать торжественное «Санкт-Петербургский Международный Кинофестиваль закрыт». А нам остается ждать следующего года и надеяться, что предложение Эрики Грегор о бесплатном проходе на все киносеансы для студентов будет принято.
Пока без комментариев