Из бочки в штопор и обратно
Анна ГУСЕВА, 26 сентября 2012
В конце сентября на аэродроме «Гостилицы», расположенном в Ломоносовском районе Ленинградской области, состоялся всероссийский «Открытый чемпионат Санкт-Петербурга по самолетному спорту». В течение недели, с 17 по 23, профессионалы и пилоты-любители демонстрировали судьям и зрителям своё мастерство. В последний день корреспондент «Первой линии» посетила соревнования, чтобы прочувствовать азарт необычного вида спорта.
На аэродроме в широкий ряд расположились миниатюрные самолеты разных цветов: от темно-зеленого, в стиле милитари, до нежно сиреневого. Оказывается, летательный аппарат невероятно легкий: двое мужчин могут, толкая, закатить его в ангар. Парящий в небе, он представляется стоящему на земле человеку игрушечным. Пилот переворачивает его на 360 градусов, стремительно направляет прямо перпендикулярно земле. Что это за фигуры? Как запомнить их последовательность?
Первую информацию о самолетном спорте и соревнованиях удалось услышать от одного из судей, Владимира. Представитель жюри – настоящий профессионал: увлекается самолетами с 1972 года, окончил летное училище, входил в сборную СССР по самолетному спорту, участвовал в Международных соревнованиях. Он пояснил, что участники выполняют фигуры высшего прямого и обратного пилотажа. Стоит отметить, что участие в соревнованиях, подобных «Открытому чемпионату Санкт-Петербурга по самолетному спорту», выгодно как пилотам, так и судьям: первые получают шанс продемонстрировать уровень своей подготовки, вторые производят предварительный отбор в сборные команды.
Подробнее о пилотажном спорте и выполняемых в небе фигурах рассказал победитель соревнований в лиге ЯК-52 Сергей Гончаров, который отдал самолетному спорту уже четыре года.
- Пилоты обычно выполняют «штопор» (резкое снижение самолета с одновременным вращением), «бочку» (вращение самолета вокруг продольной оси), а еще вертикаль и вращение на вертикали. При выставлении оценок судьи, прежде всего, смотрят на чистоту их исполнения.
Заучивать фигуры не надо. У нас есть специальный пилотажный комплекс, который закрепляется перед пилотом. Он смотрит на него в течение всего полета.
Для меня это хобби, которым я занимаюсь по вечерам и на выходных. Семья во всем поддерживает. Но, конечно, это недешевое увлечение.
И действительно: час обучения на самолете ЯК-52 стоит 12 400 рублей. И это при том, что «эффективнее всего заниматься не менее двух раз в неделю хотя бы по 30 минут, оптимальнее - 3 раза по 50 минут».
В руках у Сергея бумажка – это и есть пилотажный комплекс.
Каждый спортсмен – и любитель, и профессионал – с чего-то начинал. Что представляет собой подготовка новичка к полету? Каким образом пилот приступает к выполнению первой в его жизни фигуры? На эти вопросы ответил администратор аэродрома Гостилицы Игорь Майзель: «Первый полет проходит с инструктором. Кто-то перед этим штудирует теорию (аэродинамику, навигацию и пр.), кто-то, ничего не зная и не понимая, садится и смотрит, как всё выглядит. В любом случае, в процессе обучения инструктор объясняет, где, что и в каком объеме следует изучить. Подготовка к выполнению фигур высшего пилотажа, само собой, имеет смысл только после того, как человек научится просто летать: держать скорость, направление, высоту, хорошо выполнять взлет и посадку и так далее. Затем начинаются полеты в зону для отработки пилотажных комплексов».
Заключительный день соревнований завершился награждением. Победители и призеры традиционно получили медали и кубки, а также памятные знаки и футболки с логотипом чемпионата. По результатам спортсменам были присвоены соответствующие уровню их мастерства спортивные разряды.
Пока без комментариев