Не топчите паркет, господа
Алина КУРПЕЛЬ, 24 октября 2012
24 октября для посетителей открылся Большой зал Агатовых комнат в Царском Селе. БОльшая часть реставрационных работ завершена, но некоторые вопросы по-прежнему остались нерешенными.
Большой зал Агатовых комнат сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Об этом рассказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова: «Как говорил Анатолий Кучумов (искусствовед, хранитель Павловского дворца-музея — прим. ред.), пришедший сюда в 1944 году, сразу после освобождения Пушкина, Большой зал был в ужасающем состоянии. В нем располагался клуб для немецких солдат. Здесь была устроена сцена, а напротив — балкон, опиравшийся на металлические стойки, прибитые прямо к полу».
Изрядно испорченный паркет представляет отдельную художественную ценность. Он был привезен по указанию Екатерины II из особняка Ланского. Ранее паркетные доски достигали нескольких сантиметров в толщину, сегодня — лишь нескольких миллиметров. Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской поделился: «У меня сердце кровью обливается, когда я вижу, как вы, господа, ходите по этому паркету. Сегодня решается вопрос о том, как сохранить его. Возможно, его закроют толстым бронированным стеклом или щитом, повторяющим исторический рисунок».
Не решена и проблема каминов Большого зала. Главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева призналась, что до сих пор непонятно, что же делать с утратой барельефов: «На одном из каминов остались фрагменты клея, показывающие композицию, на другом — лишь насечки на камне. К счастью, в Александровском дворце мы нашли аналогичную каминную доску того же времени. Она дала повод для обдумывания возможности воссоздания танцующих муз и Аполлона».
Не все просто и с живописью. Часть клейм на потолке обсыпалась, часть сохранилась на плафоне. В этом случае производилась консервация живописи, и дополнений никаких не делалось. Восполнялись лишь утерянные фрагменты. По словам Натальи Кудрявцевой, одно из клейм, расположенное над колонной, было в самом разрозненном состоянии, и отреставрировано оно будет позже. Она тотмечает, что лепка на плафонах, а главное оригинальная позолота, сохранилась на 96%, что является большой удачей.
В этой работе реставраторы следовали концепции консервации, важной особенностью которой является сохранение подлинных образцов, созданных при Екатерине II, а не их воссоздание, как в послевоенные годы это происходило в Петербургской реставрационной школе. Владимир Цветнов, директор Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия РФ отмечает: «То, что сегодня представлено Царским Селом — одно из уникальных видений реставрации и проектирования. Примерно то же проделано в Москве в Большом Театре».
ФОТО: Юлия КУЗНЕЦОВА
Пока без комментариев