ИЛЛЮЗИИ ГОЛУБОГО ЭКРАНА
Вера ВАТАМАНУ, 17 апреля 2013
На телеэкране всё идеально. Там всё просчитано и отрепетировано, даже казусы и скандалы. Но никто не думает об этом, когда смотрит ту или иную ТВ-передачу. Мы всё, почему-то, теряем бдительность и верим каждому слову, сказанному человеком с экрана. Во всём виновата иллюзия идеальности.
В коридоре студенческой телестудии оживление. Запись программы начинается через 15 минут, и пока у экспертов есть время на чай, участникам раздают печенье и ириски (которые не разжуёшь до начала). Постоянный эксперт программы «Открытый показ», искусствовед и преподаватель Сергей Ильченко шутит с ведущими, они – студенты четвертого курса – просят послабление на экзамене. Но чайник уже закипел, эксперта зовут на обсуждение плана программы.
Когда в небольшом коридорчике становится слишком тесно, гостей программы провожают в студию. Девушка-организатор просит не садиться на микрофон, который лежит на первом ряду. Это место занято для специального гостя, ждут актёра.
Зрительный зал начинает заполняться. «У нас сегодня небывалый аншлаг», - удивляется парень и предлагает поставить ещё один ряд стульев. Организаторам некуда сложить вещи, девушки кладут сумки на стол под лестницей, но их останавливает оператор – сумки в кадре.
Люди приходят обсудить нашумевший фильм «Анна Каренина» Джо Райта, как зрители приходили в кинотеатры посмотреть не на интерпретацию Льва Толстого, а на новый зарубежный блокбастер и, возможно, на любимую актрису. Но спорить с тем, что это на данный момент самая удачная интерпретация, не хочет никто.
А пока собиралась публика, свои места заняли эксперты и ведущая. Девушка-организатор объяснила гостям специфику работы с микрофоном. Как показала практика, не все её тогда поняли. Операторы регулируют свет, ведущую освещают со всех сторон, и когда разговоры в зале стихают, слышно, как женщина на первом ряду критикует высокие стулья, на которых сидят эксперты.
«Здравствуйте, я Ксения Бунина, и в эфире «Открытый показ», - начинает ведущая. Вторая фраза получилась не так ловко, как первая. Девушка просит прощения и пробует ещё раз. Невидимый голос, напоминающий зал передачи «Что? Где? Когда?», даёт старт. Запись повторяется ещё раз и ещё. На четвёртый неудачный раз зал начинает аплодировать Ксении. В такой момент понимаешь, что и в профессии ведущего есть сложности.
Приходит и приглашённый гость. Высокий молодой парень долго ничего не говорит и в обсуждение не вступает, а потом произносит: «Я актёр, меня зовут Игорь…»
Женщину в первом ряду просят не вставать с места. В течение 15 минут, которые она говорила в микрофон, рассказывая о своём отношении к фильму, оператор снимал её спину. Она обращалась в аудитории, и это было приятно.
В тот вечер много мнений было высказано, но в эфир попадут единицы. Оператор просит зал поаплодировать. Один раз, другой. «А теперь бурные аплодисменты». После, усилие четырех рядов в четыре стула станет иллюзией огромного концертного зала. Люди могут останавливать время, возвращаться в прошлое и выбирать лучшее. Создавать иллюзии. В эфире не будет ни сумок, ни абсурдных реплик, ни шёпота. Всё, что портит картинку, уберут.
Есть что-то натурально несовершенное во всех ошибках, случайностях и казусах на студии. После того, как побываешь на съёмочной площадке, лучше понимаешь наигранность в эфире. Не соглашусь с актёром Игорем и скажу, что Джо Райт сделал очень верный шаг, создав метафорический театр – все мы в нём актёры.
Пока без комментариев