English

Информационно-образовательный портал

Он живой

Анна ИВАНОВА, 30 ноября 2011

UntitledВ конце ноября в Доме Актера им. Станиславского прошла международная конференция «Славомир Мрожек. Польские уроки», приуроченная к премьере пьесы драматурга-абсурдиста, писателя и эссеиста, известного не только в Польше и России, но во всем мире.

Премьера пьесы «Пешком» стала событием, так как она не только ни разу не ставилась на российской сцене, но и была переведена с польского на русский язык только в прошлом году. Поэтому не удивительно, что Карельская гостиная в Доме Актера приняла столько заинтересованных в творчестве драматурга людей.

Встречу вел Семен Яковлевич Спивак, народный артист России, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке, работавший над пьесой Мрожека «Танго», которая на протяжении 17 лет имела колоссальный успех у публики. По словам Спивака, сам автор однажды побывал на его постановке, после чего воскликнул: «Я первый раз увидел «Танго»!» Не сразу поняв подтекст этих слов, его жена пыталась возразить, что писатель видел постановки своей пьесы множество раз.

Некоторые польские гости не смогли обойтись без помощи переводчика, но это нисколько не помешало слушателям на пару часов погрузиться в мир творчества Славомира Мрожека. Каждый чувствовал, насколько театр близок участникам конференции, с каким чувством они рассказывали о своем знакомстве с пьесами драматурга-абсурдиста. Кто-то называл это даже романом, длившимся не один год, и даже не пять лет.

Редко бывает, особенно в литературе, чтобы автор получил широкое признание и успел увидеть свои творения на сцене театра. Мрожек же получил великолепную возможность выразить отношение к пьесе, поставленной по собственному произведению.

- Я был приятно удивлен, увидев, сколько людей интересуется творчеством Славомира Мрожека, - делится с корреспондентом «Первой линии» Юрий Кобец, переводчик, работавший над пьесой «Пешком». И действительно, на встрече присутствовали не только близкие друзья и знакомые участников, но и студенты, просто все желающие, для кого премьера пьесы стала приятным сюрпризом.

- Здорово, когда мы имеем возможность услышать и увидеть тех, кто настолько близок к самому драматургу и способен объективно оценить то, что мы иногда не способны понять, - поделился студент Университета Кино и Телевидения.

Кроме того, по окончанию встречи все желающие были приглашены на генеральную репетицию пьесы «Пешком».

Комментарии:

Барбара Остерлофф, профессор, проректор Театральной академии им. А. Зельверовича (г. Варшава), театровед, театральный критик:

- На первый взгляд кажется, что пьеса «Пешком» очень маленькая, всего два акта. Но самое важное – это увидеть суть, то, что написано между строк, сделать пьесу более концентрированной. Насколько я помню, в постановке Ежи Яроцкого 1981 года в финале пьесы, в самый последний момент над нашими головами появляются маленькие самолетики с красными звездами на крыльях, которые тянут за собой бело-красные флажки. С одной стороны, они напоминают игрушки из детства, но с другой стороны, в них было что-то такое, отчего стыла кровь. Так образы обретают особый экзистенциональный смысл. Об этом можно бесконечно говорить до сегодняшнего дня.

Тут возникает вопрос: почему пьеса Мрожека «Пешком» так редко ставится? Существует мнение, что постановка Ежи Яроцкого имела такой уровень, что другие просто боялись его переступить или же просто к нему не приблизиться. Так бывает, когда шедевры на долгое время отодвигают попытки других художников повторить успех. Я очень хочу увидеть «Пешком» снова на сцене.

Цезары Карпиньски, директор Польского института в Санкт-Петербурге:

- Славомир Мрожек восхищал очень многих людей своим творчеством и своей личностью в России и Советском Союзе. Это, возможно, и стало причиной появления многих интересных спектаклей, хоть и на территории бывшего Союза это не всегда было так просто. Многие из тех, кто присутствует сегодня на конференции, не понаслышке знают, какую цену нужно заплатить за свободу искусства. И я желаю, чтобы это восхищение не пропадало, и оставалось в нас всегда.

Семен Яковлевич Спивак, худ. руководитель Молодежного театра на Фонтанке:

- Имя Славомира Мрожека навеяно действительно огромным уважением и любовью. И, следя за историей культуры, многие помнят, как все мы увлеклись театром абсурда, особенно в 60-е годы. Потом куда-то отошли французские абсурдисты, а для меня остался один Мрожек. Он работает на зрителя, воздействует на публику. Он живой.

Rating 5 Просмотров: 2276

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

В «Мираже» состоялся благотворительный показ фильма «В Арктику»

В партнёрстве с Клиникой коммуникационных проектов СПбГУ и Поморским землячеством в Петербурге 4 апреля состоялся ...

Читать далее ...

«Каждый вызов как лотерея»: фельдшер о трудностях работы в скорой

Врачи скорой помощи – это именно те люди, которых в случае непредвиденной ситуации ждут сильнее всего. На них лежит большая ответственность, ведь именно они самыми первыми приезжают ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.