English

Информационно-образовательный портал

Я ЭТО НЕ ЕМ!

Виктория ФОМЕНКО, 17 июля 2014

Что получится, если две разочаровавшиеся в семье, любви и, главное, в самой жизни женщины окажутся одни на заброшенном острове? А если перенести место действия на сцену Московского Художественного театра имени Чехова? А если одной из них окажется Роза Хайруллина, заслуженная артистка России и Татарстана, лауреат Государственной премии РФ, а также обладательница многочисленных наград, призов и номинаций за свою актерскую деятельность? Получится разговор: о семье, любви, предательстве. О жизни и о смерти. На грани реального. На границе с сумасшествием. Таким видится спектакль «Он в Аргентине», который уже почти два года срывает аплодисменты зала в Чеховском театре.

Позвольте представить - Диана. Вдова. 150 лет отроду. Актриса. Живет… А вот где она живет – неясно. На сцене – запущенный причал, покосившаяся вывеска «База отдыха «Артист», несколько лодок и пустота. В тишину врывается звук, темноту освещает луч прожектора – и появляется бабенка в растянутой кофте, с трехлитровыми бутылями в руках. Нет, это еще не Диана. Диана ведь – существо тонкой душевной организации. Актриса все-таки!

На громкие вопли бабенки Нины из-под причала появляется маленькая рука с цветком в жестянке. Вот она, Диана собственной персоной. Существо, которое «ничего не ест». Почему? Да потому что если неделю не есть и не пить, ты умрешь. А Диане уж очень хочется умереть. За сына, за любовь, да вообще просто так. Потому что она – актриса! А забытая актриса – мертвая актриса.

Что общего у двух таких разных, казалось бы, женщин? Общий дом – умирающий остров, общая давняя тайна, общий возлюбленный (для одной – муж, для другой – любовник) и мысль о смерти. Только вот понимают они смерть по-разному: Нина, человек практичный, любящая мать, сестра, строгая теща, видит только физический аспект смерти. Диана же хочет почувствовать сам процесс умирания, сначала – духовного, затем – физического. Для нее идеальный способ умереть – от голода, тихо лежа в лодке. Тихо, никого не беспокоя, ни о ком не заботясь – вот идеал поведения для бывшей актрисы. При этом идеал, для нее же самой ненавистный. Именно поэтому она носит исключительно броские вечерние наряды.

Во всем этом контексте погибающая база отдыха на становящемся пустынным острове представляется символом умирающих душ героинь. А фраза «Я это не ем!», пронизывающая весь сюжет, приобретает новый смысл – ненависть ко всему реальному и приземленному. Не зря она постоянно звучит по отношению к «земной» Нине от Дианы, представителя сферы духовного. Но вот, под конец спектакля, и Диана «спускается на землю»: после многочисленных отказов выпить она все же пьет. Водку. Правда, закусывает не огурцом, по земному, а цветком. Все тем же – в жестяной банке.

Конечно, до неоэмпириков, вопящих о красоте смерти и бренности жизни, героиням далеко, но призыв стоиков «memento mori» назвать девизом спектакля все же можно, хоть и с натяжкой. За полтора часа просмотра у зрителя не раз возникает стойкое желание подняться и во все горло прокричать: «Так какого черта я вообще живу!»

А кто он – тот, что в Аргентине? Это уже неважно. О нем, близком, но одновременно таком далеком, героини вспоминают только под конец спектакля. Их диалог? Это настоящая дуэль. Дуэль нормального до безобразия и абсурдного до сумасшествия. У такого диалога не может быть завершения. И он не кончается: на сцену опускается занавес, из-за которого выходят актрисы и танцуют кабаре. Вот такой вот абсурд.

Тандем Людмила Петрушевская (сценарист) – Дмитрий Брусникин (режиссер) можно смело назвать удавшимся. Брусникин, последний раз ставивший пьесу в МХТ аж в 1996 («Грозу» Островского), смог прочувствовать человеческое чувство одиночества и потерянности, заложенное в пьесу Людмилой Петрушевской, и выразить его на сцене. И, тем не менее, эта пьеса – пьеса характеров. Причем характеров творческих и ярко выраженных. Как героинь, так и актрис, их роли исполнивших.

Роза Хайруллина давно известна своими характерными ролями в театре и кино. Из последних ее работ в театре – Маша Сидорова и Художник в комедии «Идеальный муж» по мотивам произведений Оскара Уайльда, а также Алексей Федорович и Лизавета в «Карамазовых», обе постановки – в Московском Художественном. За роль же Дианы Роза Хайруллина в 2013 году получила премию Олега Табакова. Из ее фильмографии – картины «Орда» (за которую актриса получила «Золотую маску» и «Нику»), «Пепел» и «Чемпионы» под режиссурой Дмитрия Дюжева.

Юлия Чебакова – личность менее известная, но в последние годы все более востребованная: в ее театральной копилке – роли волевых и сильных женщин в «Мещанах» (Цветаева), «Кабале святош» (Мариэтта Риваль), «Господах Головлевых» (Евпраксеюшка), на телеэкране – работа в телевизионных проектах.

И все же первоначальный состав спектакля полностью отличался от состава нынешнего. В постановке должна была принять участие Марина Голуб (в роли Нины), заслуженная артистка России и обладательница Ордена Дружбы, но в 2012 году, вскоре после начала предпремьерных просмотров спектакля, она погибла в автокатастрофе. Роль Дианы собиралась сыграть Ия Саввина, народная артистка СССР и лауреат Государственной премии СССР. Для нее эта роль тоже оказалась последней. Как сложилась бы судьба тандема Голуб-Саввина: возможно, постановка стала бы немного более?.. Более яркой, чувственной, эмоциональной, живой… Или соседство двух столь неординарных личностей стерло бы ту самую тонкую линию между реальностью и абсурдом, благодаря которой зритель все еще может эти абсолюты отличать? Все-таки не зря Людмила Петрушевская позиционировала сюжет пьесы как трагикомедию – жанр, стремящийся показать относительность всех критериев восприятия действительности.

Rating 0 Просмотров: 5760

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.