English

Информационно-образовательный портал

СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Марат ШАБАЕВ, 31 июля 2014

31 июля в российский прокат вышел новый фильм Джонатана Глейзера.

Несколько раз в год, а иногда всего лишь раз в несколько лет выходит фильм, который полностью подтверждает тезис, что кино – это действительно искусство, несмотря на существование пошлых комедий и боевиков с давно отжившими своё героями.

В этом году у нас есть «Побудь в моей шкуре» (не самый лучший перевод оригинального «Under the skin»). Фактически фильм можно было посмотреть и в прошлом году – на Венецианском фестивале в начале сентября, где его приняли неоднозначно.

Режиссер Джонатан Глейзер за 13 лет в кинематографе снял всего три фильма. Первый из них был достаточно прост: история о том, как завязавший с темными «делишками» и отрастивший пузо лондонский гангстер под давлением своего инфернального подельника вынужден вернуться ради последнего дела. Конечно, присутствовали и откровенно психоделические моменты в духе Дэвида Линча, но в целом кино было достаточно традиционным хотя бы по форме повествования.

«Рождение», второй фильм постановщика, был освистан в той же самой Венеции за претенциозность, хотя и был неплохой историей о взаимоотношениях Николь Кидман и ее переродившегося (хотя однозначного подтверждения этому Глейзер так и не даст) мужа в теле 10-летнего мальчика. Уже тогда стала понятна одна из ключевых «фишек» режиссера – снимать так ирреально, будто все это происходит во сне. Можно вспомнить фразу, которую произносит героиня Тильды Суинтон в «Пределах контроля» Джима Джармуша: «Самые лучшие фильмы – словно сновидения, насчет которых вы не уверены, были они или нет».

В основе третьего фильма Глейзера лежит роман Мишеля Фабера, вот только из сатирической книжки с вегетарианским посылом он лепит свою историю, почти отказываясь от конкретики оригинала, рисует своё метафизическое полотно, которое можно интерпретировать по-разному.

Главное действующее лицо «Побудь в моей шкуре» – особь явно неземного происхождения, которую Скарлетт Йоханссон. Одетая как дама легкого поведения героиня колесит в своем фургончике по Глазго, соблазняя мужчин и заманивая их в свое укромное логово. Отчужденная и безжизненная шотландская действительность служит фоном прекрасной игры Скарлетт Йоханссон, и это одна из лучших ее ролей. Кстати, большинство прохожих в фильме – действительно случайные люди, съемки из фургона велись с помощью скрытой камеры.

Первая половина картины рутинна и напоминает хорошо отлаженный механизм, который, однако, начинает приедаться. Йоханссон колесит по улицам Глазго в поисках мужчины, находит его, привозит к себе, где тот застревает, как оса в черном межгалактическом варенье. Сцена, когда очередная жертва, скидывая всю одежду, шагает в абсолютной космической пустоте и постепенно погружается с головой в вязкую нефтеообразную субстанцию, достойна всяческих похвал и раскрытых от изумления ртов. Кажется, так красиво с родом людским не расправлялся никто – и тут я имею в виду как пришельцев, так и режиссеров.

Но потом эта отлаженная машина даёт сбой – как-то раз она подбирает на улице парня, страдающего деформирующим лицо недугом, который напоминает линчевского человека-слона. Он единственный, кого Черная вдова отпустит обратно из своих затягивающих сетей. После этого она будет долго смотреть в пыльное зеркало, пытаясь заглянуть в глубину как будто бы своих, но на деле чужих человеческих глаз. Правда, этот «счастливчик» все равно не протянет долго: один из подельников Йоханссон – молчаливый мотоциклист, вполне возможно, тоже неземного происхождения, засунет его в багажник, а потом вместе со своими внешне неотличимыми коллегами отправится на поиски беглянки.

Если говорить о визуальной стороне, мало кто сможет отрицать привлекательность и темную мощную силу стиля Глейзера. Многие критики сравнили его не только с вышеупомянутым Линчем, но и Стэнли Кубриком. И здесь правда на их стороне. Некоторые моменты фильма отчетливо вызывают в памяти сцены из «Космической Одиссеи» великого режиссера-перфекциониста. Но если «Одиссея» своими техническим приёмами и визуальным рядом подчеркивает, сколько человечеству еще предстоит сделать, то «Побудь в моей шкуре» скорее рассказывает о том, как в принципе трудно быть кем-то другим. Кстати, еще о влиянии Кубрика: можно вспомнить хотя бы видео на песню «The Universal» группы Blur, который снимал как раз Глейзер (до своей карьеры кинематографиста, он был известным клипмейкером). В нем Дэймон Албарн и его банда выглядят точь-в-точь как Алекс из «Заводного апельсина».

Впрочем, некоторые критики были недовольны стилем режиссера. Кому-то не понравилась эта гремучая смесь видеоарта и кинематографа, под тревожную музыку и с минимальным присутствием речи.

Других может возмутить то, что фильм не объясняет ничего – ни того, кто таинственная дама, с какой она планеты, что происходит с человеческими телами, кто те парни на мотоциклах. К таким людям может возникнуть только встречный вопрос: а почему кино должно что-то объяснять? Никто никому ничего не должен, а уж искусство – тем более, особенно, когда речь идет об абстрактных и метафоричных картинах.

Ведь «Побудь в моей шкуре» – это вовсе не sci-fi о том, как космические захватчики разделывают человеческие тела на инопланетные бургеры, в этом главное отличие от книжного первоисточника. Это, скорее, тонкая история об одиночестве и невозможности быть в чьей-то шкуре, как бы привлекательно это ни было.

Хотя вполне возможно, что фильм совсем не об этом, а о чем-то другом. Правда, это совсем не пугает.

фотографии с сайта imdb.com

Rating 5 Просмотров: 5978

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.