English

Информационно-образовательный портал

ЧУДЕСА НА ВОДЕ

Марина ЛУПУЛЕНКО, 12 августа 2014

Этим летом в городе открылся новый частный музей, в котором воссоздали исторический Петербург, не доступный фотообъективам современных туристов.

«Петербург представляет уму двойственное зрелище: здесь в одно время встречаешь просвещение и варварство, следы X и XVIII веков, Азию и Европу, скифов и европейцев, блестящее гордое дворянство и невежественную толпу. С одной стороны — модные наряды, богатые одежды, роскошные пиры, великолепные торжества, зрелища, подобные тем, которые увеселяют избранное общество Парижа и Лондона; с другой — купцы в азиатской одежде, извозчики, слуги и мужики в овчинных тулупах, с длинными бородами, с меховыми шапками и рукавицами и иногда с топорами, заткнутыми за ременными поясами». Так писал в своих записках о пребывании в России в царствование Екатерины Второй французский историк и дипломат Граф Луи Филипп де Сегюр.

Ничего не изменилось с той поры, только масштаб поменьше - 1:87, да и окрестности сместились с привычных мест на шестой этаж ТРК "Адмирал", который находится над вестибюлем станции метро "Адмиралтейская". Именно там расположилась уникальная экспозиция – исторический театр-макет «Петровская Акватория».

Ключевая тема экспозиции - это Петербург и становление российского флота. За ее основу был взят период первой половины XVIII века, именно эта эпоха ознаменовалось рассветом Российской империи, ее научной и культурной жизни, бурным ростом внешних связей, как рассказала маркетолог экспозиции Полина Ушевая.

«Петровская акватория» - это развлекательно-образовательный объект. Макет является интерактивным, по всему периметру расставлены кнопки. Нажимая на них можно управлять фигурками, которые двигаются, изображая разные сцены из жизни горожан в XVIII веке. Создатели макета сделали акцент на исторической достоверности, создавая его по архивным документам, чертежам и гравюрам. Согласно планам градостроительства того времени макет поделен на части. В акватории Невы и Финского залива находится Стрелка Васильевского острова без ростральных колонн, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Петергоф, Кронштадт, усадьба Меньшикова вместо СПбГУ, первый петербургский порт, Ораниенбаум, Петерштадт - дворец Петра III, Тучков буян во время пожара и канал возле него, который сейчас засыпан, осенью можно будет увидеть затопленную Новую Голландию.

На площади в 500 квадратных метров меняются времена года, ночи и дни, а в окнах домов и дворцов загораются свечи. Жизнь крошечных фигурок персонажей наполнена историческими событиями. Это заключение Ништадского мира и шутовская свадьба в ледяном доме Анны Иоанновны, военные учения Петра III и сражения, светские балы с придворными музыкантами, обыденная жизнь и работа крестьян на пашне, и многое другое. Также можно понаблюдать за работой лесоруба, за движением кораблей под парусами, увидеть крошечные работающие фонтаны Петергофа. Прогуливаются по улицам столицы и диковинные для той поры слоны. В скором времени с грохотом и дымом будут разыгрываться исторические водные сражения.

Всего в экспозиции представлено 25000 персонажей. Самые узнаваемые среди них - это Пётр I и Пётр III, императрицы Елизавета и Екатерина II, архитекторы Доменико Трезини и Бартоломео Растрелли, первый генерал-губернатор Петербурга Александр Меньшиков. «У нас на макете можно наглядно увидеть историю того, чего уже нет», говорят организаторы.

Стоимость макета – 5 миллионов долларов. Идея принадлежит совладельцам деревообрабатывающей компании "Арт-дек Арт" Александру Рубину и Игорю Равичу. Инвестором проекта выступил предприниматель Михаил Мирилашвили. Художественный руководитель проекта – известный архитектор и художник Григорий Михайлов.

Особенность макета в том, что в аналогичных проектах не существует обычной воды, как правило, ее заменяют гелем или силиконом, здесь же используется живая вода в объеме 20 тонн. С самого начала возникли вопросы, каким образом предотвратить её пагубное влияние на элементы макета, застой и гниение, чтобы организовать движение кораблей по ней. Группа инженеров, работавших над проектом, во главе с главным инженером театра-музея «Петровская акватория» Дмитрием Курашовым решила эту проблему и разработала систему движения кораблей по настоящей воде непосредственно на макете. Это запатентованные секретные разработки, связанные с электромагнитными катушками.

С их помощью по заданной траектории также движутся фигурки на макете, под которым находится магнит. Система разработана так, чтобы детали не сталкивались, а при сближении притормаживали. В каждую фигурку вмонтирован чип, с помощью которого она отслеживается на компьютерах. Многие фигуры статичные, некоторые движутся только частично. Например, в сценке в верхнем парке Петергофа, где проводится концерт, у музыкантов работают только руки, а они очень маленькие.

Фигурки заказывались в Германии, но раскрашивались уже вручную. Корабли сделаны по настоящим чертежам XVIII века. Разные детали макета изготовлены с использованием лазерной резки и гравировки, 3D-печати и 3D-фрезеровки, но в финале всегда применялась ручная обработка.

Под макетом находится большое количество проводов, с которыми работают инженеры, заезжая под макетное пространство. Провода относятся, например, к сложной системе подсветки макета. Для того, чтобы создать эффект мерцания свечей, к каждому окошку проводится свой светодиод, поэтому свет в окнах мерцает, загорается и гаснет постепенно.

- Жители Санкт-Петербурга - люди патриотичные, очень любят свой город, даже те из них, кто изучает его историю, смотрят наш макет в миниатюре и удивляются некоторым его элементам. Проект интересен как для простых обывателей, так и для историков, студентов, школьников и туристов, которые еще не везде побывали, а тут пришли и увидели весь город с птичьего полета.

Проектом занимается организация "Масштаб Плюс" - это мастерская, где работают специалисты макетчики-профессионалы, а также подрабатывают студенты. Предлагаем студентам СПбГУ, в особенности историческому факультету, поработать вместе с нами над проектом "Петровская акватория".

В скором времени стартует серия мастер-классов, где желающие смогут научиться мастерить деревья из проволоки, железных губок, клея и присыпки. Также будет действовать специальная зона, где желающие смогут брать в руки и даже пробовать на вкус некоторые экспонаты.

Исторический театр-макет "Петровская Акватория" работает в тестовом режиме. Посещение экспозиции сейчас возможно как с экскурсоводом, так и в режиме свободного посещения.

Куратор проекта Григорий Михайлов пояснил, что основной проблемой стала нехватка информации об историческом периоде.

- Особенно затруднительно было с первыми двумя десятилетиям, на протяжении которых город еще был хаотичным, а постройки – временными. Тогда людям нужно было жилье лишь на время работы, многие избушки и шалаши потом ломали, передвигали, данных о них осталось крайне мало, но это время дает пищу для больших фантазий.

Получить всю информацию о Петербурге за XVIII век одном архиве невозможно. Создание макета начали с Петерштадта, научная реконструкция которого была сделана ранее. Петерштадт в начале XIX века почти весь разобрали, остался только дворец и почетные ворота. Тогда создатели макета обратились за помощью по документации в ГМЗ «Петергоф», где им предоставили нужные архивные материалы, чем ускорили работу. После чего Эрмитаж предоставил документацию по дворцу Меншикова. Так, по крупицам добывали важную информацию для будущего интерактивного проекта.

Но теперь даже за 40 минут стандартной экскурсии невозможно рассказать обо всех находках сразу, разве что скороговоркой обозначить интересные детали об одной архитектуре, или об одежде, или о персонажах, или о том, какие события происходят в сценках на макете.

Слово театр в названии имеет ключевое значение, рассказывает Михайлов. Когда начался процесс изготовления домов, необходимо было придумать персонажи и сценарии к ним. Так к проекту подключились и сценаристы, и звукорежиссеры, которые создали панорамный звук. Во время осмотра экспозиции можно услышать, например, лай собак, стук молотков, шум, музыку и многое другое. Название театр-макет возникло еще по одной причине - театр появился в России при Петре I. Это определение также позволило сочинять какие-то сцены, склеивать наиболее интересные моменты.

- Сейчас я уже с удивлением оглядываюсь назад и смотрю, как много мы сделали за полтора года, ведь на такие макеты за рубежом уходит больше пяти лет, и они продолжают строиться и совершенствоваться.

Фото автора

Rating 5 Просмотров: 6466

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.