Информационно-образовательный портал
Всегда на Первой
22 сентября 2017 г.
РУССКИЙ МУЗЕЙ ПРИГЛАШАЕТ К ОБЕДУ

«Что у нас сегодня на обед?» - в моей семье это нередкий вопрос утром выходного дня. Солнце еще только лениво поворачивается, глаза не разомкнулись во всю свою ширь, а мы начинаем думать о яствах и кушаньях. Потому что сегодня выходной, а значит, есть время или время есть, и обед должен быть какой-нибудь эдакий.

Вы не заметили одно культурное противоречие? Жизнь в двадцать первом веке становится быстрее и быстрее. Говорят, у человека нет времени не только на то, чтобы готовить, но даже и на то, чтобы есть. На помощь приходит фаст фуд, и прочие технические приспособления, упрощающие и ускоряющие процесс приготовления пищи. Казалось бы, чревоугоднические наслаждения должны кануть в . Смерть гурманам!

Но как бы ни так. Страсть и интерес к еде никто не отменял. Подтверждений тому множество. Вы когда-нибудь считали, сколько кулинарных телешоу существует на российском ТВ? Или сколько кулинарных сообществ в соцсетях. Я вот насчитала 26 тысяч групп, посвященных еде, рецептам и кулинарии. А кулинарные книги, кулинарные журналы, кулинарные колонки. Если уж вы приготовили что-то необычное, первым делом бежите за , и пускай домочадцы уже размахивают в воздухе ножами и вилками – главное запечатлеть с пылу с жару и поведать об этом миру.

Еда прочно засела в чашу современной культуры. Поэтому выставка «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского Музея» - явление очень своевременное, это своего рода гастрономическая кульминация, торжество кулинарии. Столь масштабных экспозиций посвященных теме еды в России еще было. Здесь собраны более 200 работ из коллекции «Русского музея», галерей и частных собраний: живопись, графика, скульптуры, декоративно-прикладное искусство и фотографии. По словам организаторов выставки, этот проект – словно большая кулинарная книга, каждая страница которой – уникальный рецепт, рассказывающий не только о блюдах, но и об истории и основных тенденциях развития застольных мотивов начиная с 18 века.

Перед посещением выставки рекомендую плотно пообедать. Потому что попадая в музей, понимаешь, что организаторы явно поскромничали, назвав выставку «Приглашение к обеду». Здесь представлен не только обед, не только завтрак и ужин – здесь настоящий пир на весь мир, а ты ходишь по залам и голодно озираешься.

Любая (ну или почти любая) еда начинается с посуды. Выставка открывается экспозицией уникальной деревянной посуды 17-19 веков: тарелки, кувшины, ковши – скромные предметы быта крестьянского сословия. Чуть дальше – уже предметы императорского обихода. Длинный стол с накрахмаленной скатертью сервирован «Арабесковым» сервизом, подаренным Екатерине II в 17 веке на двадцатилетнюю годовщину ее правления. Затем следует «Гурьевский сервиз», создававшийся в 1809-1820 годах на Императорском фарфоровом заводе и отражающий идеалы классицизма. Ясность и гармоничность пропорций, чёткий силуэт и стройность форм всех изделий сочетаются с разнообразным ампирным орнаментом, росписью тарелок и других предметов.

Тема посуда на этом не исчерпывается. Далее, в зале, отведенном работам современных мастеров, расставлены тарелки, которым уже не требуется наполнение. Яркие овощи, фрукты, бутерброды и прочая снедь нарисованы так, что настоящая еда в этой посуде будет явно лишней.

Вслед за посудой открывается ядро выставки – живопись. Стоит оговориться, что в России изображение трапез, застолий и тем более натюрмортов с едой началось значительно позже, чем в Европе. Связано это, прежде всего, с тем, что еда в русской культуре не занимала столь почтенного места. Древняя, исконно русская кухня не отличалась особым разнообразием. Первое подобие поваренной книги было составлено в 1547 году и содержало не рецепты, а перепись русских блюд. К слову, во Франции книга рецептов (между прочим, первая в мире) появилась уже в 14 веке. Именно под влиянием французской культуры, в 18 веке в России еда из природной, скорее физиологической потребности перекочевала в культурный слой жизни. А моду на изображение пиршеств и застолий положили голландцы в 17 веке. Так, например, в голландской живописи существовало даже целое гастрономическое направление - ontbijtjes, так называемые «натюрморты-завтраки». Русские художники подхватили кулинарную лихорадку спустя более сотни лет.

На выставке представлены классические работы Ивана Хруцкого, Вячеслава Шварца, Андрея Попова, Бориса Кустодиева и других. Сельские трапезы, торжественные застолья, академические натюрморты, ломящиеся от угощений. Но это нам привычно. Все это мы уже видели: в учебниках, энциклопедиях, музеях. Сюрпризы начинаются дальше – там, где картины и инсталляции современных художников. После классических сюжетов, без намека и предупреждения вы попадаете в отдел… мяса. Да-да. Представьте: белые стены зала, а на них полотна: черный фон на нем ярко красные куски, настолько свежие, что, кажется, кровь еще стекает. Первыми в глаза бросаются работы Игоря Пестова, питающего теплые чувства к мясорубке. На черном фоне довольно крупного холста изображен мясорубочный винт, а на нем – прокрученное мясо. Название картины кричащий парадокс - «Нежность». Вторая его работа – это уже два винта и мясо более красное - «Любовь».

Тут еще много мясных картин, все они сначала шокируют, потом вызывают восхищение. Все они выполнены в разной технике: масло, темпера, даже проволока. По-разному трактуется образ мясника. Например, на картине Николая Копейкина это суровый человек на фоне подвешенных туш с топором в руках. «Кто не спрятался, я не виноват» - гласит название.

Следующий зал – запеченная птица. После сырого мяса словно теряешь чувствительность и способность удивляться. Однако сделанная из кусков черной резины курица Владимира Козина, подвешенная прямо к потолк, заставляет обернуться. Гастрономические представления за последние сто лет сильно изменились.

Проходя по следующим залам, вновь теряешь голову: духовная, пусть даже действительно пища, на пустой желудок не идет. Со стен свисают овощи, бутерброды, салаты…Что у нас тут? Гранатовые зерна из керамики (величиной с небольшую дыню). Скульптура зеленый горошек, где каждая горошина - голова с жуткой улыбкой. Затем фрукты.

- Какой арбуз желаете, мсье? Деревянный? – он там, слева. Или керамический – правее.

Стеклянные яблоки, огромный огурец, засоленный в аквариуме. Гигантские карамельные петушки на палочке. Целая комнатка посвящена бутерброду: здесь и его кирпичный аналог, и ансамбль из восьми разных видов бутербродов и фотографии чего-то в рта в предвкушении черной икры.

Еще одна интересная деталь выставки – это рецепты, развешанные на стенах. Например, кислые щи, блины, судак запеченный... Пока я ходила и облизывалась, обнаружила какое-то изысканное блюдо из миндаля, настолько изысканное, что разобрать его название в блокноте уже не представляется возможным.

Глядя на работы современных художников, замечаешь главную тенденцию: еда становится проще. Здесь нет изощренных блюд, какие можно встретить на классических полотнах. Здесь все по отдельности: если лук, то только лук, если яблоко, то яблоко. Яйцо, хлеб. Не важно ЧТО, важно КАК. Пусть изображается простая яичница, но жарится она на проигрывателе – пластинка вертится по кругу, словно сковорода, пародируя щелканье кипящего масла. В мире формы содержание уходит на второй план. И так во всем. Искусство XXI века – это торжество форм.

- Ну что, пообедаем, пойдем? – спросила меня подружка на выходе из музея.

И мы помчались, потому что искусство, особенно кулинарное, разжигает дикий аппетит!

Варвара ШЕСТАКОВА | 5 декабря 2013
 просмотров: 383 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Cобытия
1 сентября студенческие билеты получили первокурсники бакалавриата и магистратуры института ...
Люди
Геолог и путешественник Сергей Демченко рассказал "Первой линии" о своих таёжных приключениях ...
Город
Четвероногие врачи несут службу в петербургском центре «Романтики» для детей с расстройством ...
Хай-тек
Откровенный разговор с астрофизиком о Боге, фантазии, душе и жизни после смерти ...