Информационно-образовательный портал
Всегда на Первой
18 ноября 2017 г.
ГЕОГРАФ В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ

Счастье за не горами. Или за горами? Монумент из красных букв на фоне реки становится условным лейтмотивом всего фильма «Географ глобус пропил», экранизации одноименного романа Алексея Иванова.

Последний киногод оказался плодовит именно экранизациями. Сначала американская версия толстовской «Анны Карениной», затем «Великий Гетсби» Фитцджеральда, далее – «Пена дней» Бориса Виана. И, наконец, «Географ глобус пропил». Хотя, конечно, вряд ли этот фильм можно ставить в один ряд с западными попытками перенести литературу на экран.

Экранизация – это всегда сложная работа, потому что одна-единственная книга порождает сотню трактовок. В случае с Толстым и Фитцджеральдом именно из-за этого и не задалось: чрезмерно модерновый взгляд режиссеров пришелся по вкусу далеко не всем.

Экранизировать «Географа», возможно, оказалось проще не только из-за чистого реализма, представленного в романе, но и из-за того, что время действия в книге еще пока что очень близко к нам – роман был написан в 1995 году. Создатели фильма, во главе с режиссером Александром Велединским, просто очень внимательно и вдумчиво прочитали роман.

В фильме действие перенесено в настоящее время. Когда я шла смотреть это кино, я думала: как же так, ведь человек 90-х и человек современный – это совершенно разные люди. Да и жизнь за эти 18 лет сильно изменилась. Но я ошиблась. В больших городах, в Москве, в Петербурге, жизнь изменилась. В глубинке, в городке пермского края, как и в любом другом уголке, удаленном от центра, жизнь осталась прежней. Она словно остановилась, сбавила ход. Все те же унылые многоквартирные дома, все те же серые улицы и тоскливые интерьеры, и все та же могучая девственная природа. На современность укалывают лишь и машины последних моделей. И человек тоже как будто бы не изменился. Многие писали, что «Географ глобус пропил» демонстрирует нам образ героя нашего времени. Но скажите, какой же это герой нашего времени? Наши «герои» сидят в мегаполисах, в офисах. И счастье их измеряется шелестом, но совсем не палой листвы. Наш «герой» современности обращен на запад. И в этом его глубочайшая ошибка. Да и весь российский кинематограф последние годы пытался встать с колен, следуя западной традиции: либо искусственные блокбастеры, переполненные спецэффектами и компьютерной графикой, либо тупейшие комедии на американский манер. Сила фильма «Географ глобус пропил» как раз в том, что здесь нет ни капли Запада. Здесь даже не то чтобы Россия. Здесь Русь. Чистая. Самобытная и самодостаточная. И главный герой здесь абсолютно не супергерой. И не герой нашего времени, нет, это герой вне времени. И герой здесь самый что ни есть русский. С самой что ни есть русской душой. Мечущейся, надеющейся, чистой. Служкиным не мог быть француз, не мог быть англичанин и, тем более, американец. В нем – воплощение русского духа, в чем-то сильного, в чем-то слабого. Но обязательно доброго и честного.

Именно эта непохожесть стала залогом успеха фильма как на российских кинофестивалях, так и за рубежом. Именно на такую Россию интересно посмотреть иностранному зрителю. Именно на такую Россию интересно посмотреть даже нам, жителям крупных русских городов. Завораживающие холодные пейзажи, густые шапки лесов, стремительные реки. Здесь стоит отдать должное мастерству Алексея Иванова: в романе он сумел настолько четко прорисовать словом природу, что во время просмотра фильма ты понимаешь: да, именно так я себе все и представлял, точь-в-точь!

Наряду с дикой природой атмосферу в фильме создает музыка. Народные напевы, кобыз, от которого мурашки разбегаются по телу так, словно ты сам только что выбежал из холодной реки.

Музыка и природа отражают внутренние стенания главного героя, великолепно переданного Константином Хабенским. Виктор Служкин, наверное, – одна из лучших ролей Хабенского. Кажется даже, как будто Алексей Иванов списывал образ географа с самого Хабенского. А роль это сложная – потерянный, потерявшийся человек в поисках счастья, которое то ли за горами, то ли совсем рядом. Потому что в этой жизни, непредсказуемой и несправедливой есть только один выход: «Постараться быть счастливой» - как объясняет своей ученице сам Служкин.

Город, в котором живут герои – словно маленький мир. Мир, где все друг друга знают и все друг с другом связаны, где бывшие одноклассники перемешиваются, словно колода карт. Главный герой, географ, пьет, балагурит с друзьями. Жизнь его словно несет по течению. И он плывет по этому течению, но не до конца, иногда включая здравый смысл и притормаживая. Алкоголь здесь, наверное, лишь способ забыться, на время уйти. От безденежья. От жены, которая не любит. От сложных нахальных подростков. От женщин. От ученицы Маши, становящейся единственным настоящим лучом света. Он пьет, но это не делает его менее притягательным.

Фильм, так же как и книга, условно разделен на две части: город и поход. Учитель географии отправляется в поход с учениками, словно в поход за счастьем. Поход очень символичен. Опасность, быстрая река – нас всех завораживают крутые пороги. Жизнь периодически подбрасывает, предлагает поменять русло. Но мы возвращаемся к спокойному, тихому бытованию. К такой жизни и возвращается Служкин. Он не стал ничего менять. Он не взял Машу, хоть та явно желала этого (в книге это представлено более явно) и даже обиделась. Не взял, потому что был уверен: только так будет правильно.

Он возвращается к тому с чего начал: нет денег, нет работы. Снова балкон. Жизнь сомкнулась в кольцо. Хождение по кругу. И что дальше – совсем неизвестно. Герой оказывается полностью потерян и во времени и в пространстве одиночества и непонимания… Для него было важно не стать залогом чьего-то счастья. А он стал. «А что важно, пап», - спрашивает в конце фильма маленькая дочь. «Важно сейчас покурить, а нету…» .

Фильм оказался менее драматичный, чем книга. Во-первых, создатели фильма несколько изменили концовку: Служкина выдворяют из школы не из-за отношений (пусть и платонических) с Машей, как это было в романе, а из-за «плохого поведения». Коварные школьники смастерили великолепный клип «Его посадят за мертвых детей» с балагуром Служкиным в главной роли, который потом увидит завуч. Ну и во-вторых, добавили изрядную долю юмора, так, что в некоторых моментах «Географ» вполне тянет на комедию.

Притягиваю внимание и многочисленные детали: портрет Doors на двери в квартире Служкина – что это, свобода, бунт? Стрелка на колготках учительницы немецкого, приковавшая взгляд Служкина во время скучного педсовета. А как фигурно вылетает карамелька изо рта жены Служкина, Нади, когда та испытывает очередной приток ярости и негодования. Елена Лядовая, исполнившая эту роль – выше всех похвал. Сыграть вечно раздраженную, на грани срыва, Надю, не переигрывая, довольно сложно. Российское кино последних лет вообще страдало от переигрывания. Смотришь фильмы, и постоянно просыпается станиславское «НЕ ВЕРЮ!». А тут веришь, всему, каждому слову. И не известно найдет ли когда-нибудь географ свое счастье, но у зрителя точно просыпается счастливая надежда: кажется, российское кино тоже может быть стоящим.

Варвара ШЕСТАКОВА | 12 ноября 2013
 просмотров: 453 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Cобытия
Cобытия
В день 100-летия Октябрьской революции легендарный ...
Люди
ЛюдиВ честь 100-летия Октябрьской революции корреспондент «Первой линии» совершила путешествие с ...
Город
ГородПоднимаюсь по лестнице на факультете журналистики и по пути встречаю знакомых. Кому-то ...
Хай-тек
Хай-текИгорь Гришечкин – концепт-шеф ресторана CoCoCo, принадлежащего Матильде и Сергею Шнуровым. За ...