Информационно-образовательный портал
Всегда на Первой
21 ноября 2017 г.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАБЕГ

Корреспондент «Первой линии» поучаствовал в Театральном импровизационном марафоне «Продукт 24» в рамках театральной лаборатории Галины Ждановой на Васильевском острове. На целые сутки двенадцать актёров и их зрители слились в едином порыве творческой импровизации.

За дверью с обманчивой табличкой «экстренный выход» проходят последние приготовления к премьере. Здесь пока не так уж много людей: несколько сосредоточенных и немного напряжённых перед премьерным показом участников марафона и окружённая журналистами виновник торжества – очаровательная Галина Жданова, режиссёр и идейный вдохновитель мероприятия. Закончив заниматься с прессой, она весело восклицает «Вот она слава!» и заверяет собравшихся, что ждать осталось недолго.

В зале можно заметить прозрачную чашу для пожертвований в фонд развития театра, чем-то напоминающую аквариум, и куда более громоздкий сосуд, на столе напротив, где принимают деньги для помощи бездомным Санкт-Петербурга. За вход на мероприятие нужно было также заплатить 500 рублей. «Такое представление для России - роскошь, в Германии подобное стоит значительно дороже»,- рассказывает медиа-консультант Ксения Журавлёва.

Наконец нас приглашают войти. Но перед этим, по всем правилам хорошего тона, необходимо разуться, выбрав себе специальные тапочки вместо обуви, которую придётся оставить на специальном стеллаже. Здесь же, за дверью находятся туфли, берцы и кеды участников «Продукта 24», уже щеголяющих по залу босяком. Провозившись какое-то время с ботинками, я одним из последних захожу в студию, которая и является главным местом действия.

Это довольно просторное помещение в зимних тонах, по периметру которого расположены белые стулья. Лишь одна из стен, та, что напротив меня, представляет собой кирпичную кладку с занавешенными тёмной тканью окнами. Контраст цветов так же поддерживается, благодаря удобным ярко-красным подушкам разных размеров, на которых могут расположиться те, кому не хватает стульев. Все эти факторы создают внутри студии домашний уют, делают нахождение здесь приятным и комфортным. Организаторы мероприятия располагаются за единственным в комнате длинным столом, оснащённым и даже чем-то напоминающим диджейский микшерный пульт, с помощью которого, очевидно, и будет создаваться звуковое сопровождение. Неподалёку свисает микрофон, стилизованный под дискотеки 80-х и почему-то расположенный на уровне пояса.

Пока ещё есть время, пробегаюсь глазами по программке: как и ожидалось, ничего, кроме списка причастных к этому событию лиц там нет: всё происходящее в следующие 24 часа будет представлять из себя чистейшую импровизацию.

Спустя всего пару минут, когда все собравшиеся уже расположились в помещении, встаёт сама Галина Жданова - участник Чемпионата мира по импровизационному театру в Берлине, актёр кино и просто красавица. Приятным и уверенным голосом она объявляет о старте марафона. «Продукт 24» основан на немецкой театральной школе, и будет являть собой импровизацию на тему времени.

- Главная цель проекта: изучение театрального времени. Как с ним можно работать: ускорять или наоборот замедлять, - рассказывает Галина.

Режиссёр предлагает присутствующим зрителям самим выбрать тему для следующего часа актёрской игры, взяв за основу одну из русских народных сказок. «Давайте Репку»,- пытаюсь предложить я первую пришедшую на ум историю, в которой рассказывается о важности взаимовыручки, слаженной командной работы и о том, что успех может зависеть даже от действий самого маленького члена коллектива. Однако публика настроена куда более кровожадно и требует от актёров как минимум постановки Синей бороды.

- Это нам уже как-то предлагали, и тогда выяснилось, что почти никто из нас с этой сказкой не знаком. Не заставлять же ребят читать,- только отшучивается девушка. Всё же вскоре нам удаётся добиться консенсуса, остановившись на театрализации чуть менее брутальной «Курочки Рябы». С самого старта марафона в глаза сразу бросается потрясающе юный возраст его участников. Похоже, что большинству марафонцев нет и тридцати, однако это никак не сказывается на качестве «Продукта».

- Все участники представления - профессиональные актёры, имеющие соответствующее образование и опыт работы в театрах Санкт-Петербурга, - заверяет Ксения Журавлёва.

Начинается представление. Три члена актёрского коллектива садятся на стулья и начинают наперебой рассказывать свои версии происходящего со злосчастной курицей, чем немало веселят аудиторию. Особый интерес у, видимо, не знакомых с размножением домашних птиц артистов вызывает сам факт того, что Ряба снесла яйцо без петуха. Неожиданно молодой человек справа от меня срывается со своего места и присоединяется к представлению в качестве мышки-норушки.

Только сейчас становится понятно, что зрители и актёры расположены в зале совершенно случайным образом, а мой сосед, оказавшийся профессиональным актёром Ильёй Борисовым, является полноправным участником представления. Стоит ли говорить, что непросвещенного и неподготовленного к такому экспромту наблюдателя настолько внезапное вторжение может ввести в состояние, близкое шоковому, вызвать восторг и бурю положительных эмоций. Более того, отыграв свою роль и почувствовав, что его помощь в данный момент не требуется, каждый участник спектакля тут же садится на ближайшее свободное место, что ещё больше сближает артиста со своим зрителем.

Несмотря на искромётный юмор и энергию рассказчиков, вскоре поток слов начинает неизбежно иссякать, а аргументы заканчиваться. Но марафон и не думает сбавлять обороты. Внезапно, все задействованные в постановке актёры срываются со своих мест и начинают кружиться в безумном хороводе, неестественно извиваться и плясать, периодически замирая в совершенно неожиданных позах. Вся эта вакханалия сопровождается стонами, кудахтаньем и цитированием слов из вышеупомянутой сказки загробным голосом.

Может показаться, что данная постановка хаотична и актёры, играя свои роли, не руководствуются никакими принципами. Однако ряд правил здесь всё-таки есть. Например, участник может в любой момент остановить представление, хлопнув в ладоши, и занять место на сцене, сместив одного из своих коллег. Этот факт и индивидуальное видение каждым актёром конкретной ситуации приводит к по-настоящему уморительным моментам, когда пришедший на замену актёр начинает имитировать совершенно другую ситуацию, а его коллега без каких-либо раздумий подыгрывает компаньону, не теряя темпа и демонстрируя незаурядный талант и высокое мастерство импровизации. Так, сцена, где два партизана ползут по-пластунски минировать вражеские позиции, резко прерывается хлопком и, подоспевший на замену артист, изменив позу на куда более откровенную, поворачивается к ползущему за ним коллеге и с типичной нетрадиционной интонацией спрашивает: «Ну как, хорошо я её накачал?» «Что ты меня постоянно спрашиваешь, хорошо ли ты её накачал?» - раздражённо кричит ему в ответ бывший партизан. Особенно забавно это выглядят ситуации, когда члены актёрского коллектива начинают бороться между собой за право участвовать в какой-либо особо аппетитной сцене. Так в моменте, когда девушка бросается самозабвенно целовать босые ноги своего партнёра по площадке, практически вся мужская половина группы начинает хлопать в ладоши, желая заменить более удачливого товарища, что тут же выливается в настоящее противостояние, заканчивающееся шутливой за заветную роль. С неподражаемым юмором здесь обыгрывается почти всё: даже просто заметив телекамеру, один из участников подбегает к ней и, постоянно спрашивая «Меня видно?», начинает крутиться перед объективом, а вскоре и все марафонцы присоединяются к нему в безумной попытке попасть в кадр. Периодически, один из артистов подползает к тому самому ретро-микрофону и нашёптывает в него навеянную ситуацией историю.

Конечно, весь спектакль далеко не ограничивается одной лишь комической составляющей. Уже в следующей сцене бедная девушка одну за другой получает звонкие и совсем нешуточные пощёчины. А когда за неё героически вступается мой бывший сосед Илья Борисов, в какой-то момент даже становится непонятно, является ли происходящее очередной творческой зарисовкой или на сцену выливаются реальные отношения между участниками коллектива. Впрочем, после очередного хлопка ситуация опять в корне меняется и принимает более безобидный оборот. Несмотря на ограничение по возрасту 18+ жестокости здесь практически нет, зато обсценная лексика в определённой мере присутствует.

Наконец, становится ясно, почему нас всех обязали разуться перед входом: по ходу действия актёры неоднократно падают на пол, ползая и перекатываясь по мягкому покрытию в немых сценах, а под конец первого акта даже радуют нас довольно-таки профессиональным брейк-дансом. Спустя полтора часа звенит будильник и объявляется антракт.

Во время короткого кофе-брейка можно не только отдохнуть и подкрепиться в своеобразном фойе, но и пообщаться непосредственно с участниками марафона. Все ребята очень открытые и с удовольствием отвечают на вопросы журналистов, фанатов и просто заинтересованных зрителей. Подсаживаюсь к компании молодых людей. Барышня кокетливо помалкивает, зато парни наперебой делятся эмоциями и впечатлениями, и если первый мой собеседник - актёр театра « Поколений» Евгений Анисимов абсолютно откровенно рассказывает о своём положительном опыте, то Илья Борисов, напротив, не выходит из роли и, разумеется, шутя, жалуется на невыносимые условия работы и тщетность бытия.

-Ему платят, чтобы он говорил, что всё ужасно, а мне, когда я говорю, что всё отлично, - шутит Анисимов.

Распознав игру в хорошего и плохого актёра, продолжаю беседовать с Евгением. Оказывается, что практически все члены группы давно знакомы и, не смотря на то, что каждый прошёл свой собственный творческий путь, в коллективе царит полное взаимопонимание, что очень важно в жанре импровизации. Однако артист отмечает, что казусы здесь всё же иногда случаются: например, однажды, в линолеуме была обнаружена торчащая острая бритва. Конечно, интересуюсь по поводу нагрузки, но, похоже, что суточный формат проведения «Продукта» здесь никого не пугает.

-А вам было тяжело всё это время смотреть? - без раздумий отвечает на мой вопрос Евгений Анисимов.

«Продукт 24» выстроен по простой схеме. В начале каждого часа зрители совместно выбирают тему, а последующие 60 минут артисты с упоением импровизируют, стараясь не отвлекаться от заданного направления. Конечно, ни один, даже самый профессиональный актёр не сможет целые сутки продолжать демонстрировать блестящую игру и держать в напряжении искушённого зрителя, поэтому только первые и последние часы марафона вся группа проводит вместе, в остальное время на сцене можно наблюдать одновременно максимум четырёх участников. Лишь на последнем часу мне удаётся-таки продвинуть свою идею про «Репку», и выясняется, что данный овощ символизирует для актёров Родину.

- Репка - она как Россия. Внутри такая большая, а сверху только зелень,- прерывая постановку, делится своим видением ситуации артист Игорь Мосюк. Конечно, после такого продолжительного забега все марафонцы измотаны, но даже в последние минуты, это никак не сказывается на качестве актёрской игры и импровизации.

Спустя сутки, когда часы в последний раз возвещают об окончании очередного промежутка времени, представление заканчивается. Галина Жданова встаёт и первым делом освобождает окна от затмившей их тёмной ткани, впуская в помещение жизненно необходимый дневной свет. После этого она лично благодарит каждого участника спектакля. Усталые, но довольные артисты и зрители начинают расходиться по домам.

Следующий «забег» пройдет в Санкт-Петербурге 28 сентября.

Фото предоставлены организаторами

Владимир МАТЮНИН | 20 сентября 2014
 просмотров: 524 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Cобытия
CобытияВ день 100-летия Октябрьской революции легендарный корабль рассказал «Первой линии» о своих ...
Люди
ЛюдиВ честь 100-летия Октябрьской революции корреспондент «Первой линии» совершила путешествие с ...
Город
ГородПоднимаюсь по лестнице на факультете журналистики и по пути встречаю знакомых. Кому-то ...
Хай-тек
Хай-текИгорь Гришечкин – концепт-шеф ресторана CoCoCo, принадлежащего Матильде и Сергею Шнуровым. За ...