English

Информационно-образовательный портал

ЩУПАЛЬЦА КИНОПРОПАГАНДЫ

Маргарита НИЗЯЕВА, 20 сентября 2014

В то время как Запад продолжает вводить против России все новые и новые санкции, российские деятели культуры предлагают нанести ответный удар.

Председатель комитета Госдумы по культуре, режиссер Станислав Говорухин выступил с предложением ограничить в стране прокат фильмов голливудского производства.

- Я считаю, что у нас излишек голливудской продукции, не американского кино, а именно голливудского кинематографа. Вместе с тем мы не имеем представления о европейском кинематографе, - заявил Говорухин.

В частности, режиссер предложил заменить фильмы американского производства на кинокартины из Кореи, Японии, Ирана и других стран. На вопрос «почему же не дать больше пространства российскому кино?» он ответил:

- Мы много у нас в кинематографии говорили о квотировании, увеличить количество российского кино до 60-70%. Это невозможно сделать, потому что российского кино нет в достаточной степени.

В то же время режиссер Юрий Кара выступил с предложением на время санкций вовсе отказаться от показа американских фильмов, полагая, что за этим последуют серьезные изменения: «Голливуд надавит на Обаму, и он отменит санкции», - заявит он на съезде Общероссийского народного фронта. И по его же мнению, подобный запрет даст толчок к развитию национального кинематографа.

Немного другой подход у депутата Госдумы РФ от Чечни Шамсаила Саралиева:

- Запрет на прокат американских фильмов в России на тот период, пока действуют санкции США в отношении нашей страны, будет достойным ответом Америке. Считаю этот шаг обоснованным и необходимым, тем более что у нас есть свои хорошие режиссеры, которые ничем не уступают американским, - уточнил Шамсаил Саралиев. - Их киноиндустрия - это действительно сильный рычаг, влияющий на сознание людей всего мира, мощная голливудская пропагандистская машина, которая пустила свои «щупальца» по всему миру.

Начнем с того, что подобный шаг с российской стороны вряд ли бы возымел серьезные последствия. Да, фильмы с американского континента в нашей стране крайне популярны, и это приносит относительно неплохой доход голливудским магнатам. И допустим, этих фильмов на наших экранах не стало, или же фактически не стало. Что имеем?

Голливуд, вычтя пару процентов из мировых сборов, продолжит снимать популярные фильмы. А что Россия?

Предложены два пути разрешения такой ситуации. Идем по первому – ограничиваем прокат продукции Голливуда и делаем ставку на иранское, японское, корейское кино, побуждая в жителях нашей страны интерес к «богатому», по выражению Говорухина, кинематографу.

Что нужно иметь в виду: искусство данных регионов отличается ярко выраженным национальным колоритом, особенно это заметно на примере Японии, что придется по вкусу не каждому российскому зрителю. Также затраты на киноиндустрию там гораздо ниже, чем в той же Америке, что не позволяет добиться столь качественных спецэффектов. И как же распиаренные голливудские актеры, фанаты которых исчисляются миллионами?

Таким образом, поклонники подобного узконаправленного, интеллектуально качественного кино все же найдутся, но столь привлекательным для среднестатистического посетителя кинозала оно, увы, не станет, учитывая, что и сейчас европейское и российское кино занимают 10% проката.

Так что инициативу Говорухина можно считать хорошей идеей, чуть ли не утопией, но никак не конструктивным предложением, что и сам он в конце концов признает:

- Если сократить количество голливудских фильмов за счет иранского, корейского кинематографа, европейского… Хотя это невозможно.

И если Говорухин все же соотносит мечту и реальность, то господин Кара решительно настроен пустить российское кино в свободный от Голливуда прокат, уповая на высокий интерес к отечественному производству в советское время, когда «в среднем в прокат выходило пятьдесят советских фильмов и шесть американских».

Режиссер, по-видимому, упускает из виду, что в то время не существовало частных кинотеатров. Затраты на кинопроизводство в СССР были совсем другими. Культурный уровень населения был иным. Да и конкуренции фактически никакой.

А что сейчас? Те российские фильмы, которые выходят в прокат, в большинстве представляют собой молодежные комедии, изначально рассчитанные на непритязательную аудиторию.

И дело не в том, что в России нет хорошего кино. Оно есть. О чем и говорит Юрий Кара:

- Дайте и нам возможность снимать и показывать фильмы. Мы сейчас впустую их снимаем. Многие. А картины есть замечательнейшие. Вот "Бибинур", например. Весь Татарстан снимал - я смотрю по благодарностям. Потому что денег на это не дают, и там все им помогали. Это женское татарское имя, Бибинур. Фильм получил много призов. Но никто его не видел, кроме участников этих фестивалей.

Так или иначе, какой бы путь развития отечественного кинематографа ни был выбран, заполнить освободившееся пространство отечественными или азиатско-европейскими картинами, исход один. Который уже предрекают прокатчики и продюсеры, принимая во внимание, что американское кино составляет 85-90% от проката.

- Я считаю эту идею, мягко говоря, странной, - заявила глава Индустриального совета по развитию кинообразования при Министерстве культуры РФ Анна Крутова. - Киноотрасль не выживет, так как кинотеатры, собственно, и большое кино умрут, кинотеатры просто закроются.

К тому же в России сейчас работают 2500 кинотеатров, и люди, которые трудятся там, останутся без хлеба. И стоят ли такие риски безобидных ответных санкций? Будь то стремление к скоростному развитию отечественного кино. Будь то надежда на интерес к богатому кинематографу.

Или же борьба с пропагандой насилия:

- При этом надо признать, что многие американские ужасы и триллеры - это настоящая пропаганда безжалостности, насилия и безнравственности. Насколько нужна нам эта западная идеология? Полезна ли она нам? Об этом стоит задуматься всерьез, - отмечает депутат Саралиев.

В настоящий момент идеи о запрете или ограничении голливудского кино в российском прокате правительство пока не поддерживает:

- На уровне культуры санкции не работают, поэтому нет смысла что-либо запрещать. Санкции - это вообще пережиток прошлого. Меры по поддержке российского кино, возможно, будут необходимы, но к этому вопросу тоже нужно подходить очень осторожно, учитывая мнения всего киносообщества, экспертов в этой области, - заявляют в пресс-службе Минкультуры РФ.

Стоит отметить, что это уже не первая попытка деятелей культуры ограничить долю американского кинематографа в прокате. В прошлом месяце с предложением запретить фильмы, «демонизирующие образ России», выступил член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Бату Хасиков.

Фото inforesist.org

Rating 3 Просмотров: 5960

Пока без комментариев

Фотостена

  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider
  • image slider

«Спецпроект в ДП» продолжается

Сотрудничество Клиники коммуникационных проектов с «Деловым Петербургом» продолжается. Спикером второй встречи ...

Читать далее ...

О «русском» в мировой опере

Дмитрий Головнин - тенор, чей вокал в театральных кругах принято считать безупречным, а игру – проникновенной, ...

Читать далее ...

Не только День святого Валентина: праздники 14 февраля

Любовь – как много в этом слове… Постойте, не та цитата. Но и эта может описать любовь – то самое легендарное ...

Читать далее ...

Чего не хватает Петербургу как туристическому центру?

Всего проголосовало: 19

«Клиническая практика» – уникальный проект Санкт-Петербургского
государственного университета.

Это форма получения обучающимися
практических навыков без отрыва от
учебного процесса для решения задач,
поставленных клиентом

Информационно-образовательный портал Санкт-Петербурга и Ленинградской области, созданный студиозусами Санкт-Петербургского государственного университета.